Главная Культура 12:35 03 Февраля 2020 2075
Все должно быть по-человечески. А иначе не стоит жить, понимаешь?

Полвека назад состоялась премьера фильма «Влюбленные». А он до сих пор с нами

Валерий Симонов
В фильме «Влюбленные» нет назидания - он просто остается нам как искреннее, бесценное свидетельство нашей юности

Вялый шум по поводу смены правительства затих окончательно. Какую-то живинку в действо внесла разве что новый министр культуры Ольга Любимова. Недремлющие социальные сети вытащили на божий свет ее былые откровения в ЖЖ. Сбивчивый текст о том, что несмотря на родословную (ее прадедушка – знаменитый актер Качалов, собаке которого Есенин посвятил стихотворение «Дай, Джим, на память лапу мне…», а папа – ректор Щуки), никакой она не культурный человек. Что ее тошнит от всех этих музеев, балета, оперы, классической музыки и прочей дребедени. В число объектов ее глубокой неприязни отдельным пунктом попали даже бедная Венеция и Лувр… А завершал образ фотография все той же Любимовой в девичестве в черной футболке с надписью: «Кто вы такие, что вам надо, я вас не знаю, идите на…»

Несколько неожиданные штрихи к образу министра культуры, согласитесь. На этом портрете она и выглядит пушным зверьком, загнанным в угол.

Конечно же, в Сети поднялось легкое волнение. Одни в отчаянии вопрошали: «Как можно?!». Другие бодро объясняли: с кем не бывает, все мы в юности чудим. Неустанные искатели истины нашли автора той замечательно универсальной фразы с черной майки. Им оказался уральский драматург Николай Коляда. Как выяснилось из эксклюзивного интервью маэстро, этими словами он выразил священное право художника на самовыражение…

А мне почему-то было жалко их всех – и министра Любимову, и драматурга Коляду, и искателя истины. Я понял одну вещь: в юности они не смотрели фильм «Влюбленные» узбекского режиссера Эльёра Ишмухамедова – с Родионом Нахапетовым и Настей Вертинской в главных ролях. Если бы посмотрели и запомнили – они были бы другими.

Сейчас, когда мне пытаются втолковать, что в пресловутое понятие «ошибки молодости» входит и это – быть немножко хорьком, немножко подонком, я протестую. Я не такой. И вы не такие. И очень многие – не такие!

Всем, что есть в нас хорошего, правильного и честного, мы обязаны родителям и учителям, друзьям, любимым и обстоятельствам. Но не в меньшей степени – и тому, что мы читали, смотрели, слушали и пели в детстве и юности. Все это – несущие конструкции в характере, а потом и в судьбе. Каждый, наверное, может назвать по нескольку любимых книг, фильмов и песен, с которыми идет по жизни. А если говорить о самом-самом? Для меня таким стала кинолента «Влюбленные».

На днях, 20 января, исполнилось 100 лет со дня рождения Федерико Феллини. Из многого, что довелось прочитать по юбилейному поводу, меня пронзили эти строки:

«Именно после его «Амаркорда» я отчетливо понял, что краеугольный камень моего существования - детство, которое и по сей день нашептывает, подсказывает, напевает мне, как жить, как поступать, что надо делать обязательно, а чего нельзя никогда…». Это написал Юрий Лепский в «Российской газете», рассказывая о поездке в Римини и о своих взаимоотношениях с Феллини.

Так вот, Юра, все то же самое нашептывает и напевает мне Эльёр Ишмухамедов со своими «Влюбленными» – лентой производства «Узбекфильм». Кстати, там, на родине, Ишмухамедова так и называют: наш узбекский Феллини. И ничего в мире не бывает просто совпадением. Именно в эти январские дни, только не 100, а 50 лет назад состоялась премьера того самого кино.

Пересказывать фильм, особенно хороший – дело пустое. Поэтому просто несколько главных ощущений, которые остаются – неважно, смотришь ты «Влюбленных» впервые или в сотый раз (насчет сотого – это не фигура речи, я действительно смотрел его не меньше сотни раз и знаю фильм кадр за кадром, все диалоги, каждую музыкальную фразу). Так вот: первое ощущение – это свет, струящийся отовсюду. Фара мотоцикла, мчащегося по ночному Ташкенту в начальных кадрах. И сам город, наполненный солнцем, где живут эти ребята с незамысловатой судьбой, точно такие же, как ты и я. И дрожащий, плавящийся в огне воздух на буровой в зоне пожара, который с бригадой Мавлятова тушит герой Нахапетова по имени Родин. И две пары глаз, излучающих встречный свет сквозь окно троллейбуса. И искрящийся поток горной реки – арыка Анхор, увлекающий Родина с арбузами… Но главный свет исходит от них самих – от этих ребят с такой ясной, незамутненной никакой пошлой ерундой жизнью, где дружба – это дружба, работа есть работа, а любовь – это что-то чистое, настоящее, человеческое.

Насчет человеческого. Вот Родин с очередного пожара прилетает в Хиву на полдня повидаться со своей девушкой Таней и нечаянно узнает, что она уже не совсем его девушка. А может, и совсем не его. И произносит такие слова:

- Я не виню тебя, наверное, нельзя было по-другому. Когда нет настоящего, рано или поздно приходится врать. Но я не хочу так. Все должно быть по-человечески. А иначе не стоит жить, понимаешь?

«Все должно быть по-человечески…». Вот ключевые слова. Вот почему фильм, давным-давно сказавший нам о самом главном, уже полвека держит за горло, не отпуская далеко от той реки с арбузами. Хотя в эту воду нам уж точно не войти. Все теперь другое, и слишком многое кажется чужим. Там юные, чистые люди, там в воздухе разлиты доброта, дружба, верность и нежность, там живы мама с отцом, там солнце светит всем поровну и действуют правила человеческого общежития. Где все это? Тот мир растворился во времени, как в кислоте. И только утратив его, понимаешь, как все это было важно – пожалуй, поважнее нашего сегодняшнего относительного благополучия и положения, выстраданных в боях местного значения…

И вообще, что за черт! Почему все время тянет оглядываться назад и с щемящим чувством всматриваться в то, что давно скрылось под толщей вод, занесено илом? Банально все списывать на возраст. Дело все-таки в другом: сравнения дня вчерашнего и сегодняшнего объективно не в пользу нынешней эпохи — по-дурацки расцвеченной, хмельной и… какой-то пластмассовой.

Банальная фраза на все времена: «Молодость – это всегда прекрасно!». Не знаю, не знаю… Представьте Родина или студентку Таню в черной майке с надписью: «Я вас не знаю, идите на х…». Или себя. Не получается, правда?

В фильме «Влюбленные» нет назидания, те рецепты больше не действуют в нынешней сложной эпидемиологической обстановке. Он просто остается нам как искреннее, бесценное свидетельство нашей юности. Едва ли его создатели с киностудии «Узбекфильм» рассчитывали на это, они были слишком молоды, чтобы думать о вечном. Вдумайтесь: режиссеру Эльёру Ишмухамедову в ту пору было 27, актерам Родиону Нахапетову и Анастасии Вертинской – по 25, Рустаму Сагдуллаеву - 19. Самый старший из них – композитор Богдан Троцюк, написавший прекрасную музыку к фильму (берусь утверждать: это один из лучших саундтреков в мировом кинематографе) – 37. А если учесть, что тремя годами ранее та же творческая группа на той же студии создала фильм-предтечу под названием «Нежность», то можно диву даваться: как рано явились свету эти таланты, как вольно заявили они о себе в общем-то несвободной, идеологически загипнотизированной стране.

Тому можно найти много объяснений. Само время: 60-е катятся к закату, но застой еще не наступил. И сами люди: дети войны ценят жизнь так, как другим и не снилось, они различают свет даже в полутьме. И само место действия: Ташкент после масштабного землетрясения восстает из пепла и тянется к солнцу. А еще французский прононс, проникший в фильм из-за железного занавеса...

Но нам-то с вами все эти объяснения ни к чему. Любовь вообще в них не нуждается. Любишь - потому что любишь, вот и все. Как здорово, что мы это увидели, почувствовали, полюбили и запомнили!

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23092
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5688
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5483
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5361
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?