Классика потому и классика, что не даёт покоя следующим поколениям. Больше века назад в Москве появилась на свет опера «Ася», объединившая автора одноименной повести Тургенева, композитора Ипполитова-Иванова и художника первой постановки Врубеля. Недавно на сцене Большого зала Московской консерватории эти «лирические сцены» вернулись к зрителю в рамках празднования 100-летия Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. Возродить шедевр задумал Валерий Ворона, генератор идей и ректор института.
– Как случилось, что оперу с такими интересными «выходными данными» не исполняли больше века?
– В русской музыкальной культуре много шедевров – наверное, просто руки не доходили, так что кому, как не нам, загореться этой идеей? К столетию нашего вуза мы собрали ворох идей, часть которых перечеркнула пандемия, но «Ася», видимо, вызывала у нашего титульного композитора такую большую нежность, что он сумел заразить ею нас всех. Во всяком случае, мне никто не отказал в участии, наоборот – все с радостью поддержали. Шедевр отечественного оперного искусства ставился под руководством выдающегося дирижера, народного артиста СССР Юрия Симонова, участвовали известные музыканты, солисты московских оперных театров, молодые таланты, студенты Московской консерватории имени П.И. Чайковского и, конечно, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. Все включились в работу! По сути, благодаря общественной инициативе получилась мировая премьера, наследующая традиции «народных проектов».
– Как это возможно по факту – на общественных началах сдвинуть такую махину?
– Это действительно невероятно сложный проект. Сначала мы его задумывали просто как дипломный спектакль для студентов. Всё логично – «ипполитовка» представляет оперу Ипполитова-Иванова. Но сама идея возвращения наследия настолько богата и содержательна, что жалко было мельчить. Вообще-то в Российском музее музыки находятся 10 000 наименований сочинений Ипполитова-Иванова – можете представить? В архиве 5 опер, 2 симфонии, множество оркестровых сюит, сочинения для хора, для голоса, куча романсов, камерно-инструментальная музыка – словом, целый клад. Неизведанный композитор, кроме того что этнограф, общественный деятель, реформатор и педагог.
– Но вы выбрали именно «Асю»?
– Он очень трепетно к ней относился. Сам дирижировал премьерой, эскизы к которой делал Врубель, да и приняли исполнение хорошо. А потом больше века забвения. Не было наследников, никто не интересовался… А теперь мы снова дали ей жизнь! По мере своих сил, конечно – это ведь огромная работа, а она у нас не единственная и даже не основная. Да, наша «Ася» не одинока. Мы работаем над созданием трехтомника романсов Ипполитова-Иванова, часть которых подарили Ларисе Гергиевой, сделали два концерта с молодыми артистами Мариинского театра. Удивительная у него лирика, нежная, теплая. В результате Лариса Абисаловна тоже заинтересовалась «Асей». И партитура того стоит.
– Все-таки поразительный феномен. Расскажите еще о личности Михаила Михайловича.
– Он был добрейший и скромнейший человек. Но притом слово его имело колоссальный вес, с ним очень считались. Начать с того, что в Московскую консерваторию его пригласил Чайковский; Ипполитов-Иванов преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вёл оперный класс, а с 1906 по 1922 год руководил консерваторией. Он один из первых народных артистов и один из первых композиторов звукового кино, дирижер частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, а позже и Большого театра.
– Путь непубличного профессионала…
– Он много чего ещё сделал. Например, был одержим идеей привлечь массы к академической культуре, придумывал программы для детей, солдат и рабочих. Наше учебное заведение тоже создавалось для взрослых и детей, и это направление мы ценим. «Ася» не первый наш опыт возрождения и вывода к публике его произведений. Лет пять назад поставили «Женитьбу» вместе с ГИТИСом, показав её в Доме музыки. Тоже интересное сочинение: 1-й акт написал Мусоргский, искавший новый, приближенный к речи мелодизм. Ипполитов-Иванов обратил внимание на этот эксперимент и, оркестровав первый акт, дописал три остальных так точно и тонко, будто это сделал сам Мусоргский. Даже, может быть, более органично.
– А «Ася» органична по отношению к Тургеневу?
– Играть её трудно, хоть и слушается хорошо. Вообще вся эта история, как я говорю, выдержана в традициях народных проектов, где все основано на бескорыстном участии. Именно так у нас в 2019 году появился первый памятник Ипполитову-Иванову авторства известного скульптора, академика Российской академии художеств Айдына Зейналова – он стоит рядом с институтом, прижился, стал нам родным, будто давно тут был. Так же случилось и с этим проектом. Все откликнулись: маэстро Юрий Иванович Симонов, ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов, солисты ведущих театров… Маэстро Симонов бескорыстно писал аппликатуры, это настоящий подвиг и приношение Ипполитову-Иванову, институту его имени, нашему 100-летнему юбилею. Очень важная для всех нас общая альтруистическая история.
– Вылившаяся в значительное культурное событие.
– Да, в 1900 году оперу слушали не больше 900 человек, а сейчас, через несколько поколений, произошло ее настоящее рождение – по сути, мировая премьера с трансляцией в интернете и громадным количеством публики. Даже для стационарного театра это задача сложная, такие премьеры полсезона репетируют, а у нас нет дополнительного оркестра, только свой симфонический, не до конца укомплектованный – он ведь обслуживает учебные программы наших же дирижеров и вокалистов. Правда, Юрий Иванович столько в него вложил, что оркестр вышел на новый уровень.
Дирижер Юрий Симонов (второй справа) и автор идеи Валерий Ворона (справа) среди исполнителей оперы
– Не обидно, что показали «Асю» всего один раз?
– Когда выпускаешь детище в свет, надеешься, что его ждёт счастливая судьба. Сегодняшнее концертное возрождение – не худшая для «Аси» форма, и хоть она больше подходит для известных опер, пока у нас нет другого варианта. Но история получилась интересной и достойной продолжения. Мы планируем показать в сентябре вместе с ГИТИСом и сценическую версию с декорациями, с участием наших оркестров и хоров (сейчас нам помогает Государственный хор имени Свешникова). Пока всё делаем на своих ресурсах – средства привлечь не удалось, но будем подавать заявку на грант и надеемся повезти оперу по регионам. Очень «Ася» нам нравится. Есть в ней что-то по атмосфере от «Евгения Онегина» Чайковского, да и определял ее жанр Ипполитов-Иванов, по примеру Петра Ильича, как «лирические сцены». Принято считать, что композитор сделал Асю даже более тургеневской девушкой, чем она есть у самого Тургенева. Мы стараемся эту лирическую сторону подчеркнуть – ведь лирики в сегодняшней жизни так не хватает.