Главная Культура 00:30 01 Декабря 2017 3317
С нами и в нас

Памяти иркутского издателя Геннадия Сапронова

Валентин КУРБАТОВ, писатель

Вчера в стенах «Российской газеты» прошла встреча «Байкал. Душа. Люди», где разговор шел о драгоценном уголке России и людях, его сберегающих. Вечер был посвящен памяти замечательного иркутского издателя Геннадия Сапронова.

Как входят в нашу жизнь друзья? Почему-то кажется, что если они настоящие, то мы никогда не можем вспомнить мгновение встречи — ты сразу оказываешься в половодье этой дружбы...

Кажется, впервые Геннадий по наводке Виктора Петровича Астафьева попросил меня о предисловии к книге военных повестей «Вернитесь живыми», которую сам составил к 60-летию начала войны «в благодарность родителям, вынесшим главное испытание века», как было написано в посвящении. Я в те времена почти ничего не знал о Сапронове, слышал, что он был некогда журналистом в Иркутске и в «Комсомолке», потом гонял машины то ли в Монголию, то ли из нее, пробовал себя в разных бизнесах и не отчаивался.

Его издательство поначалу тоже, вероятно, было «бизнесом». Первый опыт закончился поражением — «со товарищи» прокатили его, лишив тиража. Но Геннадий чему-то научился, издал много разной разности, набивая руку, пока не явился однажды замысел этой книги военных повестей. Она стала первым его успехом — и событием в издательской жизни.

Вероятно, он тогда впервые подумал о своей марке, о том, что пора принимать личную ответственность за каждую книгу и без страха писать: «Издатель Сапронов». Точно знаю, что у Геннадия расчета тут не было, а была затаенная любовь книжника — и чутье. Опыт работы с Астафьевым и военными повестями, когда надо было говорить с Носовым и Быковым, опыт проведения поэтических праздников, где верховодили громкий Евтушенко и тихий Анатолий Кобенков, стремительно вооружал и разнообразил его слух. Да ведь он и жил в Иркутске, а там вернейший камертон — В.Г. Распутин...

Я написал предисловие и к «Пролетному гусю» Виктора Астафьева — последней книге, которую, уже безнадежно больной, он успел подержать в руках и которой успел обрадоваться. А потом по Гениному настоянию согласился и на издание своей переписки с Виктором Петровичем, когда того уже не стало. Геннадий ломал мое сопротивление, потому что вернее слышал время и уже понимал, что прежние законы, по которым переписка должна была стать историей, дождаться часа, когда не заденет живых, уже не работали. И чутье не подвело его: «Крест бесконечный» (название Генино, и оно было прекрасно) выдержал три издания. Угадка радовала его, он гордился книгой, кажется, больше, чем я, и торопился представить ее в Красноярске, Москве, Иркутске.

Тогда в Иркутске я попросил Валентина Григорьевича, чтобы мы встретились втроем. А потом все уже просто летело. Это были лебединые издания Геннадия и его неизменного товарища, соработника, свершившего открытие в книжной графике и дизайне, Сергея Элояна. В них будто билось одно сердце, оттого и четырехтомник прозы Распутина, и его «Сибирь, Сибирь», и «Земля у Байкала» сразу становились издательскими событиями.

Сапронов с детской ненасытностью для каждой книги искал новые решения и технологии — в переплетах, шрифтах, полях. Не ради игры, а для того чтобы предельно подчеркнуть существо очередного издания. А уж какой ценой давались эти красота и мера и как сопрягалось художественное совершенство с хищными законами рынка — об этом знало только сердце издателя.

Это было бесконечное кружение со всеми остановками. Он вез по стране свои удивительные книги, заезжая в города большие и маленькие, без конца ширя круг встреч, — и уже скоро образовался целый остров людей, искавших их и жаждущих открыть, полистать, углубиться. А каким праздником для него была ежегодная выставка Non/fiction на Крымском Валу! Книжный океан, муравейник честолюбий, но читательская воронка вокруг островка «Издатель Сапронов» кружилась весело и неостановимо.

Мы возвращались вечерами к его неизменному редактору Агнессе Федоровне Гремицкой, радостные и усталые садились за рюмочку. Геннадий открывал книги, которые успел высмотреть у «соперников», искал применение лучшему в своих новых замыслах. А потом, чтобы ослабла пружина дня, читал нам только что купленного Георгия Кружкова с его иронической лирикой («Но розы Севера не страшны русской деве, особенно когда она живет в Женеве») или «митька» Сапегу с его русскими хайку («Заболею. Умру. А пока солнце, ветер, весна, трали-вали...»). И мы смеялись с ним до усталости, и не было в тот час людей счастливее нас, и нежнее друг к другу, и увереннее, что завтра мы издадим еще чего получше. А ведь были еще его литературные вечера «Этим летом в Иркутске» — как устные книги, как доверчивые беседы, как лаборатории мысли, когда театр собирался полон на разговоры о ремесле и художестве, о Пушкине и Гоголе, об Астафьеве и Колобове. Три лета радости и трудов, когда Гена держал «весло» этих бесед и правил к любви и единству.

...И вот не знаю, как перейти к последней странице жизни Геннадия. Это был его лучший замысел и лучшая книга. Летом 2009-го он запланировал экспедицию с Валентином Распутиным, Сергеем Элояном, съемочной группой студии «Остров» во главе с Сергеем Мирошниченко, с участием Красноярского педагогического университета имени Астафьева.

Предстояло пройти по Ангаре сначала от Иркутска до Братска и Усть-Илимска, где жизнь худо-бедно (часто и худо, и бедно) все-таки устраивалась и распутинская Матера была горьким, но уже зарубцевавшимся воспоминанием. А дальше пересесть на катера и пройти от Усть-Илимска до Кодинска по ложу затопления будущей Богучанской ГЭС, где Матере только предстояло тонуть. Где 200-300-летние села ждали большой воды и торопились, торопились проститься со своей домашней историей, памятью, родовыми кладбищами и самой жизнью. Наверное, это были самые тяжелые две недели в жизни участников поездки.

Геннадий хотел видеть рождение книги от самого зачатия. Книгой были сами встречи с усталыми и уже равнодушными ко всему жителями давно перевезенных деревень до Братска. И резкие диалоги с начальниками Братской и Усть-Илимской ГЭС. Лоции, фото- и киноматериалы, плач старых людей и нетерпение молодых, высокомерие высокого руководства и хлеб-соль местных начальников, еще надеющихся на чудо. И с надеждой глядящие на нас берега, и прекрасные даже в угасании умирающие, пустеющие деревни, и ненаглядные облака и травы, кресты кладбищ, и всякое провожавшее нас окно...

Жизнь становилась прошлым прямо на наших глазах. Как великая старуха Анна из распутинского «Последнего срока», учившая дочь, как «обвыть» ее по-человечески, мы прощались с обреченными селами: Кежма, родима матушка, Едарма, Кеуль, Недокура... И чувствовали себя неблагодарными детьми, и сердце рвало болью.

Геннадий глядел во все глаза, снимал, торопился ввязаться во все диалоги, выпрашивал по деревням старые фотографии. Он вынашивал книгу, он был печален и счастлив, если такое соединение возможно.

Мы расстались в Красноярске, договорившись на будущий год пройти остаток Ангары до Енисея, уже предчувствуя, что мир будущей книгой можно если не образумить, то хотя бы задержать его падение. Я вернулся в Псков обдумывать дневник поездки. Через день мне позвонил Сергей Элоян и, захлебнувшись слезами, сказал: «Гена умер».

Нельзя было даже закричать, чтобы понять это. Надо было только так же умереть.

Мы еще надеялись удержаться, продолжить экспедицию, но скоро стало ясно, что он был ее сердцем и, когда сердце остановилось, умер и замысел. Теперь нашим сопротивлением стала память о нем. И книги, книги. Их света и победы уже не отменить.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23122
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5498
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5377
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3870
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?