Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:03 21 Ноября 2012 2486
Сергей Лозница: Я всюду вью себе гнезда

Для автора фильма «В тумане» отечество – не страна, а культура

Сергей Катьер, Леонид Павлючик

Завтра на российские экраны выходит нашумевший фильм Сергея Лозницы «В тумане», уже завоевавший в Каннах престижный приз ФИПРЕССИ, а также награды на ряде других фестивалей. В том числе на недавно закончившемся минском «Листопаде», где фильм был удостоен Гран-при. Во время показа картины в местном Доме кино, где зрители буквально висели на люстрах, и состоялся наш разговор с режиссером.

— Сергей, успех фильма в Каннах, победы на «Зеркале» в Иваново, «Золотом абрикосе» в Ереване как-то повлияли на прокатную историю картины?

— Я не знаю, насколько широким будет прокат фильма в России. Ни «Зеркало», ни другие фестивали на постсоветском пространстве, ни даже успех в Каннах на продвижение фильма в российском прокате не влияют. Здесь работают какие-то другие, непонятные для меня механизмы.

— А какова судьба картины в мировом прокате?

— В мире картина продана практически всюду. Ее купили Европа, Канада, США, в начале следующего года фильм выходит в Бразилии, Израиле, в конце января — во Франции, затем в Италии, Великобритании, Польше...

— Ваш фильм — копродукция пяти стран. И теперь каждая страна борется, чтобы считать вас «своим» режиссером, а «В тумане» — «своим» фильмом. Чье это все-таки кино — русское, белорусское, голландское, немецкое, латвийское?

— А разве это имеет значение? Это как-то фильму помогает? Когда вы смотрите фильм, разве для вас это важно?

— Не очень...

— И для меня неважно. Так почему мы об этом говорим?

— Народ интересуется...

— На фестивале во Владивостоке был мастер-класс Отара Иоселиани, и когда ему задали такой же вопрос, он ответил цитатой из Пушкина: «Отечество нам — Царское село». Так вот, мое Отечество — культура, в которой я вырос и был воспитан. А все остальные определения не имеют сегодня никакого смысла. Вспомните: сначала было одно государство — Российская империя, потом другое — Советский Союз, теперь на их месте образовалась группа государств. Что будет дальше с этими государствами — сольются они, разбегутся еще дальше, — не совсем понятно. Кто и как будет потом делить чью-то национальную, территориальную принадлежность?

— И все-таки есть понятие «родное гнездо»...

— Мы в другую эпоху живем. У нас сегодня, слава Богу, есть возможность сесть в самолет и через два часа оказаться за тысячи километров от этого места, в котором мы с вами разговариваем. Так что мое гнездо — это компьютер. А дальше — то место, где я в данный момент работаю. Я всюду вью себе гнезда. Начинаю с того, что на новом месте иду в магазин и покупаю книги.

— И однажды вы купили книгу Василя Быкова...

— В советское время многие читали Быкова. Читал его и я. Но повесть «В тумане» прочел в 2001 году. Она произвела на меня сильное впечатление. Книга Быкова была созвучна тому, о чем я думал и что чувствовал. Мне интересны ситуации, которые не имеют разрешения, — они очень точно описывают положение вещей. Не только, к слову говоря, на войне. Похожая неразрешимая ситуация может возникнуть в любое время, в любой стране. Поэтому я и решил сделать фильм по этой книге.

— Некоторые критики упрекали ваш предыдущий фильм «Счастье мое» за излишний радикализм. Сейчас упрекают за излишний консерватизм. Мол, «В тумане» напоминает советские фильмы о войне...

— Давайте разберемся сначала со словом «советский». Это понятие применительно к искусству ввел, как известно, Сталин. Им обозначались произведения, которые пропагандируют ценности советского строя. В этом контексте прилагательное «советский», думаю, не имеет к фильму «В тумане» никакого отношения. Если критики имели в виду, что мой фильм напоминает картины 60–70-х годов, то пусть они попробуют привести примеры ленты в такой стилистике, в которой сделан фильм «В тумане». То есть снятый ручной камерой, длинными планами, состоящий из 72 кадров (эпизодов без внутреннего монтажа. — «Труд»)... Для каждого времени характерна особая стилистика, она определяет содержание произведения искусства.

Что же касается содержания «В тумане», то пусть критики назовут мне советский фильм, в котором главный и при этом положительный герой стреляется в конце. Не потому, что его заставили, распяли, а потому, что он сам приходит к этому решению. Я таких фильмов что-то не припомню. Так что критикам, я думаю, надо, отбросив всевозможные предубеждения и клише, искать то новое, что проявилось, проступило в этом фильме. А оно, это новое, мне кажется, там есть.

— Похоже, вы не очень жалуете критику...

— А у нас нет серьезной критики. Тут я соглашусь с культурологом Михаилом Ямпольским, который недавно написал статью на эту тему. Так называемая «критика» сводится у нас к пересказу содержания и выражению собственных эмоций по этому поводу. Анализа произведения чаще всего нет. Это пагубно для режиссеров и для самого кино. Оно не развивается, когда нет мыслящих людей, которые о нем пишут. Или когда их крайне мало, как сейчас в России.

— Классик как-то сказал: фильм — это кладбище замысла. У вас получилось то, что вы задумали, или на финише обнаружили потери?

— Я возьму на себя смелость парадоксальным образом перефразировать классика: фильм — это замысел кладбища. Все, что вы фиксируете сначала в своем сознании, потом на бумаге, — в процессе съемок переходит в другое качество. То есть умирает, чтобы возродиться в новом произведении искусства — фильме. В этом смысле я сделал то, что задумал. Какие-то потери неизбежны, идеал недостижим, но в целом, как мне кажется, я воплотил свою идею.

— Сейчас, насколько известно, вы задумали фильм про Бабий Яр. Напомним для читателей — это место массовых расстрелов евреев, цыган, советских военнопленных. Здесь погибло, по разным сведениям, от 100 до 150 тысяч людей. На какой стадии находится этот замысел?

— Я пишу сценарий. У меня уже придумана общая сюжетная конструкция — это будет история молодой женщины, спасшейся из Бабьего Яра, сейчас я оттачиваю, выписываю отдельные эпизоды. Начиная с июля, плотно сижу с историческими документами, читаю разнообразные тексты на эту тему. Есть группа историков в Германии, России, Украине, которые помогают мне в этом процессе. Он идет нелегко. И исторических свидетельств не так уж много, и тема довольно тяжелая. Это гораздо более трудная картина по сравнению с экранизацией в общем-то камерной повести Василя Быкова.

В новом фильме я хочу максимально объемно и полно представить, что происходило в Бабьем Яру в 1941 году, и как такая страшная трагедия могла произойти. Прожив почти 30 лет на Украине, я, оказывается, мало что про это знал. Что-то слышал, читал повесть Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», но это были разрозненные и весьма поверхностные представления. И только теперь пытаюсь докопаться до всей возможной на сегодняшний день полноты правды. Мне хочется добиться в своем фильме абсолютной фактологической, исторической достоверности и точности.

— Новый фильм опять будет копродукцией нескольких стран?

— Я этого еще не знаю. У картины есть продюсер. Это Рик МакКаллум, он, в частности, делал три последних эпизода «Звездных войн» с Джорджем Лукасом. Сейчас мы вместе работаем над тем, чтобы приступить к съемкам в будущем году.

— Иногда возникают разговоры, что тема Второй мировой войны уже исследована вдоль и поперек и белых пятен практически не осталось. Судя по всему, вы так не считаете...

— Белые пятна... Да их множество. Есть масса вопросов, на которые до сих пор нет ответа. Например, такой: что произошло со страной в первый год войны. Известно, скажем, что за первые шесть месяцев войны в плен попало порядка 3,5 миллионов солдат и командиров Красной армии. Кто-нибудь вдумывался в эту цифру? Пытался ее проанализировать? Алексей Герман прикоснулся к этой теме в фильме «Проверки на дорогах», и на этом все закончилось.

Далее, жители Западной, а потом и Восточной Украины встречали захватчиков хлебом-солью, как освободителей. Это была трагическая иллюзия, но это было, это наша история. Кто-нибудь размышляет всерьез над тем, что побудило людей к этому? Идем дальше. 1,2 млн советских людей добровольно служили во время войны на стороне фашистов. Как мы будем сегодня к этому относиться? Наконец, кто такой генерал Власов и его армия? Понимаю, это все очень сложные вопросы, но делать вид, что их нет, — не выход из ситуации. Эти и другие темы еще ждут художественного исследования.

— Вы делаете уже третью картину на суровом военном материале. Да и ваши документальные фильмы, такие, например, как «Блокада», легкими не назовешь. Скажите, это у вас по жизни такое драматичное мироощущение? Вам не хочется, условно говоря, снять комедию?

— Для комедии сейчас — не мое время.

— Вы хотели сказать, комедия — не ваш жанр?

— И не мое время. Всему свое время. Вот комедии Гайдая были сняты в свое время... А сегодня у нас есть возможность заниматься серьезными историческими, социально-психологическими исследованиями жизни и ставить перед обществом сложные вопросы. Если такая возможность есть, то это необходимо делать. Как говорил полковник Най-Турс в булгаковской «Белой гвардии»: «Помирать — не в помирушки играть».

 

Комментарии для сайта Cackle

Ведущий шоу «Страна талантов» поговорил с корреспондентом «Труда» о теплоте и душевности искусства

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Алексей Воробьев рад юному пополнению «Страны талантов». Фото предоставлены телеканалом НТВ

На канале НТВ завершилось шоу «Страна талантов», на протяжении двух месяцев предоставлявшее площадку тем, кто посвятил себя народным музыкальным традициям. Фольклор вечен — но в какой степени он интересен...

Отечественный кинопрокат вошел в зону турбулентности
Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Fabian Sommer/dpa, globallookpress.com

То, о чем в последние три месяца с тревогой говорили прокатчики, к сожалению, начало сбываться. В России стали в массовом порядке закрываться кинозалы. Тревожные вести приходят из Санкт-Петербурга, Нижнего...

Как царь тащил Россию вперед и что из этого вышло

Евгений ГУСЛЯРОВ, писатель
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda. globallookpress.com

Петру Великому 9 июня исполнилось 350 лет. Могучая и противоречивая фигура, интерес к которой не ослабевает до сих пор. Впрочем, всякую великую суть легче всего объясняет деталь — в ней, как в зеркале,...

Разговор с главой Российского детского фонда, писателем Дмитрием Лихановым, вернувшимся из Мариуполя...

Ольга Щербакова
Труд
Дмитрий Лиханов и дети Мариуполя

Мы договорились с ним встретиться в кафе у метро. Тут всегда шумно, музыка, бурлит жизнь. И внутренне я даже обрадовалась, потому что разговор предстоял тяжелый. За окном хмурилось небо, народ торопился успеть...

Главред RT Маргарита Симоньян предрекла возвращение Ивана Урганта и свой уход из эфира

Сергей Беднов
Труд
Для спокойствия объясним откровения Маргариты Симоновны минутной слабостью: женщина. Имеет право. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

На прошлой неделе в своем Telegram-канале Симоньян оставила запись: «Нет никаких сомнений, что Ургант вернется. И в страну, и в эфир. А мы — уйдем. За ненадобностью. Точнее, в связи...

В Каннах пахнет скандалами и сюрпризами

Мария Моисеева
Труд
Один из главных кинофорумов мира открывается 17 мая. Фото: Terence Baelen/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Стартующий 17 мая 75-й Каннский кинофестиваль в этом году пройдет в привычном живом формате. На Лазурном Берегу высадится вся элита мирового кино. Не будет только официальной делегации из России. Да и вообще...

Разговор с Юрием Соломиным накануне его дня рождения

Любовь Лебедина
Труд
В роли Доменико Сориано в спектакле «Филумена Мартурано». Фото предоставлено Малым театром

Завтра, 18 июня, у народного артиста СССР, Героя Труда России, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрия Соломина день рождения. Ему без одного дня 87, но как же трудно встроиться в его...

В девятый раз праздник на Владимирщине привез мировую классику в глубинку

Сергей Бирюков, Владимирская область – Москва
Труд
Бах в исполнении Бориса Андрианова у подножия Покровской церкви Клязьминского Городка. Фото автора

«Музыкальная экспедиция» — звучит не очень-то фестивально, скорее по-рабочему, трудовому. Но ведь и фестиваль этот особый — без залов с хрустальными люстрами и публики в «Бриони»....

Культура 00:16 / 27 Мая 2022 9238
Опять двойка...

На голубые экраны возвращается экс-ревизорро Елена Летучая. И опять с ревизиями

Сергей Беднов
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Телевидение понемногу возвращается к дооперационной сетке вещания. И хотя на главных кнопках еще нет ни КВН, ни Петросяна, скандальное шоу «На самом деле» уже в эфире. Но чтобы зритель не почувствовал...

Проект «Живые мемории» - это просветительский киноальманах, где воспоминания выдающихся соотечественников читают наши известные современники

Сергей Николаев
Труд
Среди героев первого сезона был Иван Бунин. Фото: Юлия Зозуля/Keystone Press Agency, globallookpress.com

О том, что довелось пережить жене Достоевского, дочери Льва Толстого, композитору Рахманинову, инженеру и меценату Петру Перцову, Герою Советского Союза Павлу Зайцеву и другим ярким личностям, расскажут Инна Чурикова, Елизавета...

Когда случилась спецоперация и когда интересы отечества потребовали от публичных фигур обозначить свою гражданскую позицию, попса дала слабину

Сергей Беднов
Труд
Даже если попсу не убирать из эфира полностью, а хотя бы ограничить ее присутствие, то чем заполнять образовавшиеся пустоты? Фото: Moscow-Live.ru

На протяжении нескольких десятилетий главным лозунгом наших ведущих каналов был такой: «Из всех искусств для нас важнейшим является попса!». Он хоть и не звучал голосом Малахова в межпрограммке, но как...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Gary Burchill,globallookpress.com

«К счастью путь лежит простой: / Мимо сосен, вдоль жасмина. / День течет, как мед густой, / Из бездонного кувшина» — этими стихами про тягучую, полную негромких радостей и удовольствий дачную жизнь открывался чудесный альбом-альманах Елены Лаврентьевой,...

Не все начала в отношениях Европы и России положены Петром

Евгений Гусляров
Труд
Фрагмент портрета царевны Софьи кисти Алексея Антропова (1772 г.). Фото: Russian Look/globallookpress.com

Вот какая замечательная деталь есть в биографии царевны Софьи. Не все начала в отношениях Европы и России положены Петром. Русско-французские литературные связи, например, основаны царевной Софьей. Впрочем, начались эти отношения...

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © West Coast Surfer, globallookpress.com

15 мая во всем мире отметят День семьи. По мне, так это самый важный праздник, ведь он касается самых близких и родных людей. Хотя редкая семейная жизнь обходится без драм и испытаний на прочность. Лиана Мориарти...

Важно не то, на чем ты играешь, а как, убеждена музыкант-виртуоз, наставница и просто красавица Екатерина Мочалова

Сергей Бирюков
Труд
Екатерина Мочалова со своими главными любимицами – домрой и мандолиной. Фото: Даниил Рабовский. Из личного альбома артистки

Среди музыкальных чудес только что закончившегося XIV Международного фестиваля Юрия Башмета в Ярославле (спектакль «Волшебная флейта» с плеядой великолепных молодых певцов, ожившие голоса солдат Великой Отечественной в постановке...

Сроки завершения реконструкции знаменитого музея переносятся в третий раз, а стоимость работ вдвое превысила первоначальную

Виктория Рогозинская
Труд
Политехнический музей. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Эти стены помнят голоса поэтов — Маяковского, Светлова, Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Поженяна и многих других. Документальные кадры с их выступлениями в Политехническом кинорежиссер Марлен Хуциев сделал...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?