Главная Культура 01:01 27 Мая 2020 4029
Кино как самосожжение

Александр Миндадзе завершает работу над своим новым фильмом

Леонид Павлючик
Александр Миндадзе. Фото предоставлено «Студией «Пассажир».

Сценарист Александр Миндадзе и режиссер Вадим Абдрашитов — пожалуй, самый прославленный дуэт в нашем кино. Они сделали вместе ряд выдающихся картин, среди которых «Остановился поезд», «Охота на лис», «Парад планет», «Слуга», «Пьеса для пассажира», «Плюмбум», «Время танцора»... Параллельно Миндадзе писал сценарии для Александра и Андрея Прошкиных («Трио» и «Миннесота»), Алексея Учителя («Космос как предчувствие»). Потом фильмом «Отрыв» Миндадзе резко ушел в отрыв — сам стал известным режиссером, лауреатом международных фестивалей. Сейчас он заканчивает свой четвертый самостоятельный фильм, который будет называться «Паркет».

— Александр Анатольевич, в ваших сценариях и фильмах обычно горят атомные станции, происходят железнодорожные аварии, авиакатастрофы, тонут корабли. Какое крушение произойдет в этот раз?

— В этот раз, думаю, «горят» люди, катастрофа у них внутри. Вообще, это камерный фильм, внешне ничего глобального. Действие происходит на юбилее танцевального клуба в течение двух дней. Три немолодых героя, которым за 50, — один мужчина и две женщины — пытаются воспроизвести танец в стиле аргентинского танго, который четверть века назад принес им успех. Главный герой когда-то любил одну из этих женщин, потом другую. Их давние отношения всплывают во время репетиций, накладываясь на их нынешний жизненный фон — с детьми, внуками, семейными и социальными связями.

Действие в фильме происходит в танцевальном клубе. Фото предоставлено «Студией «Пассажир».

— Но это фабула, которой ваши фильмы отнюдь не исчерпываются. А о чем кино по своей глубинной сути?

— По внутренней сути, не знаю уж, насколько глубинной, это попытка экранизировать то, что я сегодня чувствую, о чем постоянно думаю. Персонажи фильма переживают вспышку жизненной активности, творческой страсти. Главный герой вкладывает в эти репетиции всего себя, как будто делает это в последний раз. Это мне понятно и близко. Когда я только начинал писать сценарии, фильмы снимались не для заработка, не для цифр бокс-офиса. Для Геннадия Шпаликова, который был рецензентом на моем дипломе, для Ларисы Шепитько, Элема Климова съемки фильма были, по сути, миссией, служением, если угодно, актом самосожжения. Лариса не раз повторяла: «Если я не сделаю этот фильм, я умру». И для нее это были не просто слова. Наверное, мой фильм в общих чертах об этом. А что до остальных нюансов, то его надо смотреть.

— В какой готовности находится картина?

— Она снята, но работы еще хватает: звуковой дизайн, перезапись и много чего. Но из-за карантина мы со звукорежиссером, например, не можем попасть даже в тон-ателье «Мосфильма». Жду, как и все, когда ситуация изменится.

— Обычно ваши картины стартовали на крупных кинофестивалях...

— Все фестивали откладываются. Уже известно, что в этом году отменен Каннский фестиваль, под большим вопросом киносмотры в Венеции, Сан-Себастьяне, Локарно. По-прежнему не ясно, когда состоится «Кинотавр». Августовский фестиваль «Окно в Европу» в Выборге, говорят, собираются перенести на зиму. Думаю, что полноценная киножизнь восстановится к Берлинскому фестивалю, который традиционно проходит в феврале.

— Это была бы неплохая стартовая площадка для вашего фильма, в котором заняты, насколько я знаю, звезды европейского кино — поляки Анджей Хыра и Агата Кулеша. Последняя, напомню читателям, снялась в оскароносной «Иде» Павла Павликовского и в его следующей, не менее известной картине «Холодная война». Легко удалось заполучить этих знаменитых актеров в свой фильм?

— Не труднее, чем наших, а, возможно, и легче. Никаких безумных требований и распальцовок. Они посмотрели мой предыдущий фильм «Милый Ханс, дорогой Петр», прочитали сценарий «Паркета», и мы обо всем договорились. Я был приятно поражен их высочайшим профессионализмом, человеческой простотой, работоспособностью. Агата к моменту съемок была уже победительницей польского телевизионного шоу «Танцы со звездами», ей было легче. Что до Анджея, то ему пришлось с нуля учиться танцевать аргентинское танго.

Третья звезда нашего фильма Евгения Додина тоже очень известная актриса. Она много снимается в кино, работает в театрах Израиля и Германии. Они втроем постигали азы аргентинского танго почти полгода. Единственная трудность состояла в том, чтобы согласовать их рабочие графики. Съемки проходили в Румынии, в гостинице с танцзалом, мне было важно, чтобы актеры практически неотлучно находились на месте все 45 съемочных смен. В конце концов, нам удалось найти устраивающие всех сроки.

В фильме снялись звезды европейского и мирового кино Евгения Додина, Агата Кулеша и Анджей Хыра. Фото предоставлено «Студией «Пассажир».

— На каком языке говорят в фильме?

— На русском. Говорят, правда, с акцентом. Но трудностей в работе нам это не доставляло.

— Теперь придется переозвучивать фильм?

— Этот вопрос для меня не до конца решенный. Один раз они уже озвучили свои роли под присмотром специалистов, которые пытались поставить им безукоризненное русское произношение. Небольшой акцент все равно остался. Возможно, придется переозвучивать фильм с русскими актерами. С другой стороны, в этом небольшом акценте тоже, кажется, есть своя прелесть.

— Говорят, в судьбе вашего фильма приняли участие выдающиеся кинорежиссеры и продюсеры, неоднократные лауреаты Каннского фестиваля братья Дарденны. Как вы нашли друг друга?

— С братьев, строго говоря, все и началось. Они прочли мой сценарий на английском, он им понравился. Но в это время они сами запускались с новой картиной, им, в общем, было не до моего фильма. Но Дарденны приняли участие в его судьбе, кому-то советовали сценарий, давали его почитать. В итоге их репутационная поддержка оказалась для меня чрезвычайно важной. С их благословения я начал поиски других продюсеров. Не стану скрывать: поиск денег шел в этот раз чрезвычайно сложно. От нашего государства я получил минимальную сумму, которую обычно дают новичкам. Пришлось деньги занимать, потом отдавать, потом искать частных инвесторов. На сегодняшний день, помимо нашей «Студии «Пассажир», в создании фильма участвуют английские и польские продюсеры.

Евгения Додина и Агата Кулеша. Отдых в перерыве между съемками. Фото предоставлено «Студией «Пассажир».

— Когда труднее работалось: «в старые добрые советские времена» или сегодня?

— Кому как. Есть люди, которым в финансовом смысле замечательно работается и сегодня. Но в «старые добрые времена» некоторых из них, думаю, даже на километр не подпустили бы к съемочной площадке. Я не идеализирую советское время, но если ты со своим сценарием ухитрялся обмануть цензуру и попадал в производственный план, то вопрос с финансированием после этого уже не возникал. Государственные деньги вовремя и напрямую шли фильму. Со временем между авторами и государством возникла фигура посредника-продюсера, который берет деньги все в той же госказне, но зажимает их в своем кулаке, и заставить его разжать этот кулак порой бывает сложно.

Этот институт продюсерства, завязанный на бюджетных деньгах, весьма специфичен. Как специфична, впрочем, вся наша экономика. Будто, скажем, в газовой отрасли может быть так, а в киноиндустрии иначе. Нет, иначе не бывает. Поэтому сейчас найти деньги на кино, не сулящее больших и немедленных прибылей, не вычерченное по уже знакомым лекалам, очень непросто. Если в нулевые годы и даже лет 7-8 назад в министерстве культуры существовала некая квота для авторского кино, то потом она стала скукоживаться, перераспределяясь в пользу так называемых патриотических фильмов. В результате, авторское, штучной выделки кино, имеющее отношение к искусству, к поискам новых средств выразительности, сегодня финансируется в последнюю очередь.

— Это общемировой процесс или сугубо наша специфика?

— Общемировой, но с нашей спецификой. Когда-то мы имели уникальную русскую сценарную школу. Евгений Габрилович, Валентин Ежов, Юлий Дунский и Валерий Фрид, уже упоминавшийся Гена Шпаликов, Евгений Григорьев, мой отец Анатолий Гребнев, ныне здравствующие Наташа Рязанцева и Юра Клепиков — эти и другие мастера были не просто сценаристами, а кинематографическими писателями. Не случайно их киноповести издавались отдельными книгами и большими тиражами. Но сегодня другие правила игры, эту школу, как отслуживший свое паровоз, отправили на ржавые музейные пути. В итоге и этого направления у нас сегодня нет, и интересных сценариев мало, и оригинальных идей дефицит. Конечно, коммерциализация кино — это общемировой процесс. Но у нас он принял особенно болезненные и уродливые формы.

— Среди выдающихся мастеров сценарной школы грешно не назвать и вашу фамилию. Скажите, почему вы в свое время расстались с режиссером Абдрашитовым, с которым сделали ряд выдающихся картин?

— Я благодарен за те годы, которые мы провели с Вадимом вместе. Изо всех своих честных и молодых сил мы служили искусству, как его понимали. Сделали вместе 11 картин, отдали творческому содружеству 27 лет жизни. Подозреваю, наш альянс побил все рекорды совместного долгожительства в кинематографе. Специально не подсчитывал, но думаю, что Габрилович и Райзман, Брагинский и Рязанов работали вместе меньше нашего.

Но всему, даже очень хорошему, однажды приходит конец. И тут, как говорится, ничего личного. Просто с годами я стал писать все более условные истории, которые становились все более трудными для адаптации другим человеком. Когда я писал сценарии фильмов «Отрыв», или «В субботу», или «Милый Ханс...», они были пригодны только для того, чтобы я сам их реализовывал. Думаю, и «Паркет», кроме меня, вряд ли кто-то сумел бы адекватно поставить. Я его писал для себя и про себя.

— И последний вопрос. Вам недавно исполнилось 70 лет. Почти 50 из них вы работаете в кино. С годами писать и снимать стало легче?

— Начну с того, что я всегда, и в прежние годы, писал нелегко. Сначала каждый раз мучительно извлекал из себя новый замысел, погружался с головой в тему, в чувства героев и в свои переживания. Потом, когда сценарий был практически готов, подключался Вадим, мы пытались приспособить написанное для съемок, для фильма. С годами легче не стало, все так же каждый раз будто начинаешь с нуля, чувствуешь себя новичком. До той поры, пока перед глазами не возникает экран, на котором идет твой будущий фильм. И тебе только остается записать увиденное на бумаге.

Дело это нелегкое, одинокое, но силы приходят, когда вспоминаешь выдающихся людей, которых знал. Сценаристов, режиссеров, актеров (общение с одним Олегом Борисовым, с которым работали из картины в картину, чего стоило!). Их фильмы, роли — это образцы настоящего искусства. Вот к этой творческой планке и пытаюсь всю жизнь тянуться.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8103
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5569
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4670
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4254
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 4056
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?