Главная Культура 21:01 28 Сентября 2018 2806
Сарик Андреасян: «Я хотел показать, что месть ничего не решила»

На экраны страны вышел фильм «Непрощенный» - об архитекторе из Владикавказа Виталии Калоеве, потерявшем всю семью в авиакатастрофе 

Дмитрий Кузнецов
Сарик Андреасян. Фото из открытых источников

Фильм, который мы в эти дни увидим на экранах, должен был рано или поздно появиться. Он основан на нашумевших в свое время событиях – истории архитектора из Владикавказа Виталия Калоева, жена и дети которого погибли 1 июля 2002 года в авиакатастрофе над Боденским озером. Два года спустя, поскольку виновный авиадиспетчер так и не был наказан, Калоев решил сам совершить правосудие. За убийство диспетчера он был осужден и провел еще два года в швейцарской тюрьме, после чего освобожден досрочно и вернулся на родину.

Фильм, помимо драматических событий, которые он довольно точно воспроизводит, интересен еще и тем, что в нем в непривычной для себя серьезной главной роли снялся известный комедийный актер Дмитрий Нагиев. Все это вместе не может не привлечь внимание. Корреспонденту «Труда» удалось побеседовать с режиссером фильма Сариком Андреасяном, на счету которого, наряду с несколькими развлекательными («Лопухи», «Мамы», «Служебный роман. Наше время»), есть и серьезный фильм «Землетрясение» про катастрофу в Спитаке.

– Почему вы решили снять фильм на эту тему?

– Вся страна в свое время знала про эту трагедию. У меня есть друзья-осетины, в том числе и артисты. Кто-то спросил, помню ли я эту историю. Но я не сразу понял, что это «моя» история, что захочу ее рассказать. Потом я стал читать интервью Виталия Калоева, смотреть хронику и понял, что хочу снять о нем кино, но рассказать об этом не в форме триллера или жанрового кино, а, несмотря на драму, сделать ленту про человека, которая все равно была бы пропитана любовью к семье в первую очередь.

– Как долго шли съемки?

– Фильм снимался в прошлом году, в три блока – зимние сцены, летние сцены катастрофы и пару осенних дней на кладбище. Мы не стали снимать у реальной могилы, чтобы не волновать нашего героя – построили ее копию один в один.

– А как сам Калоев отнесся к тому, что вы решили снять о нем фильм?

– Я встречался с ним еще до начала съемок и сказал, что хочу сделать фильм с уважением к его семье. Он ответил: «Я не держу тебя за руку, ты можешь делать то, что хочешь». Он имел в виду, чтобы мы его не трогали при этом. Я спросил, читал ли он сценарий, который я ему послал, на что он ответил: «Ну, нет, конечно». Я думаю, дело было не во мне, а в том, что человеку все это переживать заново было бы тяжело. Мы говорили минут 20. Он сказал одну очень важную вещь: во всех европейских фильмах на этот сюжет его пытаются выставить трусом – якобы он убегал с места преступления. Да и прокурор это утверждал. Хотя, говорит Калоев, уходил он очень спокойно. А еще он возмущен тем, как показали в фильме со Шварцнеггером его дом: «У меня очень хороший дом. Что же это герой стоит возле какой–то избушки!» Это тоже очень кавказская тема. Дом – символ. Человек строил его для своей семьи. А теперь этот дом – пустой.

– По фильму получается, что только убийство Калоевым диспетчера заставило компанию признать свою вину?

– Да, именно так. Мы осознанно не хотели рассказывать параллельно жизнь диспетчера, поскольку тот в реальности всего лишь винтик в этой машине. Корпорация решила заменить человеческий фактор деньгами, предложив Калоеву увеличить компенсацию.

– А это реальный факт? Или выдумано сценаристами?

– Нет, не выдумано. Я читал много интервью Калоева. Его речь в суде взята мною из его интервью – когда он говорит: «Я умер в день катастрофы… А что бы вы сделали, увидев своих детей в гробу?» – этот вопрос я задаю и зрителю. Всю информацию, которую мог достать, я достал из хроники и из интервью, даже тех, которые Виталий дал позже, в годовщину событий. Для меня Калоев – это человек, который решает выступить против порочной системы и пойти до конца, чтобы восстановить справедливость. С другой стороны, я хотел сделать многослойное кино и показать, что месть ничего не решила. Когда герой возвращается, все равно его дом – пустой. И от раскаяния ему тоже не уйти…

– Он умножил горе, когда убил диспетчера, тоже отца семейства?

– Да, конечно. Отчасти поэтому фильм называется «Непрощенный». Трагедия сродни шекспировским, где ты не понимаешь до конца, прав герой или не прав, и уж тем более страшно поставить себя на его место.

– В реальности Калоев действительно спонтанно выхватил нож, то есть не планировал убивать?

– Изначально, как я понимаю, когда он пришел к диспетчеру с фотографией – это был такой немножко кавказский жест: впусти меня, давай поговорим. А тот закрывает дверь, поскольку у него другая ментальность. И то, что диспетчер выбил фотографию из его руки – это тоже было. А нож Калоев действительно купил только в гостинице, он не приехал в Европу с готовым намерением убивать. Если бы Калоеву предложили, как это принято у нас – «давай сядем, поговорим», – я думаю, эта история решилась бы совершенно по-другому. Мой фильм еще и про то, что западная культура и наша очень разные – когда глава компании не может понять, в чем суть, и говорит: «Увеличьте компенсацию», – полагая, что деньги решают все.

– То есть ваш герой действительно несколько раз звонил главе авиакомпании, пытался встретиться с ним?

– Да, два года после катастрофы Калоев звонил, приезжал, его не пускали, говорили, что президента нет, хотя он был там…

– А где сейчас живет герой вашего фильма?

– Там же, во Владикавказе. Я думаю, он на пенсии, поскольку ему уже за шестьдесят. Он был одним из лучших архитекторов-строителей во Владикавказе, и в начале фильма я хотел показать его гипертрофированное чувство справедливости, когда он говорит: «Нет, мы так строить не будем». Возможно, это желание справедливости подтолкнуло его к поступку, который он совершил.

– Почему вы решили взять Нагиева, а не, скажем, актера из осетинского театра?

– Когда я сказал, что у меня будет играть Нагиев, многие коллеги смотрели на меня с удивлением – настолько неожиданным казалось для него это амплуа. Мне было важно, чтобы человек, который сыграет Калоева, представлял собой знаковую фигуру. Нагиев, помимо того что он известный актер, – именно такая фигура. Кроме того, интересно раскрыть новые возможности исполнителя. У него был опыт в драме – он играл в фильме Невзорова «Чистилище». Хотя это было 20 лет назад, и все это забыли, но я знал, что он умеет играть драматические роли. Я думал, что если Нагиев согласится и фильм получится, то это будет большое событие. Это был вызов и для него, и для меня. По–моему, я сделал правильный выбор: у меня в фильме Нагиев до катастрофы и после – это два разных человека. 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3507
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3430
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3226
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?