Главная Культура 00:18 30 Июля 2021 8200
След дамских каблучков на парижской мостовой

Пушкинский музей показал французский вариант «искусства женского рода»

Елена Широян
Эмблемой выставки ее кураторы выбрали картину «Кокетки» художницы Жаклин Марваль

Париж всегда Париж, гласит народная мудрость, и успешные показы искусства французской столицы — еще одно тому подтверждение. В ГМИИ имени Пушкина продолжили цикл, посвящённый Монпарнасу — колыбели всемирно известной Парижской школы. Но на сей раз у выставки отчетливый привкус феминизма. А поэтому не доверяйте ласково журчащему названию «Музы Монпарнаса»: отнюдь не все персонажи экспозиции — томные создания, чье единственное предназначение — вдохновлять творцов-мужчин.

От позирования и нежных забот о его величестве художнике натурщицы, подруги, жены сплошь и рядом переходили к самостоятельной работе за мольбертом. Пример тому — Жанна Эбютерн, не только спутница Амедео Модильяни, после его смерти шагнувшая в открытое окно, но и самобытная художница. Более жизнерадостный вариант — блиставшая в кафе «Ротонда» модель Кики: она в любом случае вошла бы в историю, увековеченная в работах Модильяни, Кислинга, Фужиты, на фотографиях Мана Рэя. Однако Алиса Эрнестина Прен (настоящее ее имя) и сама взялась за кисти, удивив зорким глазом, лёгкостью погружения в гущу событий. «Королева Монпарнаса» встала в один ряд с мастерами «наивного искусства», участвовала в выставках, а в 1929 году, на пике славы, издала воспоминания, увековечив мятежную и беспечную атмосферу Парижа «свингующих двадатых». Словесный портрет Кики запечатлел в предисловии к книге никто иной как Эрнест Хемингуэй: «У нее было удивительно красивое тело и прекрасный голос... она повлияла на ту эпоху на Монпарнасе больше, чем королева Виктория — на викторианское время». Кстати, экземпляр книги, представленный на выставке, происходит из библиотеки Сергея Эйзенштейна, которому достался вместе с игривой дарственной надписью от самой Кики, оставившей нам и портрет режиссера. Пусть он начисто лишен психологизма, да и точного физиономического сходства — зато эта изящная виньетка в биографии кинематографиста оттеняет серьезность и драматизм его пути.

Трудно сказать, чем все-таки выставка радует сильнее — смелыми красками, новыми для нас портретами или россыпью хрестоматийных имен, доносящей мимику нежных лиц и пластику многократно воспетых тел.

Эмблемой кураторы выбрали картину «Кокетки» художницы Жаклин Марваль, особо ценимой поэтом Аполлинером и маршаном Волларом. Спору нет, вещь очень парижская, но я бы рискнула выбрать иную — пронизанную духом символизма «Женщину с цветами. Весна» американки Ромен Брукс. Здесь обнажённое тело окутано черным бархатом, который окаймляют яркие цветы, будто отсылающие к «Весне» Боттичелли. И в то же время покров цвета ночи создаёт мистическое настроение с предчувствием грядущих трагедий.

К той поре на полусонный окраинный район Парижа словно из рога изобилия пролилась энергия талантов из разных стран. Женщины Монпарнаса танцевали, пели, принимали академические позы перед полным залом художников... Французский шарм, в котором главное — не ловко повязанный платок или искусный макияж, а живость и естественность, ловишь и сегодня, когда бродишь по парижским улицам, вглядываясь в лица и фигуры. Между тем природных француженок среди тех, кто создал этот шлейф очарования, едва ли половина: в многочисленные парижские академии стремились иностранки со всего мира. В том числе из России.

Если говорить о русском следе в «женском» искусстве Парижа, рецензия рискует превратиться в дайджест истории «амазонок авангарда». Потому сосредоточимся лишь на оттисках каблучков двух легендарных скульпторов России ХХ века: Анны Голубкиной и Веры Мухиной. Анна приехала учиться в мастерскую Родена — и встала вровень с его талантливейшей ученицей Камиллой Клодель. Юная Вера Мухина была послана за рубеж, чтобы развеяться после шока: наследница крупного состояния повредила лицо, катаясь на санках. Но из мастерской Бурделя она вышла законченной авангардисткой, преданной искусству. К троице этих дам-скульпторов добавим еще одно имя из России — ставшую иконой модернизма Хану Орлову. На пути в Париж она мечтала стать модисткой, но жизнь превзошла фантазии, в чем убеждается каждый, попадающий в ее парижский музей-мастерскую.

Не сравнивая силу таланта, хочется в то же время подчеркнуть, насколько долгим оказалось влияние этих личностей на европейский арт-контекст. От Камиллы Клодель до Луиз Буржуа и сегодняшних лауреаток премии Тернера путь долгий, но вполне знаковый. За полтора века творческая профессия, с обнажением эмоций и презрением к пуританской морали, превратилась для женщин из редчайшего исключения в общепринятый ориентир и символ престижа. Не всегда это встречало понимание, но в наши дни стереотипы сломаны. В чем убеждает, например, посмертная распродажа работ Доры Маар — яркой звезды, чей свет не померк и в тени Пикассо, который создал множество портретов своей возлюбленной, а позже ее возненавидел. Как манифест сбросившего путы поколения звучат слова Маар, приведенные в завершении выставки: «Все мои портреты, нарисованные Пикассо, лживы. Это все портреты Пикассо». Как фотограф она запечатлела процесс создания шедевра испанца — «Герники». Но как живописец оставалась до последнего времени неизвестной. Выставка вернула зрителю изысканные натюрморты Доры Маар, как и десятки впервые показанных в Москве иных картин, рисунков, скульптур, архивных документов из музеев и частных коллекций разных стран.

Именно этим разлитым в атмосфере времени предощущением слома стереотипов, а не только самими артефактами, увлекла меня экспозиция. И говорить тут надо о круге явлений, далеко выходящих за рамки искусства. Ведь и в лаборатории Пьера и Марии Кюри исподволь прокладывался путь в новый мир. При взгляде из наших дней, когда женщины сидят за штурвалом, орудуют в операционной и служат министрами обороны, полной дикостью кажется запрет поступать в университет или голосовать на выборах, обычный еще 150 лет назад. Тем важнее помнить хрупких девушек от Софьи Ковалевской до Надежды Удальцовой, чьим упорным сопротивлением преодолевались тысячелетние традиции мужского доминирования. Проект ГМИИ насыщен биением пульса эпохи, решительно стиравшей барьеры. И неслучайно среди персонажей трудно выделить главного и самого одаренного: здесь речь о поистине революционных исторических процессах, о борьбе за равенство, за мир гордых независимых женщин, поправших гендерные предрассудки.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8084
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5565
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4668
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4258
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4254
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?