Главная Культура 19:01 24 Июня 2018 1855
«Теперь вы знаете, кто победил в войне»

Алексей Федорченко – о своем новом фильме «Война Анны» и не только

Дмитрий Кузнецов, Сочи – Москва
Кадр из фильма «Война Анны» с сайта kinopoisk.ru

Алексей Федорченко — автор многих документальных и игровых фильмов: «Первые на Луне», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции». Дважды лауреат «Кинотавра» (2005 — за лучший дебют, фильм «Первые на Луне» и 2015 — за лучшую режиссуру, фильм «Ангелы революции»), а также обладатель призов многих других фестивалей, включая Венецианский.

В этом году на Кинотавре исполнительница главной роли семилетняя актриса Марта Козлова, получила специальный диплом жюри: «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка в фильме «Война Анны».

— Вы — известный режиссер, обладатель множества наград. А в детстве — мечтали стать кинорежиссером? Или кем-то еще?

— Да как у всех, сто раз менялось — от астронома до экономиста в порту.

— Почему в порту? В Екатеринбурге ведь нет моря.

— Я хотел поступить в мореходное училище им. Макарова в Петербурге.

— А почему на экономиста, а не на морского офицера?

— В море не хотелось — хотелось быть рядом с ним и смотреть на него. Так же и небо — в космос не хотелось, даже когда играли в детстве в «Москву-Кассиопею», но смотреть в звездное небо хотелось.

— Вы закончили Уральский политехнический, потом работали экономистом на Свердловской киностудии...

— Сначала экономистом на оборонном предприятии, а потом уже на киностудии.

— И вы со стороны видели, как делается кино и вас это заинтриговало, захотелось сделать что-то свое?

— Я работал на студии документального кино «Надежда». В начале 90-х там делалось самое новаторское, интересное — я варился в этом кинобульоне, неплохо знал документальное кино, а игровое почти не знал. А снимать начал случайно — режиссер отказался, надо было доделать фильм, и я взялся его завершить.

— О каком фильме идет речь?

— «Давид». О том же, о чем «Война Анны», только не про девочку, а про мальчика.

— Таким образом, вы своим новым фильмом как бы вернулись к теме первой работы? А где можно увидеть этот фильм?

— Он есть в интернете.

— Вы закончили ВГИК, сценарный факультет. А первый свой фильм сняли уже после окончания института?

— После. Я поступил на сценарный факультет, чтобы быть продюсером и разговаривать с режиссерами и сценаристами на одном языке.

— Но там и творческий конкурс надо было пройти.

— С творчеством всегда все в порядке было.

— Вы уже что-то писали к тому времени?

— Ничего не писал, хотя мог. Я читал.

— Читают все. Надо уметь писать. Вы видите, какие сейчас выходят фильмы? Сценаристов куча, а большинство сценариев — плохие.

— Они мало читали.

— Если окинуть взглядом ваше творчество, можно заметить, что через этническую тему («Овсянки», «Небесные жены луговых мари») вы постепенно перешли к эпохальным событиям («Ангелы революции»). Теперь сняли фильм о другом важном событии — мировой войне. Прослеживается ли в выборе тем какая-то закономерность? Почему стали браться за более глобальные темы?

— Я над этим не думаю. Просто занимаюсь тем, что мне в данный момент интересно. Мой дебют «Первые на Луне» был об эпохальном событии.

— И что вам сейчас интересно?

— Сейчас я заканчиваю фильм по мотивам повести Зощенко «Перед восходом солнца», потом хочу снимать картину про Кавказ.

— В какой стилистике будет ваш фильм — это фильм о Зощенко или просто о человеке, живущем в сталинскую эпоху?

— Это будет психоаналитический детектив.

— Насколько я помню, в этой повести Зощенко пытается в детских воспоминаниях найти истоки своей депрессии, уходит все дальше, в раннее детство. А чем вас привлекла эта тема — у вас тоже было что-то подобное?

— У всех было подобное (смеется).

— Я эту повесть прочитал еще в юности, тоже в период депрессии. Это любопытная вещь, но как способ излечения, по-моему, не эффективна. А как вы собираетесь все это представить на экране — в виде воспоминаний героя, своего рода флэшбэков?

— Ну, посмотрите. Там очень сложный сценарий, красивый, необычный...

— Вам игровое кино больше нравится делать или документальное?

— Все нравится. Я сейчас, кроме игровой картины по Зощенко, и три документальных делаю.

— Интересно, что вы взялись за эту тему. Меня тоже всегда привлекала судьба Зощенко — в нем что-то надломилось еще задолго до того, как он попал в опалу в 1946 году. Какой ответ вы даете в фильме — можно излечиться подобным образом?

— У меня другой ответ, чем у Зощенко. Я даю ответ с точки зрения того времени, в которое он жил. Надеюсь, что это будет очень интересный фильм, не похожий ни на то, что я делал, ни на то, что делали другие.

— Да, вы хорошую тему выбрали. Никто, по-моему, не брался раньше за нее.

— Совершенно верно.

— Фильм «Война Анны» тоже необычный, хотя бы потому, что главная героиня, маленькая девочка, за весь фильм не произносит ни слова. А что-то подобное уже снято в кино?

— Я не знаю. Я не смотрю кино. Наверняка снято.

— За основу вы взяли реальную историю, которая была опубликована в ЖЖ. Все подробности сюжета вы тоже взяли оттуда?

— Нет, он очень маленький. Все детали мы придумали сами.

— То есть, эпизод с кошкой и собакой вы тоже придумали? Или это придумала ваш соавтор Наталья Мещанинова?

— Мы вдвоем писали сценарий.

— Это ключевой эпизод фильма. Он вам принадлежит?

— Какая разница? Он нам принадлежит.

— В одном из интервью вы сказали, что этим фильмом закрыли тему войны. Вы имели в виду — для себя ее закрыли?

— Я имел в виду, что вообще тема закрыта. И для меня в частности.

— Все же вашим фильмом, я думаю, эта тема не исчерпывается, наверняка еще кто-то что-то снимет.

— Конечно. Миллион еще фильмов снимут. Но их можно уже не снимать.

— Почему?

— Потому что у меня была задача показать, кто победил в той войне.

— Но мы это и так знаем.

— Да, после моего фильма точно знаете.

— Почему вы решили показать войну глазами именно еврейской девочки?

— Потому что с русской девочкой такая история не могла произойти.

— Почему? Русских же тоже убивали.

— Убивали, но не за национальность.

— Нас же тоже называли «свиньями» — «руссише швайн».

— Называли, но не было задачи уничтожить всех. А евреев и цыган хотели уничтожить всех. В фильме нет разговора о национальности, но это могла быть только еврейская или цыганская девочка.

— А как вы сейчас относитесь к немцам?

— Хорошо.

— Даже несмотря на все эти события?

— Так ведь семьдесят лет прошло.

— Вы их простили, потому что, как говорят, «у каждого своя правда», или из чувства христианского милосердия?

— Скорее из христианского милосердия.

— А вы верующий человек?

— Нет, я атеист.

— Несмотря на то, что ваши предки — запорожские казаки, православные?

— Да, несмотря.

— В титрах указано, что часть средств собрана при помощи краудфандинга (т.е. коллективного — с миру по нитке — сбора средств через интернет). Обычно этим способом пользуются начинающие режиссеры. А вы человек с именем. Не смогли найти богатых спонсоров?

— Это не я, а продюсеры этим занимались. Основные деньги были от разных фондов, но не хватало совсем небольшой суммы, 10% кажется — ее и собрали таким образом.

— А фильм Кончаловского «Рай» вы смотрели? Он тоже на тему спасения еврейских детей, только в черно-белой стилистике сделан.

— Не смотрел.

— Почему? Чтобы не «замыливался» взгляд?

— Просто не люблю смотреть кино.

— Вы, режиссер, победитель «Кинотавра», не любите смотреть кино?

— Да. Смотреть — это одно, а делать — другое.

— А свои фильмы вы пересматриваете?

— Никогда.

— А почему?

— Потому что мне в них многое не нравится, и я бы монтировал и монтировал без конца.

(мы сидим в кафе, и нам приносят окрошку — Дм. К.)

— Немцы говорят: человек есть то, что он ест. Какое у вас любимое блюдо, какую кухню любите?

— Люблю простую национальную кухню разных народов. Азиатскую кухню очень люблю. Я в 70 странах был со своими фильмами, знаком с кухней разных стран. Ел все — черепах, слонов, насекомых, личинок, лягушек — все перепробовал.

— И что из этого наиболее вкусное?

— Все вкусное. Смотря как приготовить.

— Я вот насекомых как-то боюсь есть.

— Чего бояться? Чистый белок, не живые же.

— Вы — известный человек. Это бремя известности, оно как-то тяготит? Внимание публики, всюду зовут...

— У меня нет бремени известности вообще. Меня не так часто зовут, а внимание — это всего лишь несколько дней в году.

— Вы большую часть времени живете и работаете в Екатеринбурге?

— Да, мне там комфортно.

— Но основная часть киностудий находится в Москве.

— Основная часть киностудий находится в Бомбее.

— Вы уже брали призы на «Кинотавре», в 2005 и в 2015 году. Для вас эти победы были неожиданными?

— Для меня все призы неожиданные.

— Какой самый крупный фестиваль, где вы были в жюри?

— Венецианский. Я один раз был в жюри дебютных фильмов Венеции, один раз в жюри короткометражных.

— В каком состоянии сейчас Свердловская киностудия?

— Она почти не работает.

— Вы делаете какие-то усилия, чтобы ее возродить?

— У меня своя киностудия, «29 февраля». Она не на базе Свердловской.

— Вы как-то пытаетесь помочь местным молодым режиссерам?

— Сейчас пытаемся один дебют запустить. А вообще я достаточно занят собственными проектами.

— Что бы вы посоветовали начинающему режиссеру из собственного опыта?

— Не пользоваться моим опытом.

— В смысле — не воровать у вас кадры?

— Нет, просто мой опыт невозможно повторить другому человеку. Пусть у него будет свой опыт.

— Это, наверное, идеал счастья — заниматься любимым делом?

— Да, я занимаюсь сразу несколькими любимыми делами — снимаю кино, я пишу....

— Тогда чего вам не хватает для счастья?

— Денег.

— А семья, дети?

— Все есть: жена, дети. Сыну 27 лет, дочери 16.

— Они пошли по вашим стопам, работают в кино?

— Нет, они у меня самостоятельные. Сын закончил архитектурный институт, занимается строительством, торговлей и творчеством. Дочь учится в физико-химическом классе колледжа при университете.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3484
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3404
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3209
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?