Главная Культура Афиша 00:03 01 Августа 2025 4612
Кок знал, что публике по вкусу

«Не только Брейгель» в ГМИИ имени Пушкина: возможность впервые увидеть редкие гравюры из Нидерландов

Елена Широян, искусствовед
ГМИИ им. А.С.Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина продолжил серию выставок, посвященных искусству графики. В проекте Ars Graphica представлены не только рисунки либо акварели, но и все разнообразие печатной техники. Веками гравюры служили аналогом нынешних фотоснимков, украшали книги. Именно гравюры позволяли запечатлеть и широко распространить культовые работы старых мастеров — живописцев, скульпторов и зодчих. Увидеть дальние города и страны, восхититься природой с ее чудесами. Все это и еще множество сюжетов вобрала выставка «Не только Брейгель. Нидерландская гравюра XVI века из собраний Москвы и Санкт-Петербурга».

Трудно поверить, что большинство экспонатов — неимоверной красоты и затейливости — раньше не показывали. Подборка бумажных сокровищ из ГМИИ, двух крупнейших библиотек России — Национальной в Петербурге и Государственной в Москве, а также из Эрмитажа позволила осознать настоящую революцию в искусстве, которая произошла благодаря издательству «На четырех ветрах». Основал его в Антверпене, тогда одном из крупнейших мегаполисов, в середине XVI века Иероним Кок — потомственный художник, одаренный гравер. И талантливый менеджер, пусть таких слов его эпоха и не знала.

Поначалу маленький издательский дом Кока дал импульс Антверпену как мировому центру печатной графики. Кок задумал конвейер: на него трудились художники, создававшие рисунки, и граверы, которые переводили эти рисунки в печатную форму. А мудрый издатель выбирал темы, координировал процесс и продавал готовую продукцию. С помощью новой техники (сделать офорт легче и быстрее, чем гравировать резцом) за 20 лет мастерская выпустила более 1400 наименований гравюр на различные сюжеты. Это превратило ее в крупнейшее арт-предприятие Европы.

Вот и вывеска Aux quatre vents в центре Антверпена, а в дверях дома сам Кок и его жена Волксхен Дирикс. «Архитектурная фантазия с перспективой улицы идеального города» стала визитной карточкой издателя. На углу выдуманной улицы автор композиции изобразил дом Кока, поместив на фасад ключевой символ: скульптурную группу с лицами путти, дующих во все стороны света. А ниже видим каламбур по поводу созвучия фамилии Кок (Cock) и слова kok («повар»): «Позвольте Коку стряпать то, что хочет народ». В девизе издатель намекал на свой принцип: идти навстречу пожеланиям публики.

Кстати, о женах гениев той поры. Если фрау Дюрер лично продавала гравюры мужа на рынке Нюрнберга, то госпожа Кок 30 лет успешно руководила издательским домом после смерти его основателя. Издательство Кока совершило переворот в искусстве, сделав десятки великих полотен известными всей Европе, прививая массам вкус к изысканным картинкам на мифологические сюжеты, пейзажам, бытовым и нравоучительным сценам. Когда чуть позже, в XVII веке, в каждом голландском доме появились картины и эстампы, это было и заслугой Кока — шефа эстетической «кухни» эпохи Великих географических открытий.

Огромный, на 100 тысяч жителей, Антверпен торговал со Старым и Новым Светом. Чем бы ни были гравюры — усладой знатоков или товаром класса люкс, их значимость для пропаганды достижений искусства и системы ценностей трудно переоценить. Тематическое разнообразие гравюр, выпущенных издательством Кока, отражало мир европейца XVI века. Гравер чутко следил за развитием вкусов: серии с римскими древностями, эстампы по фрескам Рафаэля и картинам Бронзино, придворного живописца герцогов Медичи, отвечали тяге нидерландцев к античности и итальянскому Ренессансу. В Нидерландах были свои итальянисты — например Франс Флорис де Вриндт и Ламберт Ломбард. Они поражали современников новаторством, а их серии ландшафтных зарисовок помогали утвердить пейзаж как самостоятельный жанр — ноу-хау Нидерландов.

Предприимчивый Кок первым в мире начал выпускать пейзажные серии. Хотя в них нередко присутствуют античные боги и герои, персонажи священной истории, чудовища из толщи фольклора. Сегодня такие гравюры позволяют оценить мир, окружавший человека XVI века: от зарисовок римских руин до аллегорий смертных грехов.

Второй герой проекта — тот самый Брейгель, главный из обладателей громкой фамилии. Питер Брейгель Старший, основатель арт-династии и плодовитый художник, даром что прожил чуть более сорока. Сегодня мы легко найдем репродукции его шедевров в интернете или в тысячах книг, но в XVI веке был лишь один способ показать их публике — через гравюры. В популярности Брейгеля большую роль сыграло содружество с Коком. В его издательстве он познакомился с наследием таких выдающихся мастеров, как Босх, и был послан «на стажировку» в Италию. Несколько лет плодотворной работы у Кока стали для Брейгеля этапом формирования, который завершился с его переездом в Брюссель. Художник женился на дочери своего наставника, чья вдова тоже была художницей и дамой столь волевой, что настояла: зять должен поселиться рядом. Слава уже шла за ним по пятам, во многом благодаря «Четырем ветрам». Недаром среди двух десятков знаменитых художников, чьи портреты вдова издала уже после смерти основателя издательства, аскетичный профиль Брейгеля соседствует с щеголеватым Коком. Правда, последний изображен с черепом в руках, подтверждая, что портрет посмертный.

Почти так же в центре выставки доминируют экспонаты по рисункам Питера Брейгеля Старшего и его предшественников, порой фантасмагоричные, как «Битва сундуков и копилок» или знаменитый цикл «Семь смертных грехов». К слову, именно гравюры этого цикла в ГМИИ используются в инклюзивной программе, разработанной к выставке. В музее создана тактильная зона по мотивам «Семи смертных грехов» Брейгеля, снабженная инструментами для гравирования. Музей не впервые вносит в экспозицию станок гравера, хотя весь набор химикатов для офорта попал бы под запрет пожарных. Зрители со слабым зрением могут освоить классические сюжеты, изучая адаптированные варианты с помощью осязания.

А вводят в экспозицию элегические виды римских руин и храмов, созданные Иеронимом Коком. Успешный деловитый предприниматель, плоть от плоти Нового времени, философски взирает на древние строения, видя в них не просто архитектуру, но знак вечного диалога эпох.

Афиша 00:01 / 24 Октября 2025 6731
Очарование Поднебесной

В выставочном зале Библиотеки им. Д.В. Давыдова открылась выставка «Путешествие в Китай»

Ирина Свиридова
Труд
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора

В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...

Афиша 00:10 / 24 Октября 2025 6286
Вася Кузякин и голуби

Пермский театр «У Моста» привез в столицу пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби»

Любовь Лебедина
Труд
Фото из открытых источников

Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4278
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Музеи Московского Кремля представили выставку, приуроченную к 300-летию со дня кончины Петра Великого

Елена Широян
Труд
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Фото: Сайт ММК

В этом году среди памятных дат — 300-летие со дня кончины Петра Великого. Первый русский император был удостоен множества выставок, но ни одна не говорила отдельно о торжествах, связанных с его погребением....

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

Евгений Миронов исполнил главную роль в спектакле мотивам повести Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Анна Чепурнова
Труд

Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2482
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 1798
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 267
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?