Главная Культура 00:02 29 Мая 2013 0
Большому театру без электронной подзвучки не обойтись

Но в зал идет только естественный звук, утверждает акустик из Германии Юрген Райнхольд

Сергей Бирюков

За полтора года, прошедшие после реконструкции Большого театра, не утихают разговоры о том, что акустику знаменитого зрительного зала безнадежно испортили. Верно ли, что голоса солистов теперь естественным образом можно расслышать только из первых рядов партера, куда цены на билеты заоблачные, а для покрытия остальной части зала нужна электронная подзвучка? Правда ли, что со временем акустические свойства здания меняются сами по себе, или реконструкторам приходится постоянно придумывать новые технические ухищрения, чтобы исправить «недоделки»? Есть ли в зале так называемые глухие зоны, куда вообще не стоит покупать билет? Ответы на эти и подобные вопросы корреспонденту «Труда» удалось на днях получить из первых рук — в стенах Большого театра, от специалиста, который эту самую акустику и делал на протяжении шести лет ремонта, а теперь регулярно приезжает контролировать.

Юрген Райнхольд работает в одной из ведущих немецких акустических фирм, Muller BBM, которая возникла после войны и сделала себе имя на восстановлении разрушенных театров Германии. Именно она занималась реставрацией акустики Большого театра во время его реконструкции в 2005–2011 годах.

Использование мобильных элементов оркестровой ямы Большого театра. Рассадка оркестрантов для исполнения музыки XVIII-начала XIX века. Рисунки предоставлены фирмой Muller BBM

Прежде всего, специалист не доверяет популярной журналистской байке, будто акустически Большой театр перед ремонтом находился на 55 месте в мировом рейтинге оперных сцен. Из тех акустических приспособлений, которые заложил в 1856 году строитель Большого, выдающийся архитектор Альберт Кавос, сохранилось процентов 85, в первую очередь обшивка зала акустической елью. В 2005 году время реверберации (остаточного затухающего звучания — главный акустический показатель для любого театра) составляло 1,35 секунды, и это при мягких декорациях «Бориса Годунова», интенсивно поглощающих звук. Как утверждает Юрген, в знаменитом миланском «Ла Скала» реверберация и сейчас, после проведенной там в начале 2000-х реконструкции, не превышает 1,2.

Рассадка оркестрантов для исполнения музыки середины XIX века. Рисунки предоставлены фирмой Muller BBM

Но, конечно, сто лет назад акустические свойства Большого были лучше. В советские годы уничтожили полое пространство под партером, посадив его на бетонную плиту (это все равно что скрипку лишить деревянного корпуса, натянув струны на каменную доску), а лепнину из прекрасно резонирующего папье-маше заменили на более дешевый, но глухой гипс. Оркестровую яму «сжали» с 7 метров в ширину до 5,5, что лишило звук объема.

Восстановлением утраченного и занимались немецкие специалисты. В итоге, по последним замерам, реверберация на том же «Борисе Годунове» достигла 1,5 секунды. «Это фантастический показатель, больше не выжмешь. Если только не договоришься с обществом охраны памятников и не уберешь всю мягкую отделку зала», — улыбается собеседник.

С визитами немцы приезжают регулярно, раз в три-четыре месяца. Но вовсе не для физических доделок.

— Зал был технически полностью готов уже к октябрю 2011 года, т.е.к дате сдачи, — говорит специалист. — Но представьте, что вам дают в руки скрипку. Даже к самому лучшему инструменту надо приспособиться. В определенном смысле таким сложнейшим инструментом является зал. Причем после реконструкции он стал еще сложнее, поскольку в оркестровой яме появились подвижные элементы, дающие возможность менять ее конфигурацию и отражающие способности, в зависимости от размеров оркестра и стиля исполняемой музыки.

Например, задняя стенка ямы снабжена множеством панелей, одна сторона которых активно отражает звук, другая поглощает. В зависимости от того, нужно ли нам подчеркнуть или пригасить звучание, скажем, литавр, ближайшие к ним панели поворачиваются нужной стороной.

Именно для того чтобы вместе с музыкантами найти рецепты правильного использования всех этих элементов, и приезжают сюда Юрген и его коллеги.

Рассадка оркестрантов для исполнения музыки Вагнера и Рихарда Штрауса. Рисунки предоставлены фирмой Muller BBM

В любом случае, говорит он, рассказы о том, что будто бы певцов теперь не расслышишь без электронной подзвучки, безосновательны. В Большом, как и в других ведущих оперных театрах мира, в зал идет только естественный звук. Динамики на сцене есть, но их назначение совершенно другое: те, что нацелены в зал, используются при речевых выступлениях, а направленные в сторону задника помогают артистам, находящимся вдали от оркестра, хорошо его слышать.

Получил «Труд» и несколько советов, как выбрать место в зрительном зале. Если вы хотите получше разглядеть актеров, готовьтесь к тому, что в первых рядах партера плоховато со звуковым балансом: вы слышите в первую очередь те инструменты, которые ближе всего к вам. Сбалансированно звук начинает поступать где-то к середине партера и дальше.

Но и в конце партера звук оркестра плосковат — это уже мое личное наблюдение. Когда оркестр заиграл увертюру к «Князю Игорю» (премьера оперы — через неделю), виолончели и контрабасы словно стушевались. Заметно объемнее звуковая картина воспринимается с верхних ярусов, где билеты, к слову, гораздо дешевле. Это подтвердил и Юрген Райнхольд: если вы меломан, не тратьтесь на так называемые престижные места — за цену одного такого места вы и сами оперу наверху послушаете, и еще пяток своих друзей пригласите.

Так на каком же месте сегодня находится Большой в мировом рейтинге? Райнхольд назвал три исторических театра с лучшей, на его взгляд, акустикой: это неаполитанский «Сан-Карло», буэнос-айресский «Колон» и мюнхенский Национальный театр. Историческое здание Парижской оперы, по его словам, «переполнено ватой и нуждается в санации». Знаменитую оперу Сиднея, несмотря на славу этого театра, Юрген и вовсе определил как «акустическую катастрофу». А вот Большой, согласно его оценке, если не в первой десятке среди исторических театров мира, то уж во второй — точно.

Тут включившийся в наш разговор главный дирижер театра Василий Синайский неожиданно вывел его из чисто акустической плоскости: идти надо на выдающегося исполнителя. Когда в конце 1980-х (ремонтом тогда и не пахло) в Большом дирижировал Евгений Светланов, о дефектах акустики как-то забывалось: все звучало и дышало...

Прямая речь

Юрген Райнхольд: «Оптимальную конфигурацию ямы должен выбирать каждый дирижер»

— При проектировании мы предусмотрели в оркестровой яме много мобильных элементов для того, чтобы можно было адаптировать ее к оркестрам различного состава. Это касается, главным образом, глубины оркестровой ямы, измеряемой от верхнего края ограждающей стенки до уровня пола в яме. Для небольшого оркестра (например, для исполнения музыки Моцарта) идеально устанавливать яму на глубину около 1,80 м; для оркестров большего состава идеальная глубина составляет около 2,10 м. Для очень больших оркестров (например, в операх Вагнера) яму можно опускать еще ниже на глубину 2,40 м или делать ее ступенчатой.

Задняя стенка в случае очень большого оркестра может отодвигаться назад, так что под передним краем сцены создается площадка для расположения дополнительного числа музыкантов. Кроме того, элементы задней стенки с одной стороны имеют звукопоглощающую (перфорированную) поверхность, а с другой стороны — звукоотражающую и могут по отдельности разворачиваться той или иной стороной к музыкантам. Таким образом, можно целенаправленно ослаблять звучание громких инструментов и улучшать баланс звучания оркестра в целом.

Все эти конфигурации оркестровой ямы обсуждались с театром, мы вместе их опробовали и они применяются в соответствии с музыкальным репертуаром.

Дополнительные опции в виде переносных перегородок, подиумов/подставок для отдельных инструментов или специального расположения отдельных групп инструментов находятся в руках оркестрантов и дирижера. Мы, как акустики, создали идеальную среду для оркестра, а оптимальный вариант конфигурации ямы сообразно с составом коллектива должен в каждом случае выбирать конкретный оркестр и дирижер. Как индивидуальными являются декорации к каждой отдельной сцене, так и каждый оркестр имеет свой собственный характер, и соответственно существует много конфигураций для использования оркестровой ямы.

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3413
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3298
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3142
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?