Главная Культура 10:36 22 Октября 2020 3882
До и после окаянных дней

150 лет назад родился Нобелевский лауреат Иван Бунин

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Фото: Mary Evans Picture Library, globallookpress.com

Он прожил долгую жизнь. Признание пришло к Бунину в самом начале ХХ века. Он был дважды – в 1903 и 1909 годах – удостоен Пушкинской премии. Его 6-томное собрание сочинений, изданное в 1915 году, вышло тиражом 200 тысяч (!) экземпляров. Бунин был современником и собеседником Толстого, Чехова, Горького. В отличие от последнего, не принял революцию, и в 1920 году эмигрировал во Францию. Прожил там до самой своей смерти в 1953 году. На приглашения Сталина переехать в советскую Россию отвечал отказом. Еще и поэтому его книги в СССР долгое время не издавались. Ныне он – один из самых известных и любимых русских писателей в нашей стране и в мире.

Говорим о жизни и творчестве Бунина с поэтом, публицистом, искусствоведом, лауреатом престижных литературных премий Юрием КУБЛАНОВСКИМ.

Поэт Юрий Кублановский — давний поклонник творчества Ивана Бунина

- Юрий Михайлович, кто для вас Бунин в первую очередь: великий поэт или гениальный прозаик? Не скрою, лично мне его стихи кажутся суховатыми, академичными – в отличие от пряной, зримой, чувственно осязаемой прозы…

– Осип Мандельштам тоже не любил стихов Бунина. Но однажды его молодой друг биолог Борис Кузин, не называя фамилии, вдруг прочитал: «Ночь тишиной и мраком истомила. Когда конец? Ночь, как верблюд, легла и отдалила От головы крестец».

Мандельштам аж задохнулся от восхищения: чье это? - Бунина, - улыбнулся Кузин.

Поэтика Бунина некоторым образом попала в зазор между вырождающейся в эклектизм классикой и новой поэзией декаданса. Но у него много прекрасной лирики. Одно из лучших русских религиозных стихотворений «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» было написано Буниным в страшном 1918-ом году. В общем, поэзия Бунина – вечная моя спутница, даже, пожалуй, более близкая, чем лирика Иннокентия Анненского. Но я понимаю, что она, конечно, не может конкурировать по популярности с его совершенной прозой.

- Водоразделом в творчестве и судьбе Бунина стал октябрьский переворот. Блок, как известно, призывал слушать музыку революции. Бунин услышал в революции не музыку, а какофонию бунта. Позже в своей книге-дневнике назвал революционные потрясения «окаянными днями». Кто из двух гениев в исторической перспективе оказался прав?

– Все зависит от мировоззрения их читателей. Бунин же вообще долгое время был у нас под запретом. Напомню, что долгий свой колымский срок Варлам Шаламов получил именно за чтение Бунина, это так и значилось в его арестантском «деле». Блок призывал «слушать революцию», но, в конце концов, разбил каминной клюкой бюст Аполлона и умер сорокалетним в Петрограде от нервного истощения. Бунин уехал, прожил 33 года на чужбине и написал там много шедевров…

«Не с теми я, кто бросил землю на растерзания врагам», помнится, не без гордости писала Анна Ахматова. В общем, в ту пору каждый сам делал свой выбор. И не нам судить, кто был прав, а кто нет. Но скажу честно: мне ближе именно бунинское отношение к революции, как к непоправимой исторической катастрофе.

- На Нобелевскую премию Бунин претендовал еще в 1922 году. Получил ее только в 1933 – после выхода романа «Жизнь Арсеньева». Вокруг выдвижения на премию были нешуточные споры. Обсуждалась идея, что «нобелевку» можно поделить среди трех писателей русской эмиграции: Бунина, Куприна, Мережковского. Всплывали также фамилии Бальмонта, Шмелева. А Марина Цветаева считала, что ее заслуживает Максим Горький. «Горький – это эпоха, - говорила она, - Бунин – конец эпохи». Как вы считаете, не ошибся ли в свое время Нобелевский комитет, присудив премию именно Бунину?

– Не ошибся. Я с большим теплом читаю Шмелева, с интересом Мережковского и вот как раз в эти дни – Куприна. Но, конечно, Бунин прекраснее и суховатого Куприна, и приторного Шмелева, и, скажем так, перекультуренного Мережковского. Ну, а Горький повязал себя симпатией к сталинизму. Не забудем, что он ездил на Соловки и воспел, можно сказать, Соловецкий концлагерь. Представляете, если б он был нобелевским лауреатом?! Это теперь Нобелевская премия в значительной мере девальвирована. А тогда она еще пользовалась всеобщим уважением, несмотря на нелепые порой ошибки жюри.

Но вообще не надо мерить значимость писателя присуждением ему какой-либо премии, в том числе и Нобелевской. Многие великие писатели оставались при их жизни недооценёнными. Нобелевской премии не были удостоены, к примеру, Чехов, Толстой, Ибсен, Пруст, Борхес, – и что, их творчество от этого стало хуже?

- И все же, не была ли Цветаева по-своему права, ведь Бунин описывал в своих произведениях Россию патриархальную, давно ушедшую, а современных ему социальных тем и проблем он практически не касался?

- Схожей точки зрения придерживался, кажется, и Александр Солженицын, он тоже пенял Бунину, что тот писал о прошлом, а не о революционной трагедии. Но, во-первых, это не совсем так: и жгучие бунинские «Окаянные дни», и ядовитые очерки о литераторах-современниках носят очень энергичный и даже раскаленный характер. Трактовать же революцию с такой полнотой, как делает Солженицын в «Красном колесе», в ту пору было, видимо, невозможно. «Лицом к лицу лица не увидать», - справедливо заметил Есенин.

- Иногда говорят, что премия Бунину, автору «Окаянных дней», носила политизированный характер…

- Вряд ли это так. И Мережковский, и Шмелев были никак не меньшими противниками советского режима. Напомню, что Мережковский даже встречался с Муссолини… Но именно Бунин наиболее полно выражал и продолжал в ту пору классическую русскую литературную традицию.

- Массовый читатель знает и любит Бунина в основном по «Темным аллеям» - сборнику гениальных рассказов о любви. В свое время многие не приняли эту книгу, посчитав ее «избыточно эротичной». А уже упоминавшийся Шмелев и вовсе воспринял «Темные аллеи» как порнографию. При этом напомню, что Бунин был глубоко религиозным человеком. Не нарушал ли он божьи заповеди, так откровенно рассказывая о чувственной, плотской стороне любви?

– Думается, Шмелевым руководила, отчасти, литературная и житейская зависть. В письме своему другу философу Ивану Ильину он не без удовольствия пишет, что какой-то русский эмигрант вернул «Темные аллеи» продавцу, с омерзением бросив тому книгу в лицо. Безусловно, в «Темных аллеях» есть оттенки чрезмерного старческого эротизма. Во всяком случае, в чувственных описаниях никто из наших великих писателей так далеко, кажется, не заходил. Но это литературная данность, с которой не поспоришь. Возможно, отчасти, именно этим и объясняется популярность «Темных аллей» у рядового читателя, падкого на такое.

Ну, а уж как это соотносится с православностью Бунина – не нам судить. Среди людей искусства, прямо скажем, мало соблюдавших евангельские заповеди во всей их полноте. Но наши нравственные чувства противятся тому, чтобы видеть их жестоко наказанными грешниками. Напомню, что, когда умер, например, Блок, оптинский старец Нектарий утешил поклонницу поэта: «Он в Раю».

- Многие бунинские рассказы перенесены на экран как студентами ВГИКа, так и большими мастерами. При этом, удачных экранизаций практически нет, включая, на мой взгляд, абсолютно не бунинский по настроению, смыслам фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Одноименный рассказ Бунина – гимн внезапной, как солнечный удар, любви. У Михалкова – морализаторское осуждение греховного адюльтера. В чем, как вы считаете, причина этих неудач?

– Насчет Михалкова не могу с вами полностью согласиться. Разумеется, его эпический по дыханию фильм, включающий и аллюзии на тему «Окаянных дней», во многом выходит за рамки «Солнечного удара» - этого бунинского лирического шедевра. Я воспринял картину Михалкова как киноповествование о крушении, обвале русской цивилизации.

Что до неудачных в целом экранизаций Бунина, то его проза – это, прежде всего, пластика слова. И техника кинематографа – ей чужда. Кинематографу требуется острый сюжет с элементом даже и авантюрности. У Бунина же все тонет в лирике бытия, которую зрительно передать практически невозможно. Я не настаиваю на правоте своих слов, но объясняю сложность полноценной экранизации произведений Бунина именно этим.

Да ведь настоящая экранизация – вещь сложнейшая! У меня нет, например, однозначного отношения к фильму Сергея Бондарчука по толстовской эпопее «Война и мир». Но я очень люблю картины, снятые по Тургеневу и Чехову Андреем Кончаловским – имею в виду «Дворянское гнездо» и «Дядю Ваню». В общем, экранизация литературы – вещь деликатная, и хорошая литература кинематографу, на мой взгляд, далеко не всегда доступна.

- И, завершая наш разговор, что вы пожелаете читателям, которые, возможно, впервые возьмут в руки томик Бунина?

- Я скажу, что их ожидает счастье погружения в творчество несравненного писателя ХХ века. Его стихи, его проза - это последнее прости той России, которую мы потеряли.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7887
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5496
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4651
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4240
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4232
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?