Главная Наука и технологии 22:24 01 Февраля 2022 7100
Жизнь после МКС: НАСА решило затопить станцию. Чем ответит Россия?

Американское агентство хочет принципиально изменить отношения с коммерческими компаниями на орбите. У Роскосмоса тоже есть весьма амбициозные планы

Виктория Фоменко
Фото: www.roscosmos.ru

Специалисты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), ранее выступавшие за бессрочное использование международной космической станции (МКС) изменили свое мнение. Теперь они намерены свести станцию с орбиты и утопить в южной части Тихого океана. Произойти это, по данным СМИ, должно менее чем через десятилетие, в 2031 году.

Роскосмос давно предлагал рассмотреть возможность вывода станции из эксплуатации и даже «цивилизованного развода» с Соединенными Штатами, если те пожелают сохранить свой сегмент. Нынешнее решение НАСА ставит ребром вопрос о создании российской национальной станции. Насколько готова российская ракетно-космическая отрасль к такому повороту событий?

Еще не завтра, но уже скоро

О решении отправить международную станцию на дно океана сообщается в опубликованном НАСА плане по переходу от эксплуатации МКС к использованию коммерческих станций на низкой околоземной орбите.

«Миссия на МКС ежегодно проводит анализ своей программы и бюджетных потребностей. Согласно последней бюджетной смете, при которой возможно продление эксплуатации МКС до 2030 года, сведение станции с орбиты должно произойти в январе 2031-го. В нее также включены логистические расходы», - говорится в тексте документа.

В плане также подчеркивается, что МКС играет огромную роль в отработке технологий, которые, в числе прочего, будут использоваться «для отправки первой женщины на Луну и первых людей на Марс».

Руководство НАСА не намерено прерывать работу на станции: вместо этого агентство хотело бы плавно перейти к эксплуатации частных орбитальных станций. С этой целью НАСА заключило контракты на поставку коммерческих модулей, которые можно будет пристыковать к МКС, и параллельно подписало соглашения на разработку трех проектов коммерческих станций.

Контракты на проектирование новых низкоорбитальных станций получили Blue Origin, Nanoracks и Northrop Grumman Systems Corporation. Соглашения с ними были подписаны в декабре 2021-го. Общая предполагаемая стоимость проекта составляет около 415 миллионов долларов.

«Частный сектор технически и финансово способен разрабатывать и эксплуатировать коммерческие низкоорбитальные направления при содействии НАСА. Мы с нетерпением ждем возможности поделиться извлеченными уроками и опытом работы с частным сектором, чтобы помочь им разработать безопасные, надежные и рентабельные направления в космосе. Доклад, который мы представили Конгрессу, подробно описывает наш всеобъемлющий план по обеспечению плавного перехода к коммерческим направлениям после вывода из эксплуатации Международной космической станции в 2030 году», — сообщил директор НАСА по коммерческому космосу Фил Макалистер.

По его словам, агентство хочет принципиально изменить подход к эксплуатации космических станций. Из хозяина и содержателя станции НАСА намерено превратиться в одного из многих клиентов компаний-поставщиков космических услуг.

Очевидно, цель такого подхода состоит в том, чтобы радиально сократить расходы на содержание станции, переложив большую их часть на плечи частных заказчиков, которые будут пользоваться услугами космических компаний-подрядчиков.

Российская орбитальная перспектива

26 января генеральный конструктор РКК «Энергия» и по совместительству руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев сообщил, что американские специалисты, ранее утверждавшие, что МКС может эксплуатироваться бессрочно за счет замены устаревших модулей более новыми, изменили свою позицию. Более того, они попросили российских коллег подготовить программу безопасного сведения станции с орбиты.

Специалистам же Роскосмоса в 2021 году удалось наконец определить общую концепцию российской национальной станции, которая будет использоваться несколько десятилетий, а также окончательно убедить руководство страны в необходимости развития проекта.

В свою очередь глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, выступая на Королёвских чтениях, сообщил, что в прошедшем году госкорпорация смогла выполнить важнейшую и очень сложную задачу – «довести до ума» многофункциональный лабораторный модуль, который позволяет полноценно развернуть научную деятельность в российском сегменте. Отправка на орбиту модуля «Причал» полностью завершила постройку российского сегмента.

Одновременно, по словам Рогозина, было начато эскизное проектирование национальной космической станции. «Мы надеемся, что в ближайшие полтора-два года мы получим эскизный проект и приступим к формированию новой российской станции, которая даст гораздо больше возможностей и уникальную архитектуру, позволяющие нам видеть всю нашу страну, все северное полушарие, Северный полюс, Арктику контролировать там зону наших жизненных интересов», - рассказал глава госкорпорации.

Рогозин пояснил, что архитектура станции будет принципиально иной, нежели у МКС. Отличия будут заключаться в том, что РОСС (Российская орбитальная служебная станция) позволит легко заменять выработавшие свой ресурс модули на новые. Кроме того, в отличие от МКС, где большинство работ и экспериментов проводятся внутри герметичного объема, на новой российской станции основная часть задач будет решаться в открытом космосе.

«Соответственно, надирный (то есть повернутый к Земле – TRUD.RU ) борт должен быть обеспечен аппаратурой наблюдения и ретрансляции в самых разных режимов, в том числе и радиолокации для наблюдения за сложной метеообстановкой над Арктическим регионом, а зенитный борт должен быть обеспечен аппаратурой для наблюдения за внешним космическим пространством», - пояснил Рогозин.

Также глава Роскосмоса подтвердил предположение, что научно-энергетический модуль должен стать первым модулем РОСС. При этом он подчеркнул, что этот модуль не сможет быть базовым, поскольку для этого потребуется «кое-что достроить».

В целом Роскосмос планирует начать развертывание российской станции на орбите уже с 2026 – 2027 года.

Наука и технологии 17:01 / 13 Января 2024 3194
Технопарк

Австралийские ученые открыли «формулу любви»

Фото: © Chris Robbins, globallookpress.com

Королевское астрономическое общество в Лондоне принимает поздравления по случаю дня рождения. Организацию основали 12 января 1820 года для помощи в развитии астрономии и в исследовании Солнечной системы. Детский...

Иркутский авиационный завод, который строит самолеты МС-21, получил-таки левую консоль для крыла лайнера

Анатолий Журин
Труд
Согласно правительственной программе, счет этих самолетов должен идти на десятки и даже на сотни. Фото: UAC, globallookpress.com

Крылатая спецоперация завершена: Иркутский авиационный завод, занимающийся производством долгожданных среднемагистральных самолетов МС-21, получил-таки левую консоль для крыла лайнера. Для доставки ее из Ульяновска понадобилось сформировать...

11 февраля будет отмечаться День «Аэрофлота». С чем подошла к празднику наша авиастроительная отрасль?

Анатолий Журин
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В воскресенье, 11 февраля, российская авиация и наш все еще летающий народ отметят очередной День «Аэрофлота». В 1979 году, когда в СССР этот праздник учредили, советский гражданский воздушный флот насчитывал...

Боеприпас был снят во время визита главы ведомства Сергея Шойгу на подмосковное предприятие корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Фото: Telegram-канал Министерства обороны РФ

Министерство обороны РФ показало бомбу ФАБ-1500 М54 с унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК), превращающим свободнопадающие авиабомбы в высокоточные боеприпасы. Соответствующий ролик был опубликован в пятницу, 12 января в Telegram-канале...

Искусственный интеллект помог найти невесту. Но обеспечит ли он любовь?

Ирина Хмара
Труд
Из 5239 претенденток чат-бот выбрал невесту Александру Жадану. В августе Саша и Карина планируют сыграть свадьбу. Фото из открытых источников

Накануне Дня всех влюбленных самое время задуматься, как находят друг друга на этой земле счастливые пары. Старый как мир вопрос — и разные, в зависимости от того, какая эпоха на дворе, ответы. Ну а этот...

Чем удивила и порадовала российская интернет-энциклопедия

Максим Башкеев
Фото: © CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Знаковое для Рунета событие: 15 января, в день рождения «Википедии», началась работа ее отечественного аналога — «Рувики». Чем удивила и порадовала российская интернет-энциклопедия, чем...

Не успела Москва прийти в себя от необычно обильных снегопадов, как ее накрыло очередное аномальное погодное явление - ледяной дождь

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Для метеозависимых, а также для водителей, происходящее за окном – сущий ад. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувший понедельник, 12 февраля, Москву, еще не вполне оправившуюся от необычно обильных снегопадов, накрыло очередное аномальное погодное явление — ледяной дождь. Вместе с ним пришло резкое потепление —...

Министр обороны Сергей Шойгу побывал на заводе корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Кадр видео: Telegram-канал Министерства обороны РФ

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) запустила в серийное производство новейшие образцы высокоточных боеприпасов. Об этом сообщила в Telegram-канале пресс-служба Министерства обороны РФ. На предприятии КТРВ в Московской...

Наука и технологии 18:01 / 27 Января 2024 2443
Технопарк

Салат латук с МКС лучше в пищу не употреблять

Салат латук Фото: © David & Micha Sheldon, globallookpress.com

Ровно 85 лет назад «официально» началась эпоха ядерной энергетики — именно 26 января 1939 года датский ученый Нильс Бор на конференции по теоретической физике объявил об открытии деления урана....

Пользователи привыкают к умным приборам, а производители не оставляют выбора, сокращая выпуск техники неразумной

Максим Башкеев
Труд
Россияне распробовали преимущества таких устройств. Фото: Soeren Stache/ZB, globallookpress.com

Продажи в России умных чайников, пылесосов, холодильников и стиральных машин бьют рекорды. В минувшем году такой техники купили на 6 млрд рублей с лишним — прирост 25%. Тенденция объясняется просто: пользователи...

По словам Натальи Голицыной, нельзя забывать об очистке памяти и регулярных обновлениях

Фото: Alexander Legky, globallookpress.com

Любой смартфон со временем начинает работать медленнее. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова руководителя отдела телефонии розничной сети МТС Натальи Голицыной, эту проблему можно решить. «Очень важно регулярно её (память —...

Причины этого – появление феномена Эль-Ниньо и солнечная активность

Фото: Alessandra Sarti/imagebroker.com, globallookpress.com

2024 год может стать самым жарким в истории, если цикл солнечной активности достигнет своего пика, а также если будет наблюдаться явление Эль-Ниньо - аномальное повышение температуры на поверхности воды в экваториальной части Тихого океана....

Самой страшной угрозой для техники и солдат на передовой стали вражеские FPV-дроны

Фото: www.mil.ru

Известный военный обозреватель и блогер-миллионник Юрий Подоляка рассказал, в чем сейчас острее всего нуждаются российские бойцы на передовой. По свидетельству военкора, потребностью номер один являются сейчас станции радиоэлектронной борьбы...

Заместителю директора по научной работе Института вирусологии имени Д.И. Ивановского было 82 года

Борис Народицкий. Фото: https://gamaleya.org

Скончался доктор биологических наук Борис Народицкий – один из разработчиков российской вакцины от коронавируса «Спутник V», заместитель директора по научной работе Института вирусологии имени Д.И. Ивановского (подразделения...

Наука и технологии 17:30 / 17 Февраля 2024 1991

День батарейки приурочен к дню рождения Алессандро Вольта

Труд
Итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве Алессандро Вольта. Фото: © Science Museum, globallookpress.com

Любите праздники? Тогда вот вам еще один: 18 февраля в мире отмечают День батарейки, приуроченный ко дню рождения Алессандро Вольта. Итальянский физик, химик и физиолог появился на свет в 1745 году. Это в его...

За реализацию идеи активно ратуют чиновники, решившие удивить туристов

Фото: https://ru.wikipedia.org

Глава Высшего совета по древностям Египта Мостафа Вазири заявил, что всемирно известные пирамиды ранее были облицованы гранитными плитами, потому их якобы нужно реставрировать и привести к первоначальному виду. Сообщается, что «реставрационные...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?