Главная Культура 15:15 24 Марта 2021 3249
Рахманиновская весна в «Зарядье»

Оркестр из Казани представил первую в мире полную запись симфонического творчества великого композитора

Сергей Бирюков
Александр Сладковский и ГСО РТ на сцене «Зарядья». Фото предоставлено устроителями концерта

21 марта, в канун дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и его лидер, художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский, представили в Москве впервые издаваемый полный комплект записей симфонического творчества великого композитора. Бокс-сет из четырех компакт-дисков выпустила одна из авторитетнейших фирм мира – Sony Classical.

ГСО РТ – один из наиболее динамично развивающихся симфонических коллективов России. Опираясь на традиции своих первых руководителей, в первую очередь дирижера-основателя – прославленного Натана Рахлина, оркестр за последнее десятилетие, с приглашением на лидерский пост Александра Сладковского, совершил рывок и вошел в элиту не только российских, но и мировых симфонических ансамблей. Доказательства тому – не только планетарные гастрольные маршруты, не только постоянный абонемент в Московской филармонии (пока никакой другой региональный коллектив не имеет в столице страны подобного), но и поистине звездная дискография, включающая полные собрания симфоний и инструментальных концертов Шостаковича (2016 год, фирма «Мелодия»), Чайковского (2020, Sony Classical), цикл симфоний Малера (2016, «Мелодия»).

Рахманинов в этом ряду закономерен – не только как один из великих русских композиторов, но и как автор, чья музыка во многом сформировала сегодняшнее лицо оркестра. Сергей Васильевич любил Казань, охотно в ней выступал. И первым из большого блока фестивалей, которыми сегодня известен ГСО (дирижерский смотр «Рахлинские сезоны», праздник современной музыки Concordia и др.), стал ежегодный весенний фестиваль «Белая сирень», посвященный Рахманинову и его эпохе. Конечно, в этих программах звучат не только чисто симфонические произведения, но и вокально-оркестровые партитуры, и фортепианные концерты, исполнять которые приезжают именитейшие солисты – Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Борис Березовский…

Однако комплект записей Александр Сладковский решил выстроить по-другому. Его привлекла идея — показать эволюцию оркестрового стиля Рахманинова от ранних партитур до произведений, подытоживших творческий путь. «Рахманинова играют все, записей его фортепианных концертов — множество. Мне же было интереснее погрузиться в чистый симфонизм, потому что мало кто записывал целиком все симфонические произведения Рахманинова. Не припомню, кто издавал это в одной коробке», — объясняет свое решение дирижер.

Таким образом в бокс-сет из четырех CD вошли три симфонии, сюита (только скромность Рахманинова не позволила ему назвать это грандиозное сочинение Четвертой симфонией) «Симфонические танцы», фантазия «Утес», симфоническая поэма «Остров мёртвых» и «Вокализ» в авторской оркестровой редакции. Поразительно, что этот громадный объем чрезвычайно сложной, полифонически и темброво детализированной музыки оркестр записал в своем родном Большом концертном зале имени Сайдашева всего за шесть дней августа 2020 года. Так проявились мастерство коллектива, степень его сродненности с этими партитурами. Отметим и работу прославленного московского звукорежиссера Павла Лаврененкова. Дважды лауреат премии «Грэмми», заслуженный артист России – давний партнер ГСО, охотно откликнулся он и на нынешнее приглашение своих казанских друзей. Ну и нельзя не напомнить, что этот и другие проекты Госоркестра Татарстана неизменно поддерживаются президентом республики Рустамом Миннихановым: хороший пример для других регионов России.

21 марта в московском зале «Зарядье» состоялась концертная презентация релиза. Конечно, в одной программе, пусть и протяженной, длившейся до позднего вечера, трудно даже конспективно охватить все периоды полувекового симфонического творчества Рахманинова. Сладковский показал первую его половину, от юношеских романтических опытов до главной радостной кульминации всей композиторской биографии Сергея Васильевича – Второй симфонии, оставив слушателю домысливать последующие драматические и трагические ее страницы. Впрочем, у настоящего большого художника все творчество, при громадном внутреннем разнообразии, едино, и порой даже в молодой по духу симфонии слышались предвестья скорбных раздумий «Симфонических танцев»: например, в многочисленных кларнетовых соло, словно подернутых вуалью ностальгии (не зря первым из солистов, кого Александр Витальевич «поднял» для поклона публике после исполнения симфонии, был именно кларнетист).

Более того, драма зрелого Рахманинова вполне прослушивалась уже в первом сочинении программы – фантазии «Утес», хотя она и написана на заре творческого пути, в 20-летнем возрасте. Здесь, как напомнил нам ведущий вечера Юлиан Макаров, отразились чувства юного Сергея, понявшего невозможность соединения с любимой, но недоступной ему из-за сословных преград генеральской дочерью Верой Скалон. И воображение композитора, нашедшее опору в знаменитом стихотворении Лермонтова «Утес» («Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана»), создало симфоническое полотно совсем не ученического размаха. Казанцы с великолепной драматургической хваткой передали эту непростую по форме музыкальную новеллу, объединившую и порхание ветерков, птичек, тучек (фиоритуры флейт и кларнетов), и тяжесть темных дум (низкие струнные), и сумрачную страсть трубных, валторновых, тромбоновых кличей.

Дальше дирижер позволил себе «шаг в сторону», но не «побег», конечно, из темы, а просто взгляд слегка со стороны – именно со стороны фортепианно-оркестрового творчества, которого в бокс-сете нет, но в жизни-то большинство из нас получает первое представление о Рахманинове как раз через эти музыкальные страницы. Оценим шаг Сладковского: он, сотрудничающий едва ли не со всеми ведущими пианистами страны, пригласил сыграть Первый концерт юную Еву Геворгян, которая еще даже не перешагнула рубеж 17-летия – возраста, когда Сережа Рахманинов написал первую редакцию этого произведения. С Евой Александр Витальевич познакомился три года назад, аккомпанируя ей на конкурсе Grand Piano Competition. И теперь не только подтвердил свой класс великолепного оркестрового аккомпаниатора, но и дал возможность молодой коллеге показать, как развивается ее творческая индивидуальность. Ева, ученица знаменитой Наталии Трулль в ЦМШ, к сегодняшнему дню успела пройти горнило (крепко держитесь за стул) 40 конкурсов. Девушке не занимать уверенности в себе, которая подчас поднимала ее до уровня настоящего исполнительского куража. И все же – хотел бы ошибиться, но показалось, что в какой-то степени «индустриальный» масштаб ее конкурсной деятельности наложил отпечаток на исполнительскую манеру – та стала более «вернячной», утеряв толику яркости, непосредственности, дерзости, какой Ева некогда поразила, скажем, в «Пляске смерти» Листа.

Не исключаю, впрочем, что отчасти виновата и специфическая акустика «Зарядья», к рояльному звуку, особенно форсированному, не очень благосклонная. А вот когда в бисе – «тихой» прелюдии соль минор Ева максимально прояснила палитру, это произвело эффект расчистившегося после бури неба и ясно вырисовавшегося под светом луны пейзажа.

Первый концерт, исполненный с участием юной солистки Евы Геворгян, представил фортепианное «ответвление» симфонической программы. Фото автора

Ну и та самая кульминация – Вторая симфония. В которой – после Светланова, Ашкенази, Гергиева, того же Сладковского прошлых лет – трудно поразить интерпретаторскими открытиями, а опасностей это почти часовое, драматургически сверхнасыщенное музыкальное повествование таит множество. И главная опасность: за обилием деталей, которых в этой естественно и привольно разворачивающейся музыке не меньше, чем брызг в морской волне, чем листьев в лесу, чем извивов в реке, – так легко утерять стержень и смысл целого. Иные дирижеры, боясь этого, торопят темп – и теряют в значительности интонации. Другие хотят расслышать все мельчайшие «ростки» партитуры, все нахлестывающие, как волны ветра, струнные мотивы, все подробности бурлящих подкатов к кульминациям – и лишают их живого дыхания: музыка умирает, как злосчастный гость педанта-Прокруста, не подошедший к стандартам его ложа. Доводилось слышать такое даже у суперталантливых исполнителей, которым великолепно даются сложнейшие партитуры Малера, Шнитке, сегодняшних авангардистов…

Сладковскому удалось пройти между Сциллой и Харибдой. Хотя уже во вступлении вольный, замедленный порой почти до полной остановки темп заставлял екать сердце – да как же из такой разреженно-скупой интонационной материи музыканты выстроят гигантское, только начавшее расти здание? Выстроили. Не гнали события, но и не мельчили суетливостью. Любовно подали, как жемчужину среди бурных волн, как белый храм на холме, незыблемо светящий сквозь ветра – прекрасную «хоровую» тему духовых. Достигли почти брамсовской резкости струнного штриха в скерцо. Изумительно точно попали в солнечно-луговое, полуденное настроение третьей части. И в финале не перетяжелили знаменитый лирический апофеоз, а сыграли его с мягкостью и даже нежностью истинной любви.

Ну а кому все же не хватило здесь привычного пафоса, казанцы выдали его сполна в бисе – оркестровом переложении хрестоматийных «Весенних вод», этой, может быть, самой рахманиновской из рахманиновских мелодий, так подошедшей к духу и нынешней, задержавшейся и оттого еще более желанной весны.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23107
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5492
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5367
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3867
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?