Главная Культура 00:01 24 Октября 2025 5082
Михаил Визель: Для современных детей ГУЛАГ - такая же древность, как осада Ля-Рошели

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»), выпускающей авангардные, роскошно иллюстрированные детские книги, преимущественно переведённые с итальянского, французского и испанского, но также и русские. О дерзком в условиях тотальной «оптимизации» арт-проекте, советской эталонной классике и категориях актуальности в детском чтении мы поговорили с шеф-редактором портала «Год литературы», основателем и редактором «Ласки-Пресс» Михаилом Визелем.

— Для тех, кто серию не видел, поясню: это выполненные в колористике ренессансных фресок, отрисованные современными художниками истории, сказки, стихи, притчи с ироничными, поэтическими заглавиями: «Принцесса Азалия и красный трамвай», «Салливан и Патрикеевна», «История Китти и рыбака, который ее поймал», «Сон о слоне». Вы не боялись издательских рисков, учитывая, что кассовые детские издательства ставят на познавательный контент и максимально низкий «прайс»?

— Эти книги действительно не самые дешёвые: от тысячи рублей; но мы же с вами пьем кофе почти за триста… Я и задумывал «Ласку» (вообще-то это просто перевод с немецкого моей фамилии)как арт-линейку, даже логотип взял с отсылкой к Borzoi Books, так в 1925 году издатель Альфред Кнопф-старший назвал свою короткую, малотиражную серию… Объективно говоря, обстоятельства для запуска новой линейки переводной иллюстрированной, неочевидной детской литературы были неблагоприятными и пять лет назад. Даже удивительно, что всё получилось! Наверно, потому что ласка - зверёк из семейства куньих, утопает в снегу, но всё равно перебирает лапками, скачет… Коллеги нас уже хорошо знают, сейчас юные художницы на «Морсе» просто облепляют меня с просьбами посмотреть их портфолио… У нас ведь много талантливых молодых художников: они выросли в новое время, у них потрясающая насмотренность, позволяющая им работать, на мой взгляд, на мировом уровне… Мне очень досадно, что они малоизвестны и им сложно пробиваться. Но думаю, что одна из миссий «Ласки-Пресс» — быть в авангарде художественного процесса. Авангард — это ведь не только ломка привычных стереотипов, вроде «Чёрного квадрата», авангардист - еще и тот, кто впереди, кто расширяет возможности.

— Расскажите, как всё начиналось?

—Идея выросла из двух обстоятельств. Первое - обычное: у меня появилась дочь. И я, как все нормальные родители, начал заново открывать для себя детскую литературу. Я стал отцом довольно поздно, в 37 лет, и был ошеломлён, до какой степени она изменилась по сравнению с моим далёким советским детством: такое разнообразие форм, цветов, форматов! Сейчас принято петь осанны советской классике; она и правда замечательная, но в плане визуальных решений — развивалась в очень узком коридоре… Второе обстоятельство — я продолжал заниматься итальянской литературой, и вот уже в качестве шеф-редактора «Года литературы»,попал на Болонскую ярмарку детской литературы. Это была какая-то сказка! С тех пор я совершенно убеждён, что итальянские иллюстрированные книги — лучшие в мире.

— Может, просто они вам нравятся?

— Разумеется, нравятся. Но я могу обосновать. У итальянцев есть непрерывная линия развития визуального искусства, со времён Джотто и Боттичелли и до наших дней. То, что для нас — музейные редкости, для них — повседневность. Посудите сами, все, кто бывал в Италии, знают, что в любом итальянском городке, даже в самом маленьком, непременно стоит собор эдак XIII века, расписанный фресками XV-XVI веков. Не самих Джотто или Перуджино, так их последователей. Итальянцы растут в окружении Ренессанса, а в своих художественных школах книжные иллюстраторы сидят за одной партой с будущими дизайнерами, которые потом будут создавать хищные профили «ламборгини» или роскошные «луки» Гуччи и Версаче. Но купить себе платье или автомобиль «от кутюр» могут единицы, а такую красивую детскую книжку может позволить себе каждый. В общем, я накупил в Болонье этих книжек, привёз их в Москву и стал ходить с ними по издательствам.

— Удачно?

— В каком-то смысле. Доходило до смешного. Меня встречали со словами: «Все идите сюда, пришёл Визель, у него красивые итальянские книжки, которые невозможно издать!» Ну, говорил я, спасибо за такую рекомендацию. Все редакторы посмотрят, поахают — и разойдутся. И лишь когда я пришёл в издательский дом «Городец», который существовал уже к тому времени много лет, но в тот момент проходил глубокое преобразование, их новый главред сказала: «Ах, какая красота! Давайте издавать».

—- Какие у вас обычно тиражи?

— Как у всех независимых издателей: две-три тысячи экземпляров. Конечно, здесь можно только с ностальгией вспоминать про советские тиражи, когда на детскую литературу можно было жить и писателям, и издателям:50-тысячные, 500-тысячные… Но это наша общая беда, наша общая проблема. Живём мы все здесь и сейчас…

— Сейчас идут большие преобразования на поле детлита. Недавно была на первом форуме детских писателей в знаменитом особняке на Комсомольском проспекте, встретила директора РГДБ Марию Веденяпину. Она сказала, что ещё несколько лет назад читатели знали из современных детских авторов одного только Усачёва, а сейчас с ходу называют ещё пять-шесть фамилий. Что скажете как аналитик литпроцесса?

— Я бы сделал оговорку, что детский писатель — понятие очень неоднородное. Из малышовых авторов (до четырёх лет) я мгновенно назову вам Анастасию Орлову, она заняла тот сегмент литературы, который мы знаем по Агнии Барто. Для аудитории, что называется, middle grade, пишет, в частности, Станислав Востоков — натуралист, профессиональный зоолог, сотрудник зоопарка. Формально он рассказывает о животных, но, конечно, не только. Для детей чуть постарше работает великолепный автор Алексей Олейников. (В 2013 году книга Алексея Олейникова «История рыцаря Эльтарта, или Сказки Синего леса» стала лауреатом Международной литературной премии имени В. П. Крапивина — «Труд»). Если взять уже совсем подростковый возраст, то мне кажется, можно порекомендовать Шамиля Идиатуллина и его недавний роман «Последнее время», который критики назвали новым уровнем отечественного этно-фэнтези. Он создаёт постапокалиптический мир — альтернативный, виртуальный, сказочный, мифологический. Из тех, о ком я недавно узнал, с удовольствием назову имя Марины Тараненко — она пишет стихотворные книжки для младшеклассников. Конечно, мне как действующему сочинителю очень хотелось бы, чтобы о моих коллегах знали больше. Носов, Чуковский, Маршак — это прекрасно, Пушкин как детский писатель тоже вне конкуренции. Но это не значит, что современных авторов знать не обязательно!Да и структура чтения не может оставаться неизменной: мы в детстве зачитывались Дюма, наши дети сначала посмотрят кино, а потом станут зачитываться «Гарри Поттером»...

—Ну не знаю, у меня не очень шёл Дюма. Помню, взяла с собой в пионерский лагерь «Трех мушкетёров» и журнальный вариант «В круге первом», — так вот читала только Солженицына. Потому что тогда, в конце 80-х, все обсуждали сталинские лагеря… Подростку интересно актуальное!

—Процесс цикличен. Понимаете, для детей, которые родились, скажем, десять лет назад, сталинские лагеря — примерно то же самое, что осада Ля-Рошели, — одинаково далёкое прошлое. И не потому, что они глупые и необразованные: мы, скажем, воспринимаем героев Гомера как современника Перикла и Сократа, для нас всё это античность, благородные мужи в шлемах. А то, что шлемоблещущий Гектор жил эдак за тысячу лет до Сократа, до Эсхила и Софокла, а Софокл за 140 лет до Александра Македонского — сейчас уже только историки вам скажут. Так что в историческом смысле со временем всё «сминается». Да, вся настоящая литература — о вечном, и когда мы читаем «Войну и мир», — понимаем, что это не только о войне 1812 года. Но писатели современные, которые живут среди нас, дышат одним с нами воздухом, на вечные вопросы дают более прямые ответы, которые можно воспринять и без такого глубокого философского осмысления, какое необходимо для чтения Толстого или Пушкина. Современные авторы нужны, и прекрасно, что они есть. Я рад, что их стали поддерживать. Внимание на государственном уровне - очень эффективный инструмент. Которым нужно правильно воспользоваться.

Вышедший на экраны фильм «Август» имеет мало общего со знаменитой книгой Владимира Богомолова. И это пошло не на пользу киноленте

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Безруков для своей роли староват. Но он старался изо всех сил. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Знаменитый роман Владимира Богомолова впервые был напечатан в 1974 году и с тех пор выдержал более сотни изданий. Это поистине культовая книга для нескольких поколений читателей. Помню, мы глотали ее за ночь, не в силах...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 13698
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

Культура 00:05 / 03 Октября 2025 9492
Что убило Есенина

Ответ на этот вопрос в беседе с обозревателем «Труда» ищет поэт и публицист Юрий Кублановский

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Попытки разгадать тайну гибели Есенина до сих пор в значительной степени носят идейный характер. Фото: Виктор Грицук, globallookpress.com

3 октября наша страна и читающее человечество отметят 130 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Его стихи читают и перечитывают поколения россиян, они переведены на 150 языков, на них...

На экраны выходит самый громкий фестивальный хит последних лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между главными героями, которых замечательно сыграли Максим Стоянов и Алина Ходжеванова, завязываются романтические, но целомудренные отношения

Фильм «Филателия» Натальи Назаровой долго ждал выхода на экраны. И это несмотря на громкую фестивальную судьбу. Еще в черновом варианте лента победила в Выборге на «Окне в Европу», затем...

Друзья и коллеги классика работают над завершением его последнего фильма

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Марлен Хуциев (слева) на съемках фильма «Невечерняя». В кадре – Чехов, Горький, Толстой. Фото: kinopoisk.ru

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера, народного артиста СССР Марлена Хуциева. На этой волне возник всплеск интереса к его незавершенной картине «Невечерняя», посвященной встречам, беседам, спорам...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

Разговор с писателем Драгунским о «Денискиных рассказах» и прозе жизни

Марина Суранова, редактор отдела «Культура»
Труд
На этом фото герой «Денискиных рассказов» с папой-писателем, 1961 год. Фото Самария Гурария

С этим человеком многие из нас знакомились еще в глубоком детстве: однажды — и на всю жизнь. Стоило взять в руки «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, как герои этой книжки тут же...

В Москве созрели первые плоды странного закона о наследии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Под ударами приземленного прагматизма может пасть цитадель науки - Тимирязевская академия. Фото из открытых источников

«Труд» не раз писал о возможных последствиях для Москвы внесенной в 2024 году в действующий городской закон «Об объектах культурного наследия» статьи 17. Итак, встречайте первую ласточку: объявлено...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 4888
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Разговор с художником Алексеем Васильевым

Евгения Заболотских
Труд
Фото из личного архива художника

45-летнего художника из Калуги Алексея Васильева сегодня сравнивают с мировыми звездами поп-арта Уорхолом и Баскией. Автор обращается к повседневности, но его работы заставляют о многом задуматься. Шесть картин...

Вопрос реконструкции дома на Садовой, 61 вызывает нехорошие подозрения

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Тот самый многострадальный дом на Садовой 61, где поэт жил в 1836–1837 годах. Фото из открытых источников

Очередная годовщина рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова ознаменована все теми же обещаниями чиновников — на этот раз «сохранить музей поэта». Буквально так вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 4525
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?