Диссидентский роман "Обитаемый остров" написан Аркадием и Борисом Стругацкими в 1968 году. Землянин Максим Каммерер, из-за аварии оказавшийся на планете Саракш, с искренним недоумением наблюдал за жизнью ее обитателей: уличные банды, войны, страх, жестокость и коварство правителей. Первые читатели "Обитаемого острова" увидели здесь много параллелей с устройством своей жизни.
Во время съемок фильма Федор Бондарчук, сыгравший в собственной картине одного из правителей планеты, поставил задачу создать визуальный ряд, отвечающий атмосфере книги. Как говорил режиссер, "этот мир наводнен невероятным количеством предметов и деталей, и все это надо было сделать реальным, материализовать".
Для материализации придуманного Стругацкими мира привлекли множество специалистов: уже подсчитано, что для фильма изготовлено около 400 пар обуви и почти 3000 костюмов (только для главного героя художники разработали примерно 10 вариантов одежды), некоторые из них вручную расшивались кристаллами Сваровски. Особого внимания требовал грим, которого было использовано 450 килограммов: специальные технологии изменили лица некоторых актеров почти до неузнаваемости. Сергей Гармаш, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин в картине выглядят крайне необычно.
Цифры
"Обитаемый остров"
7000
человек массовки
3000
костюмов
1350
килограммов тротила
13
боевых машин
Интервью Василий Степанов
"В жизни я вовсе не такой жизнерадостный мальчуган"
- Кастинг на роль Максима Каммерера был большой?
- Большой. Но меня это совсем не тревожило: когда я туда шел, то даже не думал о том, что могу попасть в этот проект. У меня не было образования, я тогда даже студентом не был. Так что это была авантюра - я совершенно не представлял, что мне предложат главную роль в таком масштабном фильме. И когда это произошло, я был шокирован - все в жизни сразу изменилось.
- А что изменилось в вас после фильма?
- Я теперь все время что-то в себе ищу. Хочу расширить свой душевный диапазон, чтобы потом не играть только героические роли. Я бы хотел и отрицательную роль сыграть. Но планировать ничего не буду - не хочу все знать заранее.
- В образе Максима вам было комфортно?
- Мне казалось, что, входя в образ, надо жить в нем, существовать так же, как и мой герой, растворяться в персонаже, становиться им. Оказалось, это не совсем так, главное - понять логику его поведения. Какие-то его поступки мне были непонятны, я бы так не сделал - это вызывало у меня очень сильные эмоции и помогало играть.
- А в чем вы совсем не похожи на Максима?
- Я в жизни вовсе не такой жизнерадостный мальчуган, как Максим: он улыбается там, где я бы никогда не улыбнулся. Но нельзя изобразить искреннюю улыбку чисто механически, потренировавшись перед зеркалом, это будет выглядеть очень неестественно. Спасибо Федору Сергеевичу - он находил для меня такие слова, что та улыбка, которая была нужна, появлялась сама собой.
- Вам легко было читать роман Стругацких?
- Нет, приходилось стараться, чтобы понять логику авторов. Там так все медленно, размеренно. Сценарий динамичнее. Но все равно, когда ты вчитываешься, когда привыкаешь к этому ритму, в нем очень удобно существовать. Я потом и "Жук в муравейнике" прочитал и совершенно при этом не напрягался.