Главная Культура 17:00 31 Июля 2023 2003
В Большом театре – любовь на фоне мобилизации

Здесь впервые в России поставили оперу Берлиоза «Беатриче и Бенедикт»

Сергей Бирюков
Главным героям (их роли исполняют Екатерина Воронцова и Константин Артемьев) предстоит трудное, но жизненно важное дело: превратить ненависть в любовь. Фото Дамира Юсупова, предоставлены пресс-службой Большого театра

В Большом театре показали последнюю премьеру сезона. Как ни странно, ею стала комическая опера Гектора Берлиоза «Беатриче и Бенедикт».

Почему как ни странно? А разве не удивительно, что в наше тревожное время театры один за другим предлагают зрителям комедии, и будто сговорились – сплошь «несерьезных» французов.

Несерьезных? Как сказать. Адольф Адан, чьего «Почтальона из Лонжюмо» представила неделей раньше московская Новая опера – один из отцов музыкального романтизма, создатель трагической «Жизели», комическим перевертышем которой можно считать «Почтальона…». Ну а Берлиоз – и вовсе один из самых необузданных музыкальных революционеров, чьи образы до сих пор поражают босховской фантастичностью, будто созданы не столетия назад, а сейчас. Это относится и к его чисто симфонической музыке, которая, к счастью, у нас в стране известна достаточно хорошо, но в не меньшей степени и к оперной, а вот она для отечественного зрителя – почти что терра инкогнита. Если не считать Мариинки с ее «Троянцами» и «Бенвенуто Челлини» да Астраханской оперы с «Осуждением Фауста», то где еще вы можете не только услышать, но и увидеть берлиозовские творения? Кстати, тот же Большой попробовал 7 лет назад поставить «Осуждение…», но недолго продержалась на сцене эта фантасмагория текучих, не желающих считаться с классическими формами мелодий, ансамблей, хоров, подсвеченных фейерверком оркестровых всполохов.

А постановок «Беатриче и Бенедикта» вовсе не припомню. Более того, кажется, не припомнили их и специалисты из Большого театра, поскольку в обстоятельном, как всегда, буклете спектакля история произведения на самых первых исполнениях и обрывается. В других источниках сообщают, что после мировой премьеры в августе 1862 года в немецком Баден-Бадене, летней культурно-курортной столице Европы, опера имела успех еще в Веймаре и некоторых других, тоже немецких городах, а в родной для Берлиоза Франции ее освоили лишь в 1890-м – 21 год спустя после кончины композитора. И потом обращались не чаще чем раз лет в 30-50. На родине другого автора, Шекспира (в основе либретто – его комедия «Много шума из ничего»), руки до партитуры дошли в 1936-м, в Америке в 1977-м, в Италии (где, между прочим, развертывается действие произведения) – и вовсе в 2022-м.

Все это – к тому, чтобы читатель оценил оригинальность и смелость инициативы Большого. Ведь и в «Беатриче…» музыка столь же феерична и вольна по отношению к классическим канонам, как в «Осуждении Фауста» или, допустим, «Бенвенуто Челлини». Начиная с увертюры, с ее типично берлиозовских струнных вихрей и ироничных реплик духовых, в которых композитор поразительным образом запрятывает черты старинного менуэта (одно слово – волшебник!). С лирической арии Геро, которой потом контрастирует дуэт-пикировка заглавных героев, а за ним – полный гротескных интонаций терцет генерала Педро и его бравых офицеров Бенедикта и Клавдио, обсуждающих (а кто и встречает в штыки) перспективы остепениться в будущей семейной жизни… Совершенно опрокидывает все оперные обычаи дуэт Беатриче с ее подружкой Урсулой, заканчивающий первое действие не бравурным финалом, а таинственным, полным неги ноктюрном под манящие, будто пение ночных птиц, голоса флейт и щипки струнных, подобные шороху ветвей под легким южным ветерком.

 

Терцет Клавдио, Педро и Бенедикта (Василий Соколов, Денис Макаров, Константин Артемьев) полон гротескных интонаций

Не менее увлекательно второе действие – своего рода зеркальное отражение первого: на прозвучавшую актом ранее томную арию Геро здесь отвечает смятенное соло Беатриче, наворот чувств и красок в котором можно сравнить с самыми эмоционально взвихренными полотнами Делакруа. А упомянутому терцету мужчин соответствует не менее внутренне контрастный, но по-женски более лукавый терцет женщин, по сути обсуждающих то же самое – кто, когда, с кем, да и создаст ли вообще семью. Все это оттенено этнической песенкой городского капельмейстера Сомароне под неслыханный в опере XIX века аккомпанемент двух гитар и трех труб. И пусть опера заканчивается чинным хором-мадригалом, нарочито стилизующим старину, и повторяющим музыку увертюры «танцующим» дуэтом наконец-то поженившихся Беатриче и Бенедикта. Ощущение ночной тайны, за которой кроются мятежные страсти и непримиримые столкновения, присущие беспокойному гению Берлиоза, не покидает тебя и после окончания музыки.

Даже за музыкой лукавого терцета Урсулы, Беатриче и Геро (Алина Черташ, Екатерина Воронцова, Анна Аглатова) прячется ощущение ночной тайны и тревожного ожидания

Отдадим должное артистам Большого театра: столь виртуозную, тонкую, нервно-переменчивую музыкальную ткань они передают с редким тщанием, которое тем более поражает, что явлено буквально на первом же исполнении партитуры. Это относится и к лирическим колоратурам Анны Аглатовой (Геро), и к взрывной декламации Екатерины Воронцовой (Беатриче), и к бархатистым интонациям Алины Черташ (Урсула). Воздушно-легок, но и воспламенен страстью тенор Константина Артемьева (Бенедикт), в напряженной «теноровой» тесситуре наполняется чувством баритон Василия Соколова (Клавдио), очаровательны в своей колоритной характерности басы Дениса Макарова (генерал Педро) и Николая Казанского (капельмейстер Сомароне). И все это обволакивается переливающейся красками вуалью оркестра под управлением немецкого (вспомним, где была мировая премьера!) дирижера Жюльена Салемкура.

Это имя естественно переносит нас из исполнительского цеха спектакля в постановочный. Где одну из центральных ролей играет режиссер Александр Петров. Возможно, не все в работе знаменитого петербургского мастера убедило меня на сто процентов. Таково, например, долгое и назойливое проецирование на экран «информационных» текстов о месте действия – городе Мессине, ернически смешивающих правдивые (но неясно как связанные с сюжетом оперы) сведения, например, о помощи русских моряков пострадавшим в землетрясении 1908 года мессинцам с откровенными фейками типа сказки о визите Шекспира на Сицилию «по пути на Кипр для сбора информации об Отелло». Видимо, так Александр Васильевич хотел усилить атмосферу комической фантасмагории, но, по мне, его придумка лишь мешала восприятию изумительной увертюры. Изрядно раздражал и Вестник-мотоциклист, в которого превратился шекспировский Гонец – грохот его машины никак не украшал звуковую палитру вечера.

Хотя, может быть, и в том была часть замысла постановщика, выводящего на поверхность скрытую берлиозовскую тревожность? Не зря ведь спектакль педалирует тот факт, что действие происходит на фоне войны сицилийцев с недругами. Правда, какой именно – за тысячелетия истории их было множество, – не уточняется, а стиль костюмов заставляет думать о Первой мировой. Почему именно она? Александр Васильевич в буклете говорит о каких-то судьбоносных схватках итальянцев с их главными тогдашними врагами – австрийцами, но мне (скажу прямо, не историку) не удалось найти сведений ни о чем подобном: решающие сражения Италии и Австро-Венгрии происходили совершенно в других местах. Однако, думаю, эти объяснения – всего лишь очередной фейк режиссера, а Великая война выбрана им потому, что в ее пору впервые с такой неприкрытостью столкнулись высочайшие взлеты человеческого духа и немыслимая в прежние времена жестокость массового убийства.

Явление Вестника-мотоциклиста в противогазе (разговорная роль Артема Тульчинского) напоминает: война рядом

Вот почему с мирискуснически-рафинированными декорациями в духе Бенуа и Сомова соседствует быт армейского госпиталя, где превратившиеся в сестер милосердия героини вульгарно обмывают свои женские мечты медицинским спиртом (сценограф Семен Пастух, костюмы Галины Соловьевой). Вот зачем на эфирный полет музыки Берлиоза накладывается мотоциклетный треск, за которым угадывается гром пулеметов, пушек и танков. Вот для чего – разговорная вставка, которой нет у Берлиоза, удовлетворившегося только однократным явлением Гонца. Здесь этот персонаж вновь является под конец, к самой счастливой развязке, чтобы объявить приказ о срочных сборах на маневры, обязывающих всех через полчаса отправляться в поход.

Любовь на фоне войны… Увы, весьма актуально.   

90 лет назад родился блистательный комедийный актер Пьер Ришар

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мало кто знает, что его полное имя звучит куда солиднее — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Предки актера по линии отца принадлежали к старинному французскому аристократическому роду. Его дед был крупным предпринимателем....

Разговор с человеком, чья до предела насыщенная жизнь – путь к гармонии с природой

Сергей Бирюков
Труд
Познание природы – лейтмотив жизни Сергея Ястржембского. Фотографии предоставлены студией «Ястребфильм»

Знаменитый путешественник, охотник, кинодокументалист, писатель, а в прошлом не менее известный политик Сергей Ястржембский выпустил в издательстве «Бослен» книгу «Надежды выстрел». Ее главная мысль: цивилизованная охота...

Культура 00:06 / 06 Сентября 2024 9956
«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Брат-2». Фото: kinopoisk.ru

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который...

Из многочисленных анекдотов о «дорогом товарище» Брежневе именно этот процитирован в заголовке по двум причинам

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Игры» посвящен московской Олимпиаде 1980 года. Фото: imago sportfotodienst via www.imago-images.de, globallookpress.com

Сериал «Игры», о котором пойдет речь, как раз посвящен подготовке и проведению главного мирового спортивного события, состоявшегося в 1980-м в Москве. А престарелый генсек подан в нем столь карикатурно,...

Культура 01:10 / 30 Августа 2024 9137
Русский Дон Кихот

Жизнь и судьба Анатолия Солоницына

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Анатолий Солоницын в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Мосфильм. 1979. Фото: globallookpress.com

Выдающемуся актеру Анатолию Солоницыну 30 августа могло бы исполниться 90. Из них он прожил на свете всего 47 лет. Сыграл (такова уж в его случае магия цифр) 47 ролей. Многие из них вошли в золотой...

Даже звезды становятся жертвой пресловутого квартирного вопроса. Свежий пример – история с недвижимостью Ларисы Долиной

Алекс Зверев
Труд
Добычей мошенников стала московская квартира певицы стоимостью 120 миллионов рублей с хвостиком. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Квартирный вопрос продолжает портить даже знаменитых россиян. В печальный список попала и Лариса Долина. История с продажей ее жилища может обернуться певице потерей денег и репутации. Телефонные мошенники имеются везде,...

Культура 00:17 / 16 Августа 2024 8165
EVA и грехи

Евгения Васильева взялась за «Мастера и Маргариту»

Дина Егорова
Труд
Евгения Васильева: почти автопортрет? Изображение из открытых источников

В Московском доме художника на Кузнецком Мосту открылась выставка скандально известной экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой «Звук тишины». Вернисаж посвящен «всем женщинам, которые страдали от Любви»...

Культура 00:02 / 16 Августа 2024 8084
Календарь: 16 августа

55 лет назад не стало одного из любимейших советских артистов Марка Бернеса

Труд
Советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец Марк Наумович Бернес. Фото из открытых источников

1585 Скончался Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. 1896 В Клондайке открыто месторождение золота. Сюда устремились десятки тысяч золотоискателей, среди которых был и 21-летний Джек Лондон, будущий писатель. 1941 Издан приказ...

МТЮЗ начнет сезон со спектакля о наших современниках

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Супруги Хелимские на фоне картины «Мир Кристины» (Полина Одинцова и Илья Смирнов). Фото Елены Лапиной предоставлено литчастью МТЮЗа

После летнего антракта вновь открывают двери многие театры, в том числе и МТЮЗ. Скоро он покажет премьеру Петра Шерешевского «Медовый месяц в «Кукольном доме» — постановка вышла в конце июня,...

Культура 00:16 / 16 Августа 2024 7886
По следу древней воли

Новый взгляд на связи России с кочевым миром Великой степи

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото с сайта Государственного исторического музея

Исторический музей мастерски устраивает выставки, переносящие в далекое прошлое. Конечно, и недавние события ему подвластны, но произошедшее век-другой назад, как правило, окружено массой интереснейших документов и артефактов....

Об этом сообщил Telegram-канал Mash со ссылкой на продюсера Сергея Дворцова

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Российские артист и телеведущий Максим Галкин (включен в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) опроверг информацию о том, что певица Алла Пугачева планирует до конца года дать в России большой сольный концерт. «Выдумки от...

Культура 00:07 / 09 Августа 2024 7191
Лето с монстрами

Почему наш экран переполнен фильмами ужасов

Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

За две недели проката фильм ужасов «Собиратель душ» собрал (простите за невольный каламбур) 234 млн рублей. Это второй результат года для иностранных релизов — первенство пока остается за «Министерством...

Культура 18:01 / 17 Августа 2024 7181
Восточный ветер

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Philippe Lissac/GODONG, globallookpress.com

До недавнего времени самым популярным у нас азиатским писателем считался Харуки Мураками. Его истории о герое-одиночке читались взахлеб. Привлекали привычные русскому человеку размышления о счастье и о невозможности...

Культура 20:01 / 17 Августа 2024 7149
Та еще Золушка

Именно ее привела в пример сваха всея Руси Роза Сябитова: она посоветовала ищущим женихов девушкам внимательнее читать сказки

Труд
Янина Жеймо в роли Золушки и Алексей Консовский (Принц) в легендарном фильме 1947 года. Фото: globallookpress.com

Роза Сябитова, бессменная ведущая шоу «Давай поженимся!», посоветовала девушкам, находящимся в поисках жениха, внимательнее читать сказки. И в качестве примера привела «Золушку», обратившись к своим...

По словам певицы, ей, а также ее родным угрожают убийством и причинением тяжкого вреда здоровью

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Известная российская певица Лариса Долина попросила взять ее под государственную защиту. Она заявила, что ей угрожают убийством. Как сообщает Telegram-канал «База», 68-летняя артистка написала заявление на имя начальника управления...

Завершены съемки еще одного проекта на тему создания в СССР атомной бомбы

Труд
Фото: Андрей Ладыгин/Russian Look, globallookpress.com

Действие восьмисерийной шпионской драмы «Берлинская жара» начнется летом 1943-го, когда советскому руководству станет известно об активизации работы немецких физиков по созданию ядерного оружия. Наш агент под прикрытием...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?