Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 16:14 23 Июня 2022 2009
«Очень «Ася» нам нравится»

Ипполитовцы возродили оперу своего патрона на тургеневский сюжет

Лика Ночнева
«Ася» Ипполитова-Иванова – более тургеневская девушка, чем даже у самого Тургенева. Фото Александра Иванова предоставлены авторами проекта

Классика потому и классика, что не даёт покоя следующим поколениям. Больше века назад в Москве появилась на свет опера «Ася», объединившая автора одноименной повести Тургенева, композитора Ипполитова-Иванова и художника первой постановки Врубеля. Недавно на сцене Большого зала Московской консерватории эти «лирические сцены» вернулись к зрителю в рамках празднования 100-летия Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. Возродить шедевр задумал Валерий Ворона, генератор идей и ректор института.

– Как случилось, что оперу с такими интересными «выходными данными» не исполняли больше века?

– В русской музыкальной культуре много шедевров – наверное, просто руки не доходили, так что кому, как не нам, загореться этой идеей? К столетию нашего вуза мы собрали ворох идей, часть которых перечеркнула пандемия, но «Ася», видимо, вызывала у нашего титульного композитора такую большую нежность, что он сумел заразить ею нас всех. Во всяком случае, мне никто не отказал в участии, наоборот – все с радостью поддержали. Шедевр отечественного оперного искусства ставился под руководством выдающегося дирижера, народного артиста СССР Юрия Симонова, участвовали известные музыканты, солисты московских оперных театров, молодые таланты, студенты Московской консерватории имени П.И. Чайковского и, конечно, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. Все включились в работу! По сути, благодаря общественной инициативе получилась мировая премьера, наследующая традиции «народных проектов».

– Как это возможно по факту – на общественных началах сдвинуть такую махину?

– Это действительно невероятно сложный проект. Сначала мы его задумывали просто как дипломный спектакль для студентов. Всё логично – «ипполитовка» представляет оперу Ипполитова-Иванова. Но сама идея возвращения наследия настолько богата и содержательна, что жалко было мельчить. Вообще-то в Российском музее музыки находятся 10 000 наименований сочинений Ипполитова-Иванова – можете представить? В архиве 5 опер, 2 симфонии, множество оркестровых сюит, сочинения для хора, для голоса, куча романсов, камерно-инструментальная музыка – словом, целый клад. Неизведанный композитор, кроме того что этнограф, общественный деятель, реформатор и педагог.

– Но вы выбрали именно «Асю»?

– Он очень трепетно к ней относился. Сам дирижировал премьерой, эскизы к которой делал Врубель, да и приняли исполнение хорошо. А потом больше века забвения. Не было наследников, никто не интересовался… А теперь мы снова дали ей жизнь! По мере своих сил, конечно – это ведь огромная работа, а она у нас не единственная и даже не основная. Да, наша «Ася» не одинока. Мы работаем над созданием трехтомника романсов Ипполитова-Иванова, часть которых подарили Ларисе Гергиевой, сделали два концерта с молодыми артистами Мариинского театра. Удивительная у него лирика, нежная, теплая. В результате Лариса Абисаловна тоже заинтересовалась «Асей». И партитура того стоит.

– Все-таки поразительный феномен. Расскажите еще о личности Михаила Михайловича.

– Он был добрейший и скромнейший человек. Но притом слово его имело колоссальный вес, с ним очень считались. Начать с того, что в Московскую консерваторию его пригласил Чайковский; Ипполитов-Иванов преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вёл оперный класс, а с 1906 по 1922 год руководил консерваторией. Он один из первых народных артистов и один из первых композиторов звукового кино, дирижер частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, а позже и Большого театра.

– Путь непубличного профессионала…

– Он много чего ещё сделал. Например, был одержим идеей привлечь массы к академической культуре, придумывал программы для детей, солдат и рабочих. Наше учебное заведение тоже создавалось для взрослых и детей, и это направление мы ценим. «Ася» не первый наш опыт возрождения и вывода к публике его произведений. Лет пять назад поставили «Женитьбу» вместе с ГИТИСом, показав её в Доме музыки. Тоже интересное сочинение: 1-й акт написал Мусоргский, искавший новый, приближенный к речи мелодизм. Ипполитов-Иванов обратил внимание на этот эксперимент и, оркестровав первый акт, дописал три остальных так точно и тонко, будто это сделал сам Мусоргский. Даже, может быть, более органично.

– А «Ася» органична по отношению к Тургеневу?

– Играть её трудно, хоть и слушается хорошо. Вообще вся эта история, как я говорю, выдержана в традициях народных проектов, где все основано на бескорыстном участии. Именно так у нас в 2019 году появился первый памятник Ипполитову-Иванову авторства известного скульптора, академика Российской академии художеств Айдына Зейналова – он стоит рядом с институтом, прижился, стал нам родным, будто давно тут был. Так же случилось и с этим проектом. Все откликнулись: маэстро Юрий Иванович Симонов, ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов, солисты ведущих театров… Маэстро Симонов бескорыстно писал аппликатуры, это настоящий подвиг и приношение Ипполитову-Иванову, институту его имени, нашему 100-летнему юбилею. Очень важная для всех нас общая альтруистическая история.

– Вылившаяся в значительное культурное событие.

– Да, в 1900 году оперу слушали не больше 900 человек, а сейчас, через несколько поколений, произошло ее настоящее рождение – по сути, мировая премьера с трансляцией в интернете и громадным количеством публики. Даже для стационарного театра это задача сложная, такие премьеры полсезона репетируют, а у нас нет дополнительного оркестра, только свой симфонический, не до конца укомплектованный – он ведь обслуживает учебные программы наших же дирижеров и вокалистов. Правда, Юрий Иванович столько в него вложил, что оркестр вышел на новый уровень.

Дирижер Юрий Симонов (второй справа) и автор идеи Валерий Ворона (справа) среди исполнителей оперы

– Не обидно, что показали «Асю» всего один раз?

– Когда выпускаешь детище в свет, надеешься, что его ждёт счастливая судьба. Сегодняшнее концертное возрождение – не худшая для «Аси» форма, и хоть она больше подходит для известных опер, пока у нас нет другого варианта. Но история получилась интересной и достойной продолжения. Мы планируем показать в сентябре вместе с ГИТИСом и сценическую версию с декорациями, с участием наших оркестров и хоров (сейчас нам помогает Государственный хор имени Свешникова). Пока всё делаем на своих ресурсах – средства привлечь не удалось, но будем подавать заявку на грант и надеемся повезти оперу по регионам. Очень «Ася» нам нравится. Есть в ней что-то по атмосфере от «Евгения Онегина» Чайковского, да и определял ее жанр Ипполитов-Иванов, по примеру Петра Ильича, как «лирические сцены». Принято считать, что композитор сделал Асю даже более тургеневской девушкой, чем она есть у самого Тургенева. Мы стараемся эту лирическую сторону подчеркнуть – ведь лирики в сегодняшней жизни так не хватает.

Комментарии для сайта Cackle

Ведущий шоу «Страна талантов» поговорил с корреспондентом «Труда» о теплоте и душевности искусства

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Алексей Воробьев рад юному пополнению «Страны талантов». Фото предоставлены телеканалом НТВ

На канале НТВ завершилось шоу «Страна талантов», на протяжении двух месяцев предоставлявшее площадку тем, кто посвятил себя народным музыкальным традициям. Фольклор вечен — но в какой степени он интересен...

Отечественный кинопрокат вошел в зону турбулентности
Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Fabian Sommer/dpa, globallookpress.com

То, о чем в последние три месяца с тревогой говорили прокатчики, к сожалению, начало сбываться. В России стали в массовом порядке закрываться кинозалы. Тревожные вести приходят из Санкт-Петербурга, Нижнего...

Как царь тащил Россию вперед и что из этого вышло

Евгений ГУСЛЯРОВ, писатель
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda. globallookpress.com

Петру Великому 9 июня исполнилось 350 лет. Могучая и противоречивая фигура, интерес к которой не ослабевает до сих пор. Впрочем, всякую великую суть легче всего объясняет деталь — в ней, как в зеркале,...

Разговор с главой Российского детского фонда, писателем Дмитрием Лихановым, вернувшимся из Мариуполя...

Ольга Щербакова
Труд
Дмитрий Лиханов и дети Мариуполя

Мы договорились с ним встретиться в кафе у метро. Тут всегда шумно, музыка, бурлит жизнь. И внутренне я даже обрадовалась, потому что разговор предстоял тяжелый. За окном хмурилось небо, народ торопился успеть...

Главред RT Маргарита Симоньян предрекла возвращение Ивана Урганта и свой уход из эфира

Сергей Беднов
Труд
Для спокойствия объясним откровения Маргариты Симоновны минутной слабостью: женщина. Имеет право. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

На прошлой неделе в своем Telegram-канале Симоньян оставила запись: «Нет никаких сомнений, что Ургант вернется. И в страну, и в эфир. А мы — уйдем. За ненадобностью. Точнее, в связи...

В Каннах пахнет скандалами и сюрпризами

Мария Моисеева
Труд
Один из главных кинофорумов мира открывается 17 мая. Фото: Terence Baelen/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Стартующий 17 мая 75-й Каннский кинофестиваль в этом году пройдет в привычном живом формате. На Лазурном Берегу высадится вся элита мирового кино. Не будет только официальной делегации из России. Да и вообще...

Культура 00:16 / 27 Мая 2022 9176
Опять двойка...

На голубые экраны возвращается экс-ревизорро Елена Летучая. И опять с ревизиями

Сергей Беднов
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Телевидение понемногу возвращается к дооперационной сетке вещания. И хотя на главных кнопках еще нет ни КВН, ни Петросяна, скандальное шоу «На самом деле» уже в эфире. Но чтобы зритель не почувствовал...

Разговор с Юрием Соломиным накануне его дня рождения

Любовь Лебедина
Труд
В роли Доменико Сориано в спектакле «Филумена Мартурано». Фото предоставлено Малым театром

Завтра, 18 июня, у народного артиста СССР, Героя Труда России, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрия Соломина день рождения. Ему без одного дня 87, но как же трудно встроиться в его...

Проект «Живые мемории» - это просветительский киноальманах, где воспоминания выдающихся соотечественников читают наши известные современники

Сергей Николаев
Труд
Среди героев первого сезона был Иван Бунин. Фото: Юлия Зозуля/Keystone Press Agency, globallookpress.com

О том, что довелось пережить жене Достоевского, дочери Льва Толстого, композитору Рахманинову, инженеру и меценату Петру Перцову, Герою Советского Союза Павлу Зайцеву и другим ярким личностям, расскажут Инна Чурикова, Елизавета...

В девятый раз праздник на Владимирщине привез мировую классику в глубинку

Сергей Бирюков, Владимирская область – Москва
Труд
Бах в исполнении Бориса Андрианова у подножия Покровской церкви Клязьминского Городка. Фото автора

«Музыкальная экспедиция» — звучит не очень-то фестивально, скорее по-рабочему, трудовому. Но ведь и фестиваль этот особый — без залов с хрустальными люстрами и публики в «Бриони»....

Когда случилась спецоперация и когда интересы отечества потребовали от публичных фигур обозначить свою гражданскую позицию, попса дала слабину

Сергей Беднов
Труд
Даже если попсу не убирать из эфира полностью, а хотя бы ограничить ее присутствие, то чем заполнять образовавшиеся пустоты? Фото: Moscow-Live.ru

На протяжении нескольких десятилетий главным лозунгом наших ведущих каналов был такой: «Из всех искусств для нас важнейшим является попса!». Он хоть и не звучал голосом Малахова в межпрограммке, но как...

Не все начала в отношениях Европы и России положены Петром

Евгений Гусляров
Труд
Фрагмент портрета царевны Софьи кисти Алексея Антропова (1772 г.). Фото: Russian Look/globallookpress.com

Вот какая замечательная деталь есть в биографии царевны Софьи. Не все начала в отношениях Европы и России положены Петром. Русско-французские литературные связи, например, основаны царевной Софьей. Впрочем, начались эти отношения...

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © West Coast Surfer, globallookpress.com

15 мая во всем мире отметят День семьи. По мне, так это самый важный праздник, ведь он касается самых близких и родных людей. Хотя редкая семейная жизнь обходится без драм и испытаний на прочность. Лиана Мориарти...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Gary Burchill,globallookpress.com

«К счастью путь лежит простой: / Мимо сосен, вдоль жасмина. / День течет, как мед густой, / Из бездонного кувшина» — этими стихами про тягучую, полную негромких радостей и удовольствий дачную жизнь открывался чудесный альбом-альманах Елены Лаврентьевой,...

Важно не то, на чем ты играешь, а как, убеждена музыкант-виртуоз, наставница и просто красавица Екатерина Мочалова

Сергей Бирюков
Труд
Екатерина Мочалова со своими главными любимицами – домрой и мандолиной. Фото: Даниил Рабовский. Из личного альбома артистки

Среди музыкальных чудес только что закончившегося XIV Международного фестиваля Юрия Башмета в Ярославле (спектакль «Волшебная флейта» с плеядой великолепных молодых певцов, ожившие голоса солдат Великой Отечественной в постановке...

Сроки завершения реконструкции знаменитого музея переносятся в третий раз, а стоимость работ вдвое превысила первоначальную

Виктория Рогозинская
Труд
Политехнический музей. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Эти стены помнят голоса поэтов — Маяковского, Светлова, Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Поженяна и многих других. Документальные кадры с их выступлениями в Политехническом кинорежиссер Марлен Хуциев сделал...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?