Главная Культура 00:26 22 Марта 2019 16752
Сделали это по-быстрому

Как Андрей Кончаловский Бергмана адаптировал

Леонид Павлючик
Героев «Сцен из супружеской жизни» режиссер доверил сыграть своей музе Юлии Высоцкой и маститому Александру Домогарову. Кадр телеканала «Культура»

В МХАТе имени Горького, который еще называют «доронинским» — по имени народной артистки СССР Татьяны Дорониной, руководившей театром на протяжении последних 30 лет, — прошла премьера «Сцен из супружеской жизни» по мотивам сценария Ингмара Бергмана в режиссуре Андрея Кончаловского. Это первый спектакль новой команды (худрук — Эдуард Бояков, зам по творческой работе — Сергей Пускепалис, зам по литчасти — Захар Прилепин), пришедшей в конце прошлого года в МХАТ. Премьеру подгадали к 100 дням работы нового руководства. По мнению обозревателя «Труда», зря торопились.

Понятно, что опытному театральному менеджеру Эдуарду Боякову, который заправлял «Золотой маской», руководил театром «Практика», нужен был быстрый успех, чтобы доказать, что перемены в театре совершены во благо общего дела, а не ради чьей-то прихоти. Пока Пускепалис с труппой театра основательно репетирует «Последний срок» Валентина Распутина — программное произведение русской литературы, решили оперативно пригласить на постановку Кончаловского, который уже ставил камерные «Сцены» (всего два актера на сцене) в Неаполе.

В нем играли итальянский актер Федерико Ванни и жена Кончаловского, актриса Юлия Высоцкая, которая провела роль на итальянском, благо на языке Данте она хорошо изъясняется: семейство Кончаловских часть года проживает на вилле в Тоскане. В российской постановке режиссер пересадил героев знаменитого бергмановского фильма, повествующего о распаде внешне благополучного буржуазной шведской семьи, на русскую почву. А точнее, поселил их в перестроечной Москве.

Героев режиссер доверил сыграть опять-таки своей музе Юлии Высоцкой и маститому Александру Домогарову. Это слаженный, спетый дуэт, который уже играл вместе и в фильме «Глянец», увы, неудачном, и на сцене театра Моссовета, одним из творческих попечителей которого является (а скорее считается) Кончаловский. На самом деле он пишет сценарии, снимает кино (на выходе его новый фильм о гении итальянского Возрождения Микеланджело), ставит спектакли в разных странах. В итоге мысли и руки до театра Моссовета у него в последние годы не доходят, на что, в частности, справедливо гневается в своих интервью звезда труппы Валентина Талызина.

И то, что Кончаловский, вняв просьбам то ли Боякова, то ли министра культуры Мединского, решил поддержать своей постановкой новую команду МХАТа имени Горького, прихватив из театра Моссовета еще и ведущего актера, — история сама по себе этически небезупречная. Не говоря уже о том, что для первого спектакля в обновленном МХАТе было бы правильнее занять местных исполнителей, а не привлекать звезд со стороны. Иначе это смахивает на антрепризу, нашедшую приют на МХАТовской сцене.

Что касается самого спектакля, то в целом он повторяет структуру бергмановского фильма, состоящего из шести сцен, разделенных иногда короткими, иногда длительными временными промежутками. В каждой из сцен супруги Иван и Марина предстают в новом психологическом состоянии и социальном статусе. Вот они вяло отбиваются по телефону от приглашения матери героини побывать на заведомо унылом семейном обеде. Вот обсуждают перспективы отпуска на берегу моря, до которого в итоге так и не доедут. А вот Марина сообщает мужу, что она беременна. Оставлять ребенка или делать аборт? — решают уже изрядно охладевшие друг к другу супруги.

Честно сказать, это был первый эпизод, после которого меня начало покидать доверие к происходящему на сцене. Дело не только в том, что у героев Бергмана к началу фильма было двое детей. Дело в том, что Марине по сюжету спектакля на тот момент исполнилось 35 лет. И они с 42-летним Иваном уже 10 лет жили в браке. Беременность после десяти лет бездетного супружества — это не «залет», как почему-то легкомысленно думают герои, а вместе с ними, кажется, и постановщик, это запоздалое счастье, подарок небес. Но Марина и Иван, похоже, бездумно решаются на аборт.

Пишу «похоже», потому что герои в дальнейшем будут разводиться, заново жениться и выходить замуж, тайком встречаться, обсуждать достоинства и недостатки своих новых супругов, даже по старинке спать вместе, но тема детей (рожденных или убитых во чреве, своих или пасынков) в их разговорах ни разу не возникнет, что, согласитесь, странно, а для нормальных людей даже дико. Особенно если Марина в результате аборта стала бездетной: она бы Ивану и себе этого не простила. Но герои даже не упоминают это «досадное» обстоятельство.

Точно таким же странным показалось мне решение режиссера погрузить действие «Сцен» в перестроечную реальность. По ходу спектакля на театральном заднике идет обжигающая телевизионная хроника тех лет: живой Влад Листьев, митинги в поддержку демократии, Ельцин у Белого дома...Но Иван и Марина, как слепые кроты, в упор не замечают этих событий, ни словом их не комментируют, а следуют в основном за текстом Бергмана. Акцент исключительно на частном, семейном был органичен в фильме о сытой, благополучной Швеции 70-х годов. Но в спектакле о нашей стране в 90-е годы прошлого века, когда произошла грандиозная ломка всего социально-политического, жизненного уклада, он выглядит надуманным.

Искусственно вырвать двух русских интеллигентов (она юрист, он, кажется, врач) из своей среды, из общественного контекста — значит превратить героев «Сцен» в серых, душных обывателей. Каковыми Иван и Марина, увы, для меня и остались, несмотря на все старания Юлии Высоцкой, по ходу спектакля кокетливо обнажающей стройные ножки, и на героические усилия Домогарова, который в ответственных эротических эпизодах старательно втягивает в себя весьма основательный для героя-любовника живот.

Впрочем, удивляться всем странностям спектакля я в какой-то момент перестал. В нем есть отдельные яркие моменты, в частности, страстный монолог Ивана о том, что мы обменяли свободное время на деньги и стали рабами золотого тельца, но в целом МХАТовские «Сцены» последовательно обходят стороной содержательные глубины бергмановского фильма и без конца рвут тонкую психологическую вязь взаимоотношений героев.

Из сценария 6-серийного телефильма Кончаловский, как мне показалось, выбрал наиболее «попсовые», сиречь легкоусвояемые мотивы; вкрапления своих наблюдений и мыслей сделал в таком же облегченном ключе. В итоге получилась сценическая лайт-версия всемирно признанного киношедевра, которая, не стану грешить против истины, вызвала определенный энтузиазм у пришедших на премьеру зрителей. Новые руководители театра, безусловно, поставят себе случившийся на премьере аншлаг в заслугу.

Но своя публика у доронинского театра была всегда. На протяжении последних десятилетий она худо-бедно заполняла зал. Другое дело, что театральные критики, отборщики фестивалей и устроители премий дорогу в МХАТ давно забыли: на большинстве постановок прочно лежала тень сценической архаики. Боюсь, Кончаловскому своим спектаклем переломить эту тенденцию не удалось...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11457
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7119
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6804
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6082
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5933
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?