Главная Культура 21:01 28 Сентября 2018 2558
Сарик Андреасян: «Я хотел показать, что месть ничего не решила»

На экраны страны вышел фильм «Непрощенный» - об архитекторе из Владикавказа Виталии Калоеве, потерявшем всю семью в авиакатастрофе 

Дмитрий Кузнецов
Сарик Андреасян. Фото из открытых источников

Фильм, который мы в эти дни увидим на экранах, должен был рано или поздно появиться. Он основан на нашумевших в свое время событиях – истории архитектора из Владикавказа Виталия Калоева, жена и дети которого погибли 1 июля 2002 года в авиакатастрофе над Боденским озером. Два года спустя, поскольку виновный авиадиспетчер так и не был наказан, Калоев решил сам совершить правосудие. За убийство диспетчера он был осужден и провел еще два года в швейцарской тюрьме, после чего освобожден досрочно и вернулся на родину.

Фильм, помимо драматических событий, которые он довольно точно воспроизводит, интересен еще и тем, что в нем в непривычной для себя серьезной главной роли снялся известный комедийный актер Дмитрий Нагиев. Все это вместе не может не привлечь внимание. Корреспонденту «Труда» удалось побеседовать с режиссером фильма Сариком Андреасяном, на счету которого, наряду с несколькими развлекательными («Лопухи», «Мамы», «Служебный роман. Наше время»), есть и серьезный фильм «Землетрясение» про катастрофу в Спитаке.

– Почему вы решили снять фильм на эту тему?

– Вся страна в свое время знала про эту трагедию. У меня есть друзья-осетины, в том числе и артисты. Кто-то спросил, помню ли я эту историю. Но я не сразу понял, что это «моя» история, что захочу ее рассказать. Потом я стал читать интервью Виталия Калоева, смотреть хронику и понял, что хочу снять о нем кино, но рассказать об этом не в форме триллера или жанрового кино, а, несмотря на драму, сделать ленту про человека, которая все равно была бы пропитана любовью к семье в первую очередь.

– Как долго шли съемки?

– Фильм снимался в прошлом году, в три блока – зимние сцены, летние сцены катастрофы и пару осенних дней на кладбище. Мы не стали снимать у реальной могилы, чтобы не волновать нашего героя – построили ее копию один в один.

– А как сам Калоев отнесся к тому, что вы решили снять о нем фильм?

– Я встречался с ним еще до начала съемок и сказал, что хочу сделать фильм с уважением к его семье. Он ответил: «Я не держу тебя за руку, ты можешь делать то, что хочешь». Он имел в виду, чтобы мы его не трогали при этом. Я спросил, читал ли он сценарий, который я ему послал, на что он ответил: «Ну, нет, конечно». Я думаю, дело было не во мне, а в том, что человеку все это переживать заново было бы тяжело. Мы говорили минут 20. Он сказал одну очень важную вещь: во всех европейских фильмах на этот сюжет его пытаются выставить трусом – якобы он убегал с места преступления. Да и прокурор это утверждал. Хотя, говорит Калоев, уходил он очень спокойно. А еще он возмущен тем, как показали в фильме со Шварцнеггером его дом: «У меня очень хороший дом. Что же это герой стоит возле какой–то избушки!» Это тоже очень кавказская тема. Дом – символ. Человек строил его для своей семьи. А теперь этот дом – пустой.

– По фильму получается, что только убийство Калоевым диспетчера заставило компанию признать свою вину?

– Да, именно так. Мы осознанно не хотели рассказывать параллельно жизнь диспетчера, поскольку тот в реальности всего лишь винтик в этой машине. Корпорация решила заменить человеческий фактор деньгами, предложив Калоеву увеличить компенсацию.

– А это реальный факт? Или выдумано сценаристами?

– Нет, не выдумано. Я читал много интервью Калоева. Его речь в суде взята мною из его интервью – когда он говорит: «Я умер в день катастрофы… А что бы вы сделали, увидев своих детей в гробу?» – этот вопрос я задаю и зрителю. Всю информацию, которую мог достать, я достал из хроники и из интервью, даже тех, которые Виталий дал позже, в годовщину событий. Для меня Калоев – это человек, который решает выступить против порочной системы и пойти до конца, чтобы восстановить справедливость. С другой стороны, я хотел сделать многослойное кино и показать, что месть ничего не решила. Когда герой возвращается, все равно его дом – пустой. И от раскаяния ему тоже не уйти…

– Он умножил горе, когда убил диспетчера, тоже отца семейства?

– Да, конечно. Отчасти поэтому фильм называется «Непрощенный». Трагедия сродни шекспировским, где ты не понимаешь до конца, прав герой или не прав, и уж тем более страшно поставить себя на его место.

– В реальности Калоев действительно спонтанно выхватил нож, то есть не планировал убивать?

– Изначально, как я понимаю, когда он пришел к диспетчеру с фотографией – это был такой немножко кавказский жест: впусти меня, давай поговорим. А тот закрывает дверь, поскольку у него другая ментальность. И то, что диспетчер выбил фотографию из его руки – это тоже было. А нож Калоев действительно купил только в гостинице, он не приехал в Европу с готовым намерением убивать. Если бы Калоеву предложили, как это принято у нас – «давай сядем, поговорим», – я думаю, эта история решилась бы совершенно по-другому. Мой фильм еще и про то, что западная культура и наша очень разные – когда глава компании не может понять, в чем суть, и говорит: «Увеличьте компенсацию», – полагая, что деньги решают все.

– То есть ваш герой действительно несколько раз звонил главе авиакомпании, пытался встретиться с ним?

– Да, два года после катастрофы Калоев звонил, приезжал, его не пускали, говорили, что президента нет, хотя он был там…

– А где сейчас живет герой вашего фильма?

– Там же, во Владикавказе. Я думаю, он на пенсии, поскольку ему уже за шестьдесят. Он был одним из лучших архитекторов-строителей во Владикавказе, и в начале фильма я хотел показать его гипертрофированное чувство справедливости, когда он говорит: «Нет, мы так строить не будем». Возможно, это желание справедливости подтолкнуло его к поступку, который он совершил.

– Почему вы решили взять Нагиева, а не, скажем, актера из осетинского театра?

– Когда я сказал, что у меня будет играть Нагиев, многие коллеги смотрели на меня с удивлением – настолько неожиданным казалось для него это амплуа. Мне было важно, чтобы человек, который сыграет Калоева, представлял собой знаковую фигуру. Нагиев, помимо того что он известный актер, – именно такая фигура. Кроме того, интересно раскрыть новые возможности исполнителя. У него был опыт в драме – он играл в фильме Невзорова «Чистилище». Хотя это было 20 лет назад, и все это забыли, но я знал, что он умеет играть драматические роли. Я думал, что если Нагиев согласится и фильм получится, то это будет большое событие. Это был вызов и для него, и для меня. По–моему, я сделал правильный выбор: у меня в фильме Нагиев до катастрофы и после – это два разных человека. 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12628
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7910
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7648
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6920
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6676
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?