Темой XX фестиваля стало «Мое главное», а новые арт-объекты, сооруженные к 20-летию, были объединены общим проектом под названием «Белый город». Это символические образы учреждений, типичных для большого города и выполненные из материалов белого цвета – аэровокзал, лифт, лечебница, исправительное учреждение, школа, музей, присутственное место, аллея звезд, площадь церемоний и даже горсовет, а в качестве места уединения – источник.
Правда, не очень понятно, почему в качестве «самого главного» были выбраны элементы городской структуры. Кажется, такие учреждения не должны внушать гостям фестиваля большой любви – ведь это, в основном, горожане, приехавшие в Никола-Ленивец отдохнуть на природе. Сайт фестиваля дает на этот счет туманное объяснение: «Мы живем в мегаполисе, перенасыщенном смыслами. Трудно отделить от них своё сокровенное — тот самый город внутри тебя. «Архстояние 2025» предлагает отправиться в путешествие по белому городу-миражу в поисках своего главного».
Не будем оспаривать глубоко скрытый замысел - главное, что объекты, изображающие данные учреждения, были сделаны, как всегда на «Архстоянии», оригинально и с юмором. Аэропорт - табло рейсов на поляне посреди леса, лечебница – десяток кроватей, чай и прививки в виде печати на руку, исправительное учреждение – 18 больших зеркал со стулом перед каждым, присутственное место – домик под названием «Служба одного окна», а горсовет напоминал орган (музыкальный инструмент), по ассоциации «орган власти – орган». Из 13 инсталляций только одна останется в Никола-Ленивце - «Горсовет» Бориса Орлова и Сергея Шеховцова - все остальные будут демонтированы.
Каждый вечер с аншлагом в лесном овраге проходила премьера хореографического спектакля «Состояние леса» труппы Сontext балерины Дианы Вишневой. Зрители сидели на скамейках на склоне, а танцовщики выходили танцевать из леса на сцену, установленную на дне оврага.
Также посетителей ждали творческие кэмпы, в которых можно было попробовать себя в самых разных вещах от символических похорон иллюзий до кормления кудрявых гусей арбузами.
Хореографический спектакль «Состояние Леса». Фото: Д.Кузнецов
Гвоздем программы в субботу стала акция «Банановой галереи» (Bannana Gallery) – проекта Аркадия Котанджяна, впервые появившегося на фестивале в прошлом году. Галерея из коробок из-под бананов была своего рода пародией на галерейный бизнес. В этом году из тех же коробок соорудили так называемую «Пирамиду времени» - по словам автора «гробницу идей и колыбель искусства будущего». В ней были собраны эскизы художников, отвергнутых «Архстоянием» за прошедшие 20 лет и ждущие своего признания. Тут же созданный «профсоюз отвергнутых художников» организовал шествие от пирамиды к площади церемоний с плакатами вроде: «Желтая революция начинается с одного банана», «Я художник, а не банан с горы», «Не ищи в банане тайных смыслов» или «Мир. Труд. Банан».

"Пирамида времени". Фото: Д.Кузнецов
Далее, на площади прошла «церемония банановой надежды» - заседание суда, где в роли главного судьи в парике выступил основатель арт-парка Николай Полисский. В итоге, суд оправдал всех отвергнутых «Архстоянием» художников и обещал их творениям реабилитацию – правда, не совсем понятно, в какой форме. Сам Николай Полисский сказал, что видит решение проблемы в создании в разных уголках нашей большой страны парков, подобных Никола-Ленивцу – и тогда каждому художнику найдется место для его арт-объекта. Полисский вспомнил, что сам когда-то, не надеясь пробиться в ряды МОСХа (Московского Союза Художников) уехал писать картины в Никола-Ленивец, а признание пришло к нему позже, когда он стал делать арт-объекты.
В общем, коротко, итог двадцатилетнего существования фестиваля «Архстояние» можно подвести словами: арт-парков должно быть больше. Тогда, очевидно, будет больше и фестивалей, подобных «Архстоянию».
Говоря о фестивале в целом, немного расстраивает явный уклон в коммерциализацию. Цены на входной билет, еду и напитки зашкаливают. При этом очереди в душ и туалет по утрам с каждым годом не уменьшаются. Тем не менее, на фестивале всегда много молодежи, которая приезжает со своими палатками, шашлыками и примусами потусить на природе и сходить на ночные концерты.
В этом году фестиваль посетило в общей сложности, около 12000 человек. Толпы народа, курсирующие по деревянным дорожкам и лесным тропам туда-сюда, временами, конечно, напрягают. Но при всех минусах, фестиваль «Архстояние» продолжает привлекать зрителей оригинальностью и юмором своих арт-творений - новых и старых - а также прекрасной природой тех мест, где он проходит.
Для справки
Название фестиваля «Архстояние» — отсылка к знаменитому стоянию русских и татарских воинов на реке Угре поблизости от Никола-Ленивца в 1480 году. «Арх» подразумевает связь с искусством архитектуры.
Создателем и идейным вдохновителем «Архстояния», так же как и самого ландшафтного парка Никола-Ленивец, является художник Николай Полисский, живущий в этих местах с начала 90-х годов. Поселившись в Никола-Ленивце, Полисский оставил живопись и стал заниматься лэнд-артом — сооружать необычные объекты из подручных материалов, т.е. из дерева, лозы, сена и т.п. Сейчас парк насчитывает несколько десятков таких объектов, и с каждым годом их число растет, как растет и число гостей, приезжающих посмотреть на диковинные сооружения и принять участие в фестивальных мероприятиях. Нынешний фестиваль — 20-й по счету.
.jpg)