Международный кинофестиваль «Дух огня» продлился в этот раз всего неделю — вместо привычных уже девяти дней. Даже в таком богатом регионе, как Югра (на долю региона приходится порядка 60% от общей добычи российской нефти), деньги нынче стали считать с особой тщательностью. В итоге фестивальная программа оказалась спрессованной, как спринтерская дистанция, — не зря фестиваль был посвящен в этот раз теме спорта. Показы фильмов начинались в 11 утра и заканчивались после полуночи. И так день за днем...
А ведь кроме просмотров картин были еще мастер-классы ведущих режиссеров российского кино — Вадима Абдрашитова, Владимира Хотиненко, Павла Чухрая. Прошли круглые столы, посвященные актуальным проблемам современного экрана. А еще патриарх нашего кино Александр Митта представил заинтересованным гостям фестиваля фрагменты своего незавершенного пока фильма «Шагал-Малевич». А еще молодой театральный режиссер Федор Павлов-Андреевич вынес на суд зрителей экспериментальный спектакль «Три штуки молчания», основанный на произведениях Даниила Хармса, Людмилы Петрушевской, Генри Миллера. А еще были пронзительные вечера памяти, посвященные корифеям нашего кино — композитору Исааку Шварцу и поэту, драматургу, режиссеру Геннадию Шпаликову. А еще ослепительным болидом промелькнул по фестивальному небосклону любимец публики, замечательный французский актер Венсан Перес, известный по фильмам «Индокитай», «Сирано де Бержерак», «Распутник»...
За несколько дней своего пребывания Перес успел представить фильм «Завтра на рассвете» со своим участием, открыть выставку своих фотографий, попариться в русской бане, погулять по зимней тайге, поснимать красоты города и, наконец, тесно пообщаться с российскими журналистами. На вопрос обозревателя «Труда», что для него значит русская культура, актеру было что ответить.
— Не исключено, что в одной из прошлых своих жизней я был русским. Когда в 15 лет я решил стать актером, моими кумирами были Марлон Брандо и Джеймс Дин. Я заинтересовался их биографиями и выяснил, что они учились в студии Ли Страссберга, который исповедовал систему Станиславского. Так я узнал об этом гениальном реформаторе сцены, позже прочел его труды. Станиславский полностью перевернул мои представления об актерском искусстве. И я уже новыми глазами смотрел фильмы Эйзенштейна, Тарковского, Никиты Михалкова, Сергея Соловьева, Григория и Павла Чухрая, по-новому играл в кино и на сцене знаменитых чеховских персонажей — Иванова, Платонова, Войницкого, с особым интересом снимал в качестве фотографа артистов Большого театра. Так что если бы не русская культура, я бы в итоге не стал тем, кто я есть сегодня.
Внеся в фестивальную жизнь элементы французского расслабленного шарма, Венсан Перес уехал сниматься в новом фильме. А участники и гости «Духа огня» в бешеном режиме продолжили свою работу. Всего за семь дней в Ханты-Мансийске было показано порядка ста фильмов, представляющих впечатляющий срез российского и мирового кино.
Особенно сильной оказалась в этом году программа международных дебютов, составленная известным критиком Андреем Плаховым. Здесь не оказалось ни одной проходной или средней работы — все десять конкурсных фильмов выстрелили в десятку. И международному жюри во главе с китайским режиссером, лауреатом Канна, Берлина, Венеции Се Феем, пришлось нелегко. Но, как известно, даже среди чемпионов бывают свои рекордсмены. В итоге приз «Золотая тайга» достался испанской ленте «Белоснежка». Ее автор Пабло Бергер прихотливо скрестил старую сказку о Белоснежке и семи гномах с испанской корридой, цирком и выжженной солнцем Севильей начала прошлого века. Получилась ироничная, изящная, модная нынче стилизация под немое черно-белое кино, выполненная в стилистике прошумевшего недавно по экранам французского фильма «Артист». На мой вкус, «Белоснежка» ничуть не уступает этому оскароносному фильму, в чем вскоре смогут убедиться и наши зрители — лента приобретена для показа в России.
Не осталась незамеченной и единственная российская картина, представленная в международном конкурсе. Молодой режиссер Александра Стреляная получила специальный приз жюри за фильм «Море», снятый на стыке игрового и документального кино на Кольском полуострове. Эта живописная, пластичная лента, утверждающая приоритет настоящих ценностей перед лицом фальшивых истин, получила также приз от «Газпром нефти» — генерального спонсора фестиваля.
В конкурсе российских дебютов золотой приз «Цветы таежной надежды» завоевал фильм Георгия Параджанова «Все ушли», повествующий о путешествии главного героя в мир своей юности. Еще одна ностальгическая картина — «Частное пионерское» — победила по результатам зрительского голосования. Эта остроумная, забавная лента забирает все зрительские призы на всех фестивалях, где ее только показывают. На недавнем фестивале «Листопад» в Минске она получила пять призов — включая награду от такого требовательного зрителя, как Александр Лукашенко. А в Ханты-Мансийске зрители чуть не визжали от восторга, внимая экранным приключениями двух юных героев. Вот только до широкого экрана эта дебютная картина Александра Карпиловского так и не может добраться...
