Свое заключение глава Роскультуры объяснил тем, что первоначальная смета рассчитывалась исходя из цен 2004 года, а с тех пор инфляция взвинтила расценки на стройматериалы и на сам труд строителей. Например, только цемент подорожал на 60%. На сколько именно нужно увеличить смету, Михаил Ефимович не сообщил, сказав лишь, что обратится с просьбой о дополнительном финансировании в правительство РФ.
Напомним, что вопрос о деньгах с самого начала реконструкции стоял очень остро. Обсуждение требуемой суммы проходило в нервозной, подчас скандальной обстановке. Первый всплеск эмоций случился еще весной 2005 года, когда Швыдкой привел "на экскурсию" в Большой театр президента Путина, показал ему степень обветшалости здания и попросил на ремонт... миллиард долларов. Даже видавший виды Владимир Владимирович не смог скрыть изумления и деликатно попросил "быть скромнее". Ведь аналогичный ремонт лондонского "Ковент-гардена" обошелся в 360 миллионов долларов, "Ла Скала" - всего-то в 70...
Но, видимо, он сказал это слишком деликатно, потому что и через полгода, когда реконструкция уже началась, ее смету в Роскультуре оценивали в 25 миллиардов рублей. Лишь вмешательство Минэкономразвития заставило сократить сумму до 11,7 миллиарда. Правда, тогда же Швыдкой пообещал, что проект будет выполнен в полном объеме, просто некоторые не самые обязательные его элементы - например, строительство подземной автостоянки на Театральной площади или модернизация производственно-складского помещения театра на улице Плеханова - придется отложить на более поздние годы, а театр ввести в строй без них.
Возникали драматические ситуации и в дальнейшем ходе реконструкции. Так, весной 2006 года обнаружилось, что степень износа двухсотлетнего здания значительно выше предполагавшейся, а главные несущие стены разорваны сверху донизу 15 трещинами, из-за которых театр может просто развалиться, как карточный домик. Около года заняла работа по их скреплению. Но все это время Швыдкой уверенно заявлял, что на срок окончания реконструкции и ее стоимость дополнительные работы не повлияют: здание войдет в строй в марте 2008 года, а спектакли в нем начнутся осенью.
И лишь несколько месяцев назад Михаил Ефимович признал, что уложиться в первоначальные рамки никак не удастся. На днях же уточнил: раньше осени 2009-го о возобновлении спектаклей мечтать не приходится. Правда, с удовлетворением заметил, что продление реконструкции пошло на пользу, здание стоит сейчас необычайно крепко.
Но с этим мнением согласны не все. Например, член экспертно-консультационного совета при правительстве Москвы, историк архитектуры Алексей Клименко неоднократно выступал в печати с мыслью о том, что огромный пятиэтажный театрально-концертный комплекс под историческим зданием Большого, предусмотренный действующим проектом, невозможно реализовать. Поскольку такое обширное подземное помещение, рассчитанное на пребывание нескольких тысяч зрителей и работников театра, потребовало бы множества резервных выходов на случай чрезвычайной ситуации. А выходы эти негде устраивать: Театральная площадь мала, да и нельзя уродовать ее исторический облик выходами десятков лестниц. Кроме того, произведенное задавливание под Большой театр 25-метровых свай и сооружение под его стенами водоизолирующей железобетонной "коробки" якобы нарушило ток подземных вод, и это грозит обрушением не только Большого, но и Малого театра и даже гостиницы "Метрополь"...
Да и сам московский мэр Юрий Лужков выступил противником подземного дворца под ГАБТом. Пару месяцев назад, когда в очередной раз обсуждалась реконструкция театра, Юрий Михайлович с возмущением говорил корреспонденту "Труда":
- Вроде договорились мы со строителями, что не будут они уходить на 5 этажей под Театральную площадь. А недавно смотрю - опять в проекте громадный зал под землей между старым и новым зданиями Большого... Это же и опасно, и безумно дорого. Москва Большому театру не чужая, мы строили его Новую сцену. Но в нынешней авантюре участвовать не хотим, я из-за этого вышел из попечительского совета Большого.
Однако с мэром и его единомышленниками решительно не согласен Азарий Лапидус, председатель совета директоров "СУИхолдинга" - организации, которая является генподрядчиком реконструкции ГАБТа.
- Во-первых, - сказал "Труду" Азарий Абрамович, - подземное пространство театру необходимо прежде всего для технических нужд: хранения декораций, их быстрой смены и т.п. Если сравнивать с мировыми театрами сходного класса, то большинство из них имеет в своем распоряжении целые прилегающие кварталы. В Милане, например, при реконструкции "Ла Скала" не остановились перед сносом ряда исторических зданий, лишь бы обеспечить театр нужными площадями. В Москве такой возможности нет, значит, нужно уходить вглубь. Во-вторых, подземная коробка никоим образом не угрожает грунтам Театральной площади. Мы сделали 2200 статистических замеров, работает уже третья специальная буровая установка, которая показала - воды в пробах практически нет. То есть мы не вторглись ни в одно подземное русло, ни в одну водяную линзу и, стало быть, никого не подтапливаем.
- Все сооружения, - продолжил строитель, - делаются в соответствии с принятыми государственными нормами. Мы обязаны строить эвакуационные лестницы не реже чем через каждые 50 метров, и это сделано. Никакого урона облику площади при этом не нанесли: все лестницы выведены через эвакуационные выходы существующих театральных зданий. Проект прошел Главгосэкспертизу, имеет заключение ВНИИ по противопожарной безопасности. А главное - замеры показывают, что уже 10 недель, как в здании Большого театра не появляются новые трещины и оно стоит без деформаций. Ручаюсь вам: простоит еще века. Что до особого мнения Юрия Михайловича - он, конечно, очень авторитетный человек, но все-таки не специалист в строительстве. Поверьте мне, доктору наук, профессору, заслуженному строителю РФ...
Так и быть, поверим Азарию Абрамовичу. И все-таки - во сколько влетит государству очередной виток строительного марафона, именуемого реконструкцией Большого театра? Очевидно, скоро узнаем.