Главная Культура 21:59 03 Марта 2019 4412
Предчувствие башен-близнецов

Как латышский архитектор Петерис Венцкович оказался пророком

Сергей Бирюков
Петерис Венцкович и его работы. Фото автора

В Москве, в Музее Серебряного века (Доме Валерия Брюсова), открылась выставка латвийского архитектора, художника, фотографа Петериса Венцковича «Фото-графика». Два скромных зала, три с небольшим десятка работ. И впечатления от половины мира, размышления о четырех тысячах лет истории культуры.

Не буду лукавить — Петериса и его супругу, музыковеда Ингриду Земзаре, знаю давно. Для меня наша дружба — память о поре, когда культуры России и Латвии были тесно переплетены. И знак того, что культурные связи — вещь куда более прочная и созидательная, чем политические альянсы.

Петерис — скромный человек. Нынешняя экспозиция — не только его выставочный дебют в России, это за всю 72-летнюю жизнь художника вообще первый его показ вне пределов Риги. Тем более не хотелось бы, чтоб событие затерялось в море московских вернисажей.

И похоже, у меня нашлись единомышленники, причем где-то очень высоко. Смотрите, как все сложилось: Петерис работает в рижском архитектурном бюро «44». В том самом доме на улице Альберта, но сотней лет раньше, у своих друзей, художника Яна Розенталя и писателя Рудольфа Блауманиса, бывал поэт Валерий Брюсов — энтузиаст латышской поэзии, переводчик Яна Райниса, Яниса Порука и других своих тамошних коллег. В московском Доме Брюсова (кстати, в двух шагах от Рижского вокзала), где на основе его бывшей квартиры уже около 50 лет существует Музей Серебряного века, работает старинная подруга Ингриды. Сама собой возникла мысль — отчего не объединить эти два дома, которые породнила сама история, выставкой...

Петерис объехал множество стран. И всегда удивлялся, насколько жизнь, такая вроде бы непохожая в разных частях света, пронизана лейтмотивами. Один из них — золото солнечного света. Мы мало его ценим, поскольку видим почти повседневно. А ведь он — основа жизни. Будь то Шанхай, улицы которого, снятые с высоты птичьего полета, словно впадают в сверкающие воды моря. Или точно такое же бронзово-золотое море в Марокко. Или обжигающая внезапным блеском ниша каменного храма в Камбодже, куда перед самым закатом заглянуло солнце. Или робкий утренний луч, вместе с первым порывом ветерка навестивший простую комнату художника в его доме над Даугавой...

Птичья стая. Крым. 2011

Еще один мотив — небо. Загадочные световые полосы — трассы взлетающих с аэродрома самолетов. «Падающая звезда» — другой самолет, который след реактивного выброса делает похожим на комету. Причудливый ажурный узор, в котором лишь при очень внимательном рассмотрении ты можешь узнать громадную стаю птиц на фоне небосвода...

А как похожи жестами индийские дети на их латвийских сверстников. А как колоритен силуэт араба в проеме древнего марокканского строения... постойте, это же не араб, а латыш, художник, просто накрутивший на себя местную одежду... Люди — единый род, и живут они на одной, общей для всех планете.

Уходящий. Марокко. 2007

Предмет особого внимания Петериса — искусство как таковое. Что это, допустим, за диаграмма с густым сплетением линий в ее центре? Оказывается — «всего лишь» годы жизни великих европейских художников, превращенные в полосы, и мы видим, какой мощный сгусток образовался в XVI веке — веке Высокого Возрождения. Или — что за ряд цветных столбиков, напоминающих звездные спектры? Это — цветовые предпочтения эпох: жадная до золота Римская империя, аскетичное средневековье, неожиданно расцветающее пурпурными, синими, зелеными тонами Возрождение... А Серебряный век — он просто белый. И потому что Серебряный. И, объясняет Петерис, потому что зрителю предлагается самому пофантазировать на тему цветов того замечательного времени, когда был построен дом, где мы встретились и где век назад его прославленный житель перебрасывал поэтические мосты между Россией и Латвией.

Серия работ посвящена архитекторам-фантазерам. Петерис, дитя советского времени, прекрасно знает, что такое бумажная архитектура — проекты, которые могли сколь угодно увлекать и авторов, и публику, но обречены были оставаться на ватманском листе. У него самого таких больше, чем реализованных (хотя есть и они — например, общественный центр Baltaisvējš, по-русски «Белый ветер», на аллее Карлиса Ульманиса в Риге). Оттого с таким сочувствием он поместил на своей выставке проекты французов XVIII века. Например, Этьена-Луи Булле, в предреволюционную пору строившего в воображении циклопические здания будущего царства разума, которые тогда были совершенно неосуществимы, но оказали громадное влияние на архитектуру последующих веков; одно из них — кенотаф (мемориал) в честь Ньютона в виде гигантской сферы поперечником 150 метров...

Этьен-Луи Булле. Кенотаф в честь Ньютона. 1784

Ключевая, с моей точки зрения, работа называется предельно просто: «Масштаб». Здесь в единую композицию собраны вычерченные с профессиональным архитекторским тщанием римский Пантеон, Кельнский собор, пирамида Хеопса, нью-йоркские башни-близнецы (рисунок делался, когда они еще были целы)... Меткий глаз художника ухватывает парадоксальные соответствия и несоответствия. Например, весь грандиозный баптистерий флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Фьоре аккуратно вписывается в очень похожий, но немножко больший объем рижской газовой башни на улице Матиса — памятника промышленной архитектуры XIX века. А что за уютный старинный дом у подножия «близнецов»? Это здание в Старой Риге, где на улице Андрея Пумпура жили Петерис и Ингрида, а потом их оттуда в одночасье, в год реституции, попросили новые-старые хозяева. А что за самолетики летают на фоне башен? Петер объясняет — тогда, в середине 1990-х, ему просто показалось, что с ними будет живописнее. Кто знал, что самолеты, только громадные, явятся через несколько лет в реальности, и не станет самих «близнецов»? Жизнь резко вторгается в судьбу художника, а сам он порой оказывается пророком, даже когда того не хочет...

«Масштаб» — попытка Венцковича охватить всю мировую архитектуру и не только: здесь самолеты, дирижабли, контур «Титаника»...

Но главная мысль выставки, мне кажется, все-таки в ином, и она не столь мрачна: жизнь невозможна без искусства. Нет, не обязательно каждому жителю планеты владеть кистью, или резцом, или быть виртуозом рифм. Достаточно иметь острый глаз, слух, сознание, которым доступны законы и красота вселенной. Тогда, в самом своем взгляде на мир, ты становишься художником. И, собственно, тогда твое СУЩЕСТВОВАНИЕ превращается в ЖИЗНЬ.

Ради такого смысла, согласитесь, стоит зайти на выставку. Которой, кроме очень малого пространства (хотя плотность содержания — тоже признак настоящего искусства), отведено и совсем немного времени — месяц. Советую успеть.

Культура 00:40 / 20 Октября 2023 13197
Учитель фехтования

У Пушкина и Лермонтова был один и тот же наставник

Ирина Смирнова
Труд
Гравюра из книги Александра Вальвиля «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» 1817г. Фото из открытых источников.

Француз Александр Вальвиль учил сражаться Пушкина, Лермонтова и всю Императорскую гвардию. Увы, уроки фехтования наших великих поэтов от пули не уберегли. О том, что у Александра Пушкина и Михаила Лермонтова был...

Культура 19:02 / 14 Октября 2023 11977
Король басовой масти

Международный фестиваль Ильдара Абдразакова стал культурным событием на всю Россию

Мария Бабалова
Труд
Ильдар Абдразаков считает занятия с молодыми певцами важнейшей частью своего фестиваля. Фото Евгения Евтюхова предоставлено пресс-службой фестиваля

Именной фестиваль знаменитого оперного певца, двукратного обладателя премии «Грэмми» Ильдара Абдразакова состоялся нынче уже в шестой раз и побывал в шести городах — Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске,...

Почему Достоевский называл эту икону народной

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

6 ноября у православных верующих день почитания иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Той самой, перед которой в 1768 году молилась Екатерина II, решаясь, одной из первых, сделать прививку от оспы....

Возраст над мадемуазель Катрин (именно так она просит обращаться к себе) не властен

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Настоящий успех пришел к Катрин после красивого и грустного мюзикла «Шербурские зонтики». Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Катрин Фабьен Дорлеак, известной во всем мире как Катрин Денев, 22 октября исполняется 80 лет. О таких серьезных датах применительно к женщинам, особенно актрисам, упоминать не очень-то принято. Но возраст...

Культура 00:01 / 17 Ноября 2023 5777
Зима патриарха

Увидим ли мы на экранах фильм «Пациент №1», который совершает триумфальное шествие по фестивальным экранам?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Играет главного героя грандиозный актер Александр Филиппенко

Неделю назад на международном кинофестивале в Котбусе фильм «Пациент № 1» завоевал приз за режиссуру. В эти дни картина участвует в конкурсе Таллинского фестиваля класса А, где, судя по восторженным...

Культура 20:04 / 13 Октября 2023 5669
Конец «Сказки»?

На фестивале в Москве отменили показ фильма «Сказка» в постановке народного артиста России Александра Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Andrey Chepakin/Russian Look, globallookpress.com

На фестивале в Москве отменили показ фильма «Сказка» в постановке народного артиста России Александра Сокурова. Столичная премьера фильма знаменитого кинорежиссера, обладателя призов престижных кинофестивалей была...

А вот про народ авторы фильма «Императрицы» забыли…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Пересильд старательно играет Елизавету Петровну в зрелом возрасте

Выходящий на экраны фильм «Императрицы» создан по заказу и при поддержке «Газпрома» в рамках исторического цикла «Русь». Картина является продолжением ленты «Петр I. Последний царь...

Каждая эпоха дарит ребятам и девчатам свои сказки

Дарья ЕФРЕМОВА, Ольга ЛЕРНЕР
Труд
Семейство Кассилей. Внизу Лев с женой Еленой, наверху Иосиф (Оська) с женой Зинаидой. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

Что фантастичнее — жизнь или воображение? Казалось бы, ответ очевиден, но главная книга классика детской литературы Льва Кассиля спорит с общепринятой логикой. А благодаря нынешней экспозиции Государственного музея...

Что общего у двух таких разных фильмов?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жесткий по драматургии, фильм «Край надломленной луны» не выглядит тяжеловесной драмой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Они выходят на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. Оба сняты в Питере и его окрестностях. Оба поставили женщины — дебютантки в большом кино. Оба рассказывают...

Культура 00:02 / 10 Ноября 2023 5214
Голову снесло

На экраны выходит лихая комедия «Год рождения»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм показывает, что нашим сумасшедшим миром все-таки правят любовь, творчество, мечты, внутренняя свобода. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Поставил картину Михаил Местецкий, который вернулся в кино после затяжной творческой паузы. На вопрос, где он был восемь лет, прошедших со времен его яркого дебютного фильма «Тряпичный союз», Михаил может честно...

ТНТ планирует увеличить количество музыкальных проектов

Труд
Тина Канделаки. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Глава ТНТ Тина Канделаки на презентации сезона сообщила, что количество музыкальных проектов на канале будет увеличено. И вот как раз в эти дни начинается кастинг участников для перезапуска «Фабрики звезд». Напомним,...

Один из самых северных в мире Воркутинский драматический театр отметил 80-летие

Виктория Пешкова, Воркута - Москва
Труд
Та самая «Сильва» 1943 года. На первом плане Наталья Глебова (Сильва), Борис Дейнека (Эдвин). Фото предоставлены Воркутинским драматическим театром

Главный подарок себе и своей публике театр преподнес сам, спев и станцевав о том, с чего все начиналось. «Сильва. Дойти до премьеры» — спектакль, поставленный режиссером Валерием Маркиным по пьесе...

«Пиковая дама» Петра Ильича впервые обрела свое полное киновоплощение

Сергей Бирюков
Труд
Герман (Иван Гынгазов) фанатично стремится разгадать тайну трех карт. Изображения предоставлены «Геликон-оперой»

Удивительно, но выходящий 12 ноября в прокат фильм «Пиковая дама», снятый коллективом московской «Геликон-оперы» в содружестве с телеканалом «Россия-Культура» и киноконцертом...

У гражданской войны выход один – трагедия, убежден обладатель «Книги года-2023» Александр Мелихов

Дарья Ефремова
Труд
Фото: West Coast Surfer, globallookpress.com

Парадоксальный и даже «еретичный», рушащий читательские каноны лауреат множества премий — Набоковской, «Студенческий Букер», Искандера, Гончарова, Петербургского ПЕН-клуба, Гоголя (четырежды), правительства...

Израильская военщина нашим телевизионным экспертам – людям с советской школой жизни - известна тем же, чем и всему свету

Сергей Беднов
Труд
Фото: пресс-служба ЦАХАЛ/Синьхуа, globallookpress.com

Наверное, именно эта песня закрутилась в головах телевизионных экспертов, когда начались известные события на Ближнем Востоке и следовало дать их оценку перед взыскательной аудиторией. Люди-то они по большей части немолодые,...

Платье актрисы актриса Элизабет Дебики, сыгравшей принцессу Диану, напомнило о случае 30-летенй давности

Труд
Фото: Billy Bennight/AdMedia, globallookpress.com

Как известно, у подданных британской монархии особое отношение к принцессе Диане. Ничто так негативно не сказалось на репутации королевской семьи, как ее гибель. В этой связи все с повышенным вниманием ждали...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?