Те, кто считает, что Новый год в Петербурге – это ярмарки, катки, зимние сады в живописных местах, ошибаются. Разве в других российских городах и весях ничего подобного нет? Да сколько хочешь! А вот в том, что касается концертов и спектаклей на любой возраст и вкус - тут город на Неве многим из них даст фору!
Пример? Ставший с некоторых пор в нашей (и не только!) стране неофициальным символом красивого зимнего праздника балет «Щелкунчик». Он в последние годы в приоритете у россиян всех возрастов. Из-за ажиотажного спроса попасть на него непросто, как в столичный Большой театр, так и в Екатеринбургский, Нижегородский, Мариинский...
Впрочем, в Мариинке данная проблема уже не актуально. Там нашли управу на сказочного мышиного короля из «Щелкунчика». Ведь это он, превратив благородного юношу в странного человечка с большим ртом (чтобы колол орехи), навел порчу на театралов, чтобы не могли попасть на одно из лучших творений гения X1X века композитора Петра Ильича Чайковского. Как, в самом деле, попасть, если стоимость билетов далеко не всем по карману, да и те в дефиците?
Но не учел ужасный король, что на каждое зло всегда найдется побеждающее его добро. Для этого даже волшебства особого не надо. Достаточно любить театр. И, конечно, зрителей, начиная с самых маленьких. Так в афише главного Петербургского театра появилась целая россыпь разнообразных «Щелкунчиков».
Уникальная их серия стартовали в начале нынешнего декабря. С тем, чтобы как можно больше желающих приобщились к самому волшебному балету зимы.
Первый балет обязан своим появлением Льву Иванову, ведущему солисту петербургской труппы Императорских театров, хореографу, педагогу второй половины X1X века. Премьера его «страшной сказки со счастливым концом» прошла в Петербурге в декабре 1892 года и зрителям пришлась по душе. В отличие от чиновников, увидевших в нехорошем главном герое намеки на их козни артистам, постановщикам, авторам. Кто вообще мог тогда подумать, что спустя 100 с лишним лет этот, рожденный композитором в творческих муках, балет станет достоянием мирового репертуара?! А детвора - поколение за поколением - с нетерпением будет ждать зимних каникул, чтобы приобщиться через этот спектакль к новогодним чудесам...
Хореография Льва Иванова, к сожалению, не сохранилась. Классической считается сегодня постановка Василия Вайнонена с декорациями легендарного Симона Вирсаладзе, театрального художника, сценографа, живописца, педагога прошлого века. Премьера состоялась в 1934 году также на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра, и вот уже более 90 лет не сходит с подмостков.
Неординарен «Щелкунчик» Михаила Шемякина (2001 г.). Знаменитый на весь мир художник создал не только декорации к музыке Чайковского, но и костюмы для исполнителей, и свою оригинальную версию «фантасмагории интригующих чудес».
Кто только не критиковал автора за это! Но не зрители, большей частью восхищенные необычностью и красотой спектакля, оригинальностью исполнения главных партий (хореограф Кирилл Симонов). В конце концов, «сдались» и поборники классической версии. «Шемякунчик», как называют спектакль в народе, с годами не стареет.
На этом перечень «Щелкунчиков» в предновогодней и новогодней афише Мариинки не заканчивается. Значится в ней также балетная версия сказки Гофмана, поставленная в 2023 году экс-премьером Большого, ныне руководителя Академии Вагановой Николаем Цискаридзе с труппой Театра балета им. Л. Якобсона. И тут - свой взгляд, свои идеи, принципы...
Продлятся показы на исторической и новой сценах Мариинского театра до 13 января.
Но не одним этим «балетом на все времена» насыщена новогодняя программа 2025/26 любимой миллионами россиян труппы. Вниманием не обделены ни оперы, ни симфоническая музыка.
В Концертном зале, например, продолжается (до 29 декабря) XХ Международный фортепианный фестиваль «Лики современного пианизма». Среди участников - известный китайский пианист, лауреат международных конкурсов Янь Фан. В программе – Бетховен, Чайковский, Скрябин.
Там же, на одной из лучших мировых концертных площадках, пройдут любимые детские спектакли «История Кая и Герды» композиторе Баневича, в память о его недавней кончине; «Маленький принц» Клиничева; «Гензель и Гретель» Хумпердинка и покоривший зрителей не меньше, чем «Щелкунчик», сказочный «Золотой петушок» Римского-Корсакова в постановке Анны Шишкиной.
Особый подарок поклонникам творчества Рихарда Вагнера - его тетралогия «Кольцо нибелунга» (мифический древний род карликов, владетелей и хранителей древних сокровищ на землях по реке Рейн). Четырехчастный оперный цикл – «Золото Рейна», «Валькирия» «Зигфрид», «Гибель богов» будет исполнен на подмостках Новой сцены с 25 по 28 декабря. При участии «звезд» мировой оперной сцены Михаила Векуа, Екатерины Семенчук, Татьяны Павловской, Евгения Никитина и Михаила Петренко. За дирижерским пультом Валерий Гергиев.
