Главная Наука и технологии 00:03 24 Апреля 2020 4115
Катализатор импортозамещения

На НПЗ «Роснефти» активно внедряются отечественные инновационные технологии

Андрей Андреев
В Новокуйбышевске осваивают современные технологии по регенерации катализаторов гидропроцессов в промышленных масштабах. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Еще несколько лет назад российская нефтеперерабатывающая отрасль была практически полностью зависима от катализаторов западного производства. Как известно специалистам, каталитические процессы играют ключевую роль при получении из нефтяного сырья готовой продукции — например, автомобильного топлива или авиационного керосина. А главный элемент в этом процессе — катализатор. Его разработка требует не только огромных финансовых затрат, но и фундаментальных научных знаний.

Сегодня одна из главных задач инновационного развития нефтепереработки — исключение зависимости от поставок импортных катализаторов. Это не просто бизнес-цель, это вопрос энергетической безопасности страны. В случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России — остановится каждый автомобиль.

Крупнейшая нефтяная компания страны «Роснефть» уделяет развитию производства катализаторов нефтепереработки самое пристальное внимание. Как отмечает компания, по всем основным процессам переработки она переходит на отечественные катализаторы, в том числе собственного производства. В периметре «Роснефти» работают два катализаторных предприятия — Ангарский и Новокуйбышевский заводы, а также создано совместное предприятие ООО «РН-Кат», которое выпускает катализаторы гидроочистки и гидрокрекинга. Лучшие специалисты нефтяной компании ведут работы, связанные с катализом и катализаторами, в трех корпоративных научно-исследовательских институтах.

Ангарский завод катализаторов и органического синтеза производит продукцию широкого спектра. Основное направление — платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций. Его мощность — до 400 тонн в год. Предприятие выпускает более 50 марок катализаторов для различных процессов нефтепереработки и нефтехимии. Завод является основным российским производителем катализаторов риформинга бензина.

Лидер рынка

Российский рынок катализаторов разделен на сегменты, в каждом из которых есть свой лидер. «Роснефть» фактически является единственной в стране компанией, которая выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга и катализаторы для производства водорода, а с недавних пор — и гидроочистки дизельного топлива.

Катализаторы риформинга — самые дорогие, но они и служат до 10 лет. На сегодняшний день уже более 60% используемых НПЗ «Роснефти» катализаторов риформинга произведены на заводе в Ангарске.

«Роснефть» на протяжении нескольких лет производит поэтапную замену импортных катализаторов на катализаторы собственного производства на установках риформинга бензина. Эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний.

Важно также отметить, что сегодня более 70% водорода вырабатывается на катализаторах парового риформинга производства Ангарского завода.

«В ближайшее время мы будем делать упор на развитии производства катализаторов риформинга и гидроочистки дизельного топлива. В среднесрочной перспективе планируем освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. Наша стратегическая цель — в течение ближайших года — полутора лет решить вопрос обеспечения 100% потребностей наших НПЗ в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого будем активно выводить нашу продукцию на рынок», — заявил вице-президент НК «Роснефть» по нефтепереработке Александр Романов.

По его словам, в планах «Роснефти» — выйти на рынок не только нашей страны, но и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельных топлив.

Уникальный продукт

В 2019 году в современной российской отрасли по производству катализаторов произошло важнейшее событие. На базе Уфимской группы НПЗ специалисты успешно провели промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива производства «РН-Кат». Как отметили в «Роснефти», это уникальный продукт, единственный российский катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5.

Испытания новейшего катализатора показали, что устойчивое снижение содержания серы происходит не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения. До настоящего момента это являлось недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов. По своей активности данный катализатор значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги.

Как отметил вице-президент «Роснефти» Александр Романов, компания с января 2020 года полностью перешла с импорта катализаторов гидроочистки дизельных топлив. При этом, указал он, «компания планирует выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов этого вида».

В полной мере оценить масштабы поставленной задачи помогает наглядное сравнение. Сейчас годовое потребление катализаторов нефтепереработки на НПЗ России выглядит так:

доля катализаторов гидропроцессов: импортных — 5,3 тысячи тонн (90%), отечественных — 600 тонн (10%);

доля катализаторов каткрекинга: импортных — 3,5 тысячи тонн (25%), отечественных — 10,4 тысячи тонн (75%);

катализаторов риформинга: импортных — 370 тонн (73%), отечественных — 140 тонн (27%).

«Роснефть» намерена радикально изменить ситуацию на рынке в пользу отечественной продукции. До 2021 года совместно с научно-исследовательскими институтами планируется производство более 10 опытно-промышленных партий катализаторов различных видов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам.

До 2030 года планируется увеличить производство катализаторов риформинга бензина более чем в 2 раза, изомеризации — почти в 2 раза. Планируется также реализовать крупнотоннажное производство катализаторов депарафинизации дизельных фракций, катализаторов гидрокрекинга и ВГО, конкурентоспособных катализаторов гидроочистки, которые ранее не выпускались в больших объемах, а также предложить эти катализаторы на рынке РФ и СНГ.

Фундамент для роста

До настоящего момента в России отсутствовали условия для отработки промышленных технологий производства катализаторов гидрокрекинга, гидроизомеризации и других процессов. Но теперь ситуация радикально изменилась в лучшую сторону. В январе этого года в Новокуйбышевске «Роснефть» ввела в эксплуатацию не имеющий аналогов в стране опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов. Новый комплекс позволит отрабатывать технологии производства катализаторов процессов нефтепереработки и нефтехимии с учетом перехода на крупнотоннажное производство.

Надо подробнее пояснить, для чего это необходимо. Все научные разработки в области технологий производства и применения катализаторов в институтских лабораториях проводятся в малых масштабах — в процессе опытов используются компоненты в граммах или в лучшем случае — килограммах. А для промышленного применения требуется наработка десятков, а иногда и сотен тонн соответствующего катализатора или сорбента. Простой перенос результатов лабораторных разработок на крупнотоннажное катализаторное производство в одну стадию невозможен.

Если научный работник в лаборатории научился получать 1 кг нового катализатора в сутки, то на следующем шаге ему нужно научиться нарабатывать порядка 200 кг/сутки, а это уже иные процессы массообмена и теплопереноса. Как результат — получаемый материал может обладать совсем не теми свойствами, которые получали в лаборатории. Таким образом, опытно-промышленный комплекс является важным звеном между научными разработками и крупнотоннажным производством.

Как отмечают в «Роснефти», благодаря вводу в эксплуатацию нового комплекса будет получен значительный экономический эффект за счет сокращения затрат на закупку катализаторов сторонних производителей, а также за счет оптимизации логистической составляющей. Например, потребности НПЗ компании в катализаторах гидроочистки составляют около 2 тысяч тонн в год. Стоимость такого количества катализаторов гидроочистки составляет примерно 2,5 млрд рублей в год.

Сделано в России

Разработка и внедрение этих перспективных технологий позволит значительно снизить зависимость России от импортной продукции. Как сообщает «Роснефть», на базе опытно-промышленного комплекса в Новокуйбышевске планируется создание технологий для промышленного выпуска новых поколений конкурентоспособных катализаторов гидроочистки дизельного топлива и вакуумного газойля, а также других процессов нефтепереработки.

В настоящее время доля импорта в катализаторах гидроочистки составляет около 90-95%. За счет развития высокотехнологичного производства «Роснефть» планирует снизить этот показатель до 50% к 2024 году.

В состав нового опытно-промышленного комплекса входят девять основных технологических линий, а также пять вспомогательных блоков, которые включают в себя оборудование для производства катализаторов процессов нефтепереработки, а также различные средства контроля, измерения и управления процессами приготовления катализаторов. Промышленные установки способны производить около 200 кг различных катализаторов в сутки (6 тонн ежемесячно).

Сейчас российские заводы катализаторов способны выпускать конкурентоспособные катализаторы, как правило, только для гидроочистки бензина и керосина. Однако теперь благодаря появившейся возможности отработки технологий производства катализаторов нового поколения компания сможет наладить промышленный выпуск высокотехнологичного продукта.

На сегодняшний день на предприятии в Самарской области произведено пять опытно-промышленных партий различных видов катализаторов, которые проходят испытания для оценки преимуществ перед лучшими зарубежными аналогами.

Регенерация дает вторую жизнь

До недавнего времени в России не было и современной технологии по регенерации катализаторов гидропроцессов в промышленных масштабах. Решить эту задачу сегодня помогает также Новокуйбышевский завод катализаторов (ООО «НЗК»). Мощность предприятия по регенерации составляет до 4 тысяч тонн катализаторов в год. Эти мощности полностью покрывают потребности «Роснефти» в регенерации катализаторов.

Процесс регенерации производится на специальной установке, которая является одной из самых современных и технически оснащенных в Европе. Катализаторы проходят обработку по технологии «вне реактора», что является общепринятой мировой практикой в нефтепереработке. С ее помощью восстанавливаются основные физико-химические свойства катализаторов до максимально возможных значений для дальнейшей эксплуатации на НПЗ.

«Регенерация проходит в среднем при температуре 450C°. Процедура проводится раз в 1-3 года под тщательным лабораторным контролем, что очень важно для сохранения структуры катализатора. После окончания процедуры катализатор возвращается на НПЗ, загружается и эксплуатируется на предприятиях. Катализаторы поступают нам со всех заводов компании «Роснефть», а также от «Газпром нефти», ТАИФа и других компаний. Регенерация — один из способов помочь предприятиям сохранить свои средства и технологические ресурсы, выполнив при этом все производственные планы», — рассказывает генеральный директор Новокуйбышевского завода катализаторов Алексей Голубев.

С начала запуска на установке переработано свыше 3,5 тысячи тонн катализаторов. Как отмечают в «Роснефти», благодаря регенерации компания уже сэкономила более 2 млрд рублей на закупке свежих катализаторов.

Также на площадке НЗК работает Испытательный центр — Управление контроля качества катализаторов. Его сотрудники отвечают за входной и промежуточный контроль закупаемой компанией катализаторной продукции, а также оценку катализаторов в процессе эксплуатации. Высокотехнологичное оборудование центра позволяет проводить широкий спектр анализов катализаторов. Управление контроля качества катализаторов имеет двухпоточную пилотную установку для проведения сравнительных испытаний каталитической активности катализаторов гидропроцессов.

Кроме того, Испытательный центр является соисполнителем части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для научно-исследовательских организаций «Роснефти».

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

27 октября исполнилось бы 100 лет великому советскому авиаконструктору Генриху Новожилову

Анатолий Журин
Труд
На глазах Новожилова отечественное самолетостроение теряло мировое лидерство. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

«Когда твоя машина отрывается от полосы и уходит в небо, тебя охватывают бурная радость и чувство удовлетворения от свершившегося». Эти строки из книги «О себе и самолетах» академика,...

В Калининградском зоопарке сверчков разводят в лотках для яиц

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
За неделю проживающие в зоопарке двупятнистые сверчки съедают до 20 таких лотков. Светлана Возмилова, Фото: globallookpress.com

В Калининградском зоопарке немало внимания уделяют разведению сверчков. Ведь это весьма питательный корм для пресмыкающихся. А сверчки меж тем любят.... яичные лотки. Те самые «соты», в которых яйца продаются...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3104
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3095
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Ежедневно из вентиляционных отверстий Тафтана выделяется около 20 тонн диоксида серы, а также водяной пар, сероводород и фтористый водород 

Фото: https://ru.wikipedia.org/

Признаки активности обнаружены у вулкана Тафтан, расположенного на юго-востоке Ирана и считавшегося потухшим на протяжении 710 тысяч лет. Об этом в пятницу, 17 октября со ссылкой на международную команду ученых сообщает Daily...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

В ведомстве утверждают, что это делается ради борьбы с преступниками 

Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Представители Роскомнадзора заявили, что ведомство частично ограничило работу мессенджеров WhatsApp и Telegram на юге России. По утверждению специалистов федеральной службы, сделано это ради борьбы с преступниками. Комментарий ведомства в среду,...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Две соответствующих миссии запланированы на 2033 и 2034 годы 

Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Россия доставит и развернет на Луне первые элементы Международной научной лунной станции (МНЛС). Работы будут производиться в рамках двух миссий, которые запланированы на 2033 и 2034 годы. Об этом в четверг, 23 октября рассказал на полях 36-й...

«Для Ростовской земли это редчайшая находка», - подчеркнули ученые 

Фото: vk.com / Государственный музей «Ростовский кремль»

В Ярославской области, неподалеку от Ростова Великого, при раскопках найден топор Х века, принадлежавший представителям племени меря, или мерянам – древнему финно-угорскому народу, проживавшему в Верхнем Поволжье, на территориях современных...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?