Новости
Главная Культура 15:15 24 Марта 2021 2884
Рахманиновская весна в «Зарядье»

Оркестр из Казани представил первую в мире полную запись симфонического творчества великого композитора

Сергей Бирюков
Александр Сладковский и ГСО РТ на сцене «Зарядья». Фото предоставлено устроителями концерта

21 марта, в канун дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и его лидер, художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский, представили в Москве впервые издаваемый полный комплект записей симфонического творчества великого композитора. Бокс-сет из четырех компакт-дисков выпустила одна из авторитетнейших фирм мира – Sony Classical.

ГСО РТ – один из наиболее динамично развивающихся симфонических коллективов России. Опираясь на традиции своих первых руководителей, в первую очередь дирижера-основателя – прославленного Натана Рахлина, оркестр за последнее десятилетие, с приглашением на лидерский пост Александра Сладковского, совершил рывок и вошел в элиту не только российских, но и мировых симфонических ансамблей. Доказательства тому – не только планетарные гастрольные маршруты, не только постоянный абонемент в Московской филармонии (пока никакой другой региональный коллектив не имеет в столице страны подобного), но и поистине звездная дискография, включающая полные собрания симфоний и инструментальных концертов Шостаковича (2016 год, фирма «Мелодия»), Чайковского (2020, Sony Classical), цикл симфоний Малера (2016, «Мелодия»).

Рахманинов в этом ряду закономерен – не только как один из великих русских композиторов, но и как автор, чья музыка во многом сформировала сегодняшнее лицо оркестра. Сергей Васильевич любил Казань, охотно в ней выступал. И первым из большого блока фестивалей, которыми сегодня известен ГСО (дирижерский смотр «Рахлинские сезоны», праздник современной музыки Concordia и др.), стал ежегодный весенний фестиваль «Белая сирень», посвященный Рахманинову и его эпохе. Конечно, в этих программах звучат не только чисто симфонические произведения, но и вокально-оркестровые партитуры, и фортепианные концерты, исполнять которые приезжают именитейшие солисты – Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Борис Березовский…

Однако комплект записей Александр Сладковский решил выстроить по-другому. Его привлекла идея — показать эволюцию оркестрового стиля Рахманинова от ранних партитур до произведений, подытоживших творческий путь. «Рахманинова играют все, записей его фортепианных концертов — множество. Мне же было интереснее погрузиться в чистый симфонизм, потому что мало кто записывал целиком все симфонические произведения Рахманинова. Не припомню, кто издавал это в одной коробке», — объясняет свое решение дирижер.

Таким образом в бокс-сет из четырех CD вошли три симфонии, сюита (только скромность Рахманинова не позволила ему назвать это грандиозное сочинение Четвертой симфонией) «Симфонические танцы», фантазия «Утес», симфоническая поэма «Остров мёртвых» и «Вокализ» в авторской оркестровой редакции. Поразительно, что этот громадный объем чрезвычайно сложной, полифонически и темброво детализированной музыки оркестр записал в своем родном Большом концертном зале имени Сайдашева всего за шесть дней августа 2020 года. Так проявились мастерство коллектива, степень его сродненности с этими партитурами. Отметим и работу прославленного московского звукорежиссера Павла Лаврененкова. Дважды лауреат премии «Грэмми», заслуженный артист России – давний партнер ГСО, охотно откликнулся он и на нынешнее приглашение своих казанских друзей. Ну и нельзя не напомнить, что этот и другие проекты Госоркестра Татарстана неизменно поддерживаются президентом республики Рустамом Миннихановым: хороший пример для других регионов России.

21 марта в московском зале «Зарядье» состоялась концертная презентация релиза. Конечно, в одной программе, пусть и протяженной, длившейся до позднего вечера, трудно даже конспективно охватить все периоды полувекового симфонического творчества Рахманинова. Сладковский показал первую его половину, от юношеских романтических опытов до главной радостной кульминации всей композиторской биографии Сергея Васильевича – Второй симфонии, оставив слушателю домысливать последующие драматические и трагические ее страницы. Впрочем, у настоящего большого художника все творчество, при громадном внутреннем разнообразии, едино, и порой даже в молодой по духу симфонии слышались предвестья скорбных раздумий «Симфонических танцев»: например, в многочисленных кларнетовых соло, словно подернутых вуалью ностальгии (не зря первым из солистов, кого Александр Витальевич «поднял» для поклона публике после исполнения симфонии, был именно кларнетист).

Более того, драма зрелого Рахманинова вполне прослушивалась уже в первом сочинении программы – фантазии «Утес», хотя она и написана на заре творческого пути, в 20-летнем возрасте. Здесь, как напомнил нам ведущий вечера Юлиан Макаров, отразились чувства юного Сергея, понявшего невозможность соединения с любимой, но недоступной ему из-за сословных преград генеральской дочерью Верой Скалон. И воображение композитора, нашедшее опору в знаменитом стихотворении Лермонтова «Утес» («Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана»), создало симфоническое полотно совсем не ученического размаха. Казанцы с великолепной драматургической хваткой передали эту непростую по форме музыкальную новеллу, объединившую и порхание ветерков, птичек, тучек (фиоритуры флейт и кларнетов), и тяжесть темных дум (низкие струнные), и сумрачную страсть трубных, валторновых, тромбоновых кличей.

Дальше дирижер позволил себе «шаг в сторону», но не «побег», конечно, из темы, а просто взгляд слегка со стороны – именно со стороны фортепианно-оркестрового творчества, которого в бокс-сете нет, но в жизни-то большинство из нас получает первое представление о Рахманинове как раз через эти музыкальные страницы. Оценим шаг Сладковского: он, сотрудничающий едва ли не со всеми ведущими пианистами страны, пригласил сыграть Первый концерт юную Еву Геворгян, которая еще даже не перешагнула рубеж 17-летия – возраста, когда Сережа Рахманинов написал первую редакцию этого произведения. С Евой Александр Витальевич познакомился три года назад, аккомпанируя ей на конкурсе Grand Piano Competition. И теперь не только подтвердил свой класс великолепного оркестрового аккомпаниатора, но и дал возможность молодой коллеге показать, как развивается ее творческая индивидуальность. Ева, ученица знаменитой Наталии Трулль в ЦМШ, к сегодняшнему дню успела пройти горнило (крепко держитесь за стул) 40 конкурсов. Девушке не занимать уверенности в себе, которая подчас поднимала ее до уровня настоящего исполнительского куража. И все же – хотел бы ошибиться, но показалось, что в какой-то степени «индустриальный» масштаб ее конкурсной деятельности наложил отпечаток на исполнительскую манеру – та стала более «вернячной», утеряв толику яркости, непосредственности, дерзости, какой Ева некогда поразила, скажем, в «Пляске смерти» Листа.

Не исключаю, впрочем, что отчасти виновата и специфическая акустика «Зарядья», к рояльному звуку, особенно форсированному, не очень благосклонная. А вот когда в бисе – «тихой» прелюдии соль минор Ева максимально прояснила палитру, это произвело эффект расчистившегося после бури неба и ясно вырисовавшегося под светом луны пейзажа.

Первый концерт, исполненный с участием юной солистки Евы Геворгян, представил фортепианное «ответвление» симфонической программы. Фото автора

Ну и та самая кульминация – Вторая симфония. В которой – после Светланова, Ашкенази, Гергиева, того же Сладковского прошлых лет – трудно поразить интерпретаторскими открытиями, а опасностей это почти часовое, драматургически сверхнасыщенное музыкальное повествование таит множество. И главная опасность: за обилием деталей, которых в этой естественно и привольно разворачивающейся музыке не меньше, чем брызг в морской волне, чем листьев в лесу, чем извивов в реке, – так легко утерять стержень и смысл целого. Иные дирижеры, боясь этого, торопят темп – и теряют в значительности интонации. Другие хотят расслышать все мельчайшие «ростки» партитуры, все нахлестывающие, как волны ветра, струнные мотивы, все подробности бурлящих подкатов к кульминациям – и лишают их живого дыхания: музыка умирает, как злосчастный гость педанта-Прокруста, не подошедший к стандартам его ложа. Доводилось слышать такое даже у суперталантливых исполнителей, которым великолепно даются сложнейшие партитуры Малера, Шнитке, сегодняшних авангардистов…

Сладковскому удалось пройти между Сциллой и Харибдой. Хотя уже во вступлении вольный, замедленный порой почти до полной остановки темп заставлял екать сердце – да как же из такой разреженно-скупой интонационной материи музыканты выстроят гигантское, только начавшее расти здание? Выстроили. Не гнали события, но и не мельчили суетливостью. Любовно подали, как жемчужину среди бурных волн, как белый храм на холме, незыблемо светящий сквозь ветра – прекрасную «хоровую» тему духовых. Достигли почти брамсовской резкости струнного штриха в скерцо. Изумительно точно попали в солнечно-луговое, полуденное настроение третьей части. И в финале не перетяжелили знаменитый лирический апофеоз, а сыграли его с мягкостью и даже нежностью истинной любви.

Ну а кому все же не хватило здесь привычного пафоса, казанцы выдали его сполна в бисе – оркестровом переложении хрестоматийных «Весенних вод», этой, может быть, самой рахманиновской из рахманиновских мелодий, так подошедшей к духу и нынешней, задержавшейся и оттого еще более желанной весны.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9030
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5740
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4365
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4179
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?