Авторы инициативы уверены, что эта мера позволит сделать наши дороги и тротуары безопаснее. Правда, есть и опасения, что в случае массового исхода курьеров набравшая ход отрасль по доставке еды и других товаров откатится далеко назад. Ну и как тут найти золотую середину?
Курьеры в дождевиках и с пластиковыми крышами над головой на юрком электротранспорте мечутся по улицам и тротуарам, выскакивая перед носом водителей и пешеходов как черт из табакерки. Такой способ доставки товаров уже стал массовым: он в разы быстрее и дешевле, чем пешком или на авто. На двух колесах доставщики доберутся туда, куда на машине путь из-за пробок заказан. Но за скорость и удобство горожанам приходится расплачиваться хаосом на дорогах.
Лихачество, безрассудство, игнорирование ПДД и светофоров нередко приводят к печальным последствиям. По данным МВД, за девять месяцев текущего года в стране произошло более тысячи ДТП с участием двухколесного электротранспорта. В половине из них виноваты доставщики. В результате сотни человек пострадали, а 11 погибли. И это явно заниженные цифры: на практике оформляется только каждое четвертое ДТП, куда чаще участники предпочитают скрыться с места аварии, не тратя время на формальности.
Между тем в Санкт-Петербурге насчитывается около 14 тысяч курьеров на электротранспорте, в Москве — свыше 35 тысяч. Вот и уследи за ними!
Самым популярным средством передвижения у курьеров является мощный электровелосипед Jetson Monster Pro, развивающий скорость в 45 км в час. Однако эта техника не имеет к велосипедам отношения — у тех и мощность гораздо ниже и скорость 25 км в час. Все, что выше, — уже мопед, управлять которым можно только с правами в кармане и шлемом на голове.
Такая норма официально действует уже третий год, но на практике ограничения не работают. Время от времени проводятся рейды, но у инспекторов ГАИ и без того забот хватает, так что курьеры, переждав, снова выезжают на большую дорогу. Тем более определить мощность электровелосипеда на глаз невозможно, а несознательные граждане научились сразу после покупки удалять с техники опознавательные знаки. Ну и кто же станет отправлять каждое двухколесное средство передвижения на техническую экспертизу?
В общем, предложение сделать наличие водительских прав обязательным условием для работы в службах доставки выглядит логичным. Такое новшество только в столичном регионе коснется 40-50 тысяч курьеров, 80% из которых — мигранты. И тут появляются другие опасения: не поставит ли такое ужесточение правил эту отрасль торговли на грань выживания?
Получение прав — небыстрое и недешевое удовольствие. Чтобы открыть категорию М, нужно пройти в автошколе курс обучения, а потом сдать экзамены в ГАИ. Стандартная программа обучения занимает 24 часа и стоит не меньше 30 тысяч рублей.
Интересно, что и сами автошколы не в восторге от предстоящего наплыва мигрантов. Ведь с новой клиентурой возникает необходимость проверять подлинность целого пакета иностранных документов. А подойти к этому делу спустя рукава — значит сильно рисковать: в случае ДТП с участием выпускника курсов неминуема проверка, кто и как выдал «велосипедисту» права.
Остается рассчитывать на то, что сами курьеры даже после введения новых правил вряд ли уйдут из доставки. Сейчас в этой отрасли одни из самых высоких зарплат в стране. Чтобы удержать работников, бизнес, скорее всего, компенсирует расходы на их обучение в автошколах. В принципе не такая уж и большая цена за надежду на упорядочивание дорожного хаоса.
