Главная Культура 00:23 29 Октября 2021 14226
«Никакие мечи и мотоциклы не затмят классический балет…»

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате. Еще бы — 30 лет работы в одной из главных мировых балетных держав, из них полтора десятка — на сцене Большого театра, а затем, уже в ранге художественного руководителя — в международно известных оперно-балетных труппах Бурятии и (поныне) Нижнего Новгорода... О том, как Россия и ее балетный мир стали для Морихиро, или Морика, как его называют русские друзья, родной — наше интервью.

— Вы и до сих пор танцуете?

— Весной 2021 года в Нижегородском театре оперы и балета состоялся вечер, приуроченный к моему пятидесятилетию — я тогда много танцевал. И после этого пару раз довелось выйти на сцену. Так что не хочется говорить, будто все танцевальные достижения для меня позади. Кто знает, как еще сложится судьба. Но понимаю, что сегодня уже не могу соответствовать самому себе тридцатилетнему, а танцевать не с полной отдачей, не как в последний раз — не вижу смысле. И сейчас для меня важнее так называемая организационная работа. Чувствую, что могу передать весь свой накопленный опыт молодым танцовщикам.

Морихиро Ивата со своими русскими учениками

— По спектаклям Большого театра помню, что вы всегда посылали со сцены лучи радости, казалось, что у вас никогда ничего не болит, не натираются мозоли — частые спутники балетных артистов. Этот оптимизм — особенность японского характера, выносливость самурая?

— Не только. Мне очень повезло с педагогами в МАХУ (Московское академическое хореографическое училище, ныне — Московская государственная академия хореографии — «Труд»). Я занимался в классе Александра Бондаренко (один из лучших педагогов мужского танца, безвременно скончавшийся в 2008 году; среди его учеников — Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев, Артем Овчаренко, Вячеслав Лопатин и другие звезды — «Труд»). Он сразу научил правильно подкачивать мышцы, чтобы обходиться без травм, и их у меня действительно было немного. Иногда случались вывихи, но я быстро возвращался в форму.

Великолепная школа позволяла Морихиро с легкостью танцевать Золотого божка из «Баядерки» и другие виртуозные роли

— Как случилось, что японский мальчик «заболел» балетом? Ведь на вашей родине государством поддерживается только один театр — национальная классическая традиция «Но». Даже великий театр «Кабуки», где все роли играют мужчины, по сути дела частный.

— Уточню: в Японии все же есть один государственный балетный театр, но остальные — частные со спонсорской поддержкой. То же самое можно сказать и про школы. Одной из них руководил мой папа, принадлежащий к числу пионеров классического балета на наших островах. Представьте себе: послевоенное время, бедность, но уже тогда у японцев пробудилась любовь к этому искусству. Папа организовал балетную школу и сам начал в ней преподавать. Моя мама тоже танцевала, но национальные танцы. Позже и она стала учить в папиной школе. Так что мне было чьему примеру следовать.

Важным для меня периодом стали два года учебы в Советском балетном институте, который как раз тогда открыли в Японии. С нами работали мастера из Москвы, Киева и других ведущих школ: они приезжали, давали уроки, а через три месяца их сменяли следующие. Уникальный студенческий опыт, в результате которого я окончательно влюбился в классический балет в том блистательном виде, в каком он существовал в СССР, и понял, что хочу посвятить этому искусству свою жизнь. Вот так в 19 лет я оказался в Москве и начал стажироваться в МАХУ. Кстати, в Википедии пишут, будто я сперва обучался в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, но это ошибка, которую нужно исправить — при всем моем уважении к замечательному ленинградско-петербургскому вузу, я никогда не был его студентом.

— Вас не отговаривали от поездки в Россию?

— Не просто отговаривали — многие в Японии смотрели на меня как на ненормального: «Там неблагополучно, экономика рушится, СССР вот-вот развалится». Но я уже принял решение, о котором ни разу потом не пожалел. Полтора года в училище, где нас не только учили, но и кормили, и дали жилье, — прошли в эйфории и увлеченности. Я жил одним балетом и, мне кажется, был ответственным учеником. А когда меня взял в свою труппу Вячеслав Михайлович (театр «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева — «Труд»), у меня даже появилась «дефицитная» валюта, так как коллектив много и успешно гастролировал по Европе и Латинской Америке. Все это не отменяло ужасной нищеты и неустроенности, которая царила в России в 90-е годы, но я не замечал тех трудностей и был абсолютно счастлив.

— Кто-то еще из японцев в то время танцевал в России?

— Конечно — более того, я попал в труппу Гордеева не без содействия японки. Моя коллега по МАХУ Масами Чино помогла найти балетный класс, где бы я смог заниматься после выпуска из школы. Эти занятия увидел Вячеслав Михайлович — и пригласил на работу.

— Так Масами — мама Марко Чино, который уже несколько сезонов танцует в Большом театре и обратил на свой талант внимание. Как тесен мир!

— Марко с его мамой я лично принимал из роддома, мы дружим нашими интернациональными семьями: Масами вышла замуж за итальянца, а я женился на Ольге, пермской балерине.

— Ольга с дочками тоже перебралась к вам в Нижний Новгород?

— Ей это удалось только сейчас. Дело в том, что, когда меня позвали стать заместителем художественного руководителя Нижегородского академического театра оперы и балета, Ольга осталась в Бурятии преподавать в организованной мною Школе балета — у тамошних ребят большой интерес к танцу, было бы обидно бросить наше начинание на полпути. Но сейчас она уже нашла хороших педагогов на замену и будет работать со мной в нижегородском театре. Кстати, у Ольги красный диплом, она кандидат наук. А дочки наши уже взрослые — одна нашла работу в Германии, вторая живет в Москве, но мы стараемся видеться как можно чаще, хотя при нашей занятости это очень трудно.

Среднерусские просторы стали для Иваты такими же родными, как дальневосточные берега

— И все же вряд ли ошибусь, если самой звездной полосой вашей жизни назову 17 лет, проведенных в Большом театре.

— Опять-таки ни секунды не сомневался, идти ли мне туда. Большой театр всегда был моей мечтой. Меня влекла возможность продолжать там учиться у ведущих российских мастеров. Моим непосредственным наставником был Борис Акимов — изумительный мудрый педагог. Огромная ему благодарность. Также я работал с Михаилом Лавровским, Юрием Владимировым, Юрием Григоровичем, Генрихом Майоровым и многими другими. Эти знания помогают мне и сейчас, когда я сам ставлю и репетирую с артистами в Нижнем Новгороде. Снова повторюсь, но на меня в Большом театре иногда смотрели как на сумасшедшего, потому что я дни напролет проводил в балетных залах. Не только репетировал, но просто слушал то, что говорили, допустим, Марина Семенова или Галина Уланова о ролях в классических балетах, впитывал это как губка, запоминал, записывал. Как у иностранца, у меня другая оптика, и я, может быть, резче, чем коллеги-россияне, понимал всю уникальность таланта мастеров Большого театра. Отсюда вытекает и вторая важная составляющая моей жизни на его сцене. Я ценю западную хореографию и то, что Джон Ноймайер отобрал меня в свой спектакль «Сон в летнюю ночь» на роль Пэка, и что в кастинге «Парижского веселья» Леонида Мясина мне досталась роль Перуанца... Но особую радость доставляют роли Шута в «Лебедином озере» Юрия Григоровича, Чиполлино в одноименном балете Генриха Майоров и все остальные партии классического репертуара. Очень боюсь, что в погоне за новыми западными веяниями наследие мастеров Большого театра растеряется, но надеюсь, что общими усилиями мы его спасем. Например, сейчас в Нижнем обсуждаем новую постановку «Щелкунчика»... Хотя из-за пандемии планы трудно строить.

Большой театр всегда был мечтой увлеченного японского танцовщика

— Были у вас, кроме балета, серьезные, а может, и несерьезные увлечения?

— Последнее мое увлечение — мотоциклы. Не удивляйтесь, но оно ко мне пришло от младшей дочери. Я купил себе «Харлей-Дэвидсон» и иногда гоняю между Москвой и Нижним. Сейчас, правда, мотоцикл стоит на приколе в гараже нижегородского фирменного салона — все-таки осенью ездить уже холодно. Еще, пока жил в Москве, увлекался японским боевым искусством айкидо, потом иайдо — техникой внезапной атаки с мечом. Но, конечно, ничто и никогда не затмевало классический балет...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3324
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3218
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3088
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?