
На телеканале «Россия» стартовала многосерийная мелодрама режиссера Ольги Добровой-Куликовой «Лимитчицы». Она рассказывает о судьбе трех девушек, приехавших в начале 1970-х из деревни в недавно построенный город работать на ткацкой фабрике. С тех времен, о которых идет речь в фильме, прошло полвека. Но проблема адаптации молодежи из провинции к переполненной проблемами и стрессами современной городской жизни никуда не делась, а, напротив, стала еще острее. Об этом наш разговор с сыгравшей одну из главных ролей актрисой Марусей Климовой, которая сама десять лет назад перебралась в Москву из Хабаровска.
— Как вы попали в сериал «Лимитчицы»?
— Меня позвала Ольга Доброва-Куликова, с которой я успела поработать в картине «За счастьем». И на пробы пошла потому, что очень хотела снова с ней встретиться на съемках, а со сценарием будущего фильма познакомилась уже позже. Когда его прочла, засомневалась, что справлюсь с предложенной ролью. Уж очень мы с героиней Ниной не похожи, и судьба у нее тяжелая — врагу не пожелаешь. Но мы с Ольгой встретились, долго говорили — и она меня подбодрила, сказала, что все получится. Надеюсь, так оно и вышло.
— Действие «Лимитчиц» происходит в 1970-е, как и в знаменитом фильме «Москва слезам не верит». Как вы считаете, тогда человеку из глубинки было легче освоиться в большом городе?
— Мне кажется, это в большей степени зависит не от эпохи, а от самого человека и обстоятельств, его сопровождающих. Некоторые мои знакомые пытались переехать в столицу или за рубеж, и у них ничего не получилось. Им было некомфортно на новом месте, они возвращались и прекрасно жили дальше. А кто-то, наоборот, в столице почувствовал себя как рыба в воде. Хотя надо признать, что в 70-е, во времена СССР, существовали целые программы по привлечению рабочей силы из провинции. Появлялись новые предприятия, строились общежития, где существовал свой быт, свои законы и традиции. А сейчас в больших городах каждый сам за себя.
— Ну а вас как встретила столица, когда вы перебрались сюда из Хабаровска?
— Первые несколько дней в Москве пришлось ночевать на вокзале. Планировала пожить у подружки, работавшей стюардессой, но ее отправили в рейс, и она не успела меня об этом предупредить. Впрочем, я не восприняла происходящее как трагедию. Сразу почувствовала: Москва — это мой город, и я готова за это сражаться. К тому же страшно не хотелось возвращаться домой несолоно хлебавши. И все действительно наладилось, хотя для этого понадобилось время. Исполнилось десять лет с тех пор, как я поселилась в столице, и только теперь могу сказать, что живу так, как когда-то мечталось. Но что бы со мной ни происходило, мысль о том, что Москва меня «не принимает», никогда не возникала.
И Нине, и играющей ее роль Марусе удача не порхала сама в руки
— И вы ехали в Москву с намерением стать актрисой?
— Да, именно так. Но с первого раза в театральный институт не поступила, пришлось искать работу. Раздавала буклеты на выставках в «Экспоцентре», а параллельно ходила на кастинги. Потом удалось сняться в рекламе, познакомилась с ребятами, ищущими актеров для эпизодов в кино. Они позвали на маленькую роль в фильме «Форт Росс» Юрия Мороза. После съемок он мне сказал: «Жаль, ты непрофессиональная актриса». И тут я покривила душой, заявив: «Вообще-то я актриса, училась в Хабаровске в Институте культуры...» Думаю, он мне не поверил, но спустя какое-то время позвал в еще один свой проект. Так с легкой руки Юрия Николаевича я стала сниматься в кино, а потом и вечернее отделение Щукинского театрального института окончила.
— Насколько верно утверждение про Москву, которая слезам не верит?
— На все сто! Мегаполис — сосредоточение амбициозных и целеустремленных людей. Многие приезжают сюда из маленьких городов, и без трудолюбия и воли что-то превозмочь здесь ничего не выйдет. В конечном итоге все решают не эмоции, а твои поступки.
— Где снимался сериал «Лимитчицы»?
— В основном мы работали в Павловском Посаде. В тех краях находится завод, где до сих пор остались цеха и станки советского времени, и мы на них учились ткать пряжу. Оборудование старое, уже в не очень хорошем состоянии, я из-за этого чуть не потеряла палец. Да и сноровка требуется нешуточная, она приобретается годами. У женщины, учившей нас, работа, над которой мы копались по три часа, занимала несколько секунд. Впрочем, искусство монтажа творит чудеса. А вообще на съемках было много по-настоящему красивого. Это и чудесная природа — речки, поле. И сруб, в котором героини живут в первых сериях. Этому дому уже сто лет, и он казался вполне одушевленным существом. Все время представлялось, что ночью в этих стенах можно встретить кого-то из бывших обитателей.
— Быстро ли вы нашли общий язык с актрисами Валерией Федорович и Надеждой Лумповой, игравшими подруг вашей героини?
— Съемки длились почти год, за это время мы подружились, хотя сначала долго присматривались друг к другу. Вообще так получилось, что и снимались в фильме в основном женщины, и в съемочной группе преобладали представительницы прекрасного пола. Известно: если много женщин собираются в одном месте, их энергия зачастую становится разрушительной, так как всем хочется внимания. Но в нашем случае катастрофы не случилось, съемки прошли очень душевно. Мы с девочками до сих пор иногда встречаемся, поддерживаем друг друга. А с Лерой с недавнего времени играем в очередь одну и ту же роль в антрепризном спектакле «Шикарная свадьба».
Исполнительницы главных ролей «Лимитчиц» в ходе съемок сами стали подругами
— Когда речь заходит о сюжете с тремя подружками-лимитчицами, ассоциаций со все тем же фильмом «Москва слезам не верит» не избежать.
— Там все-таки история во многом именно про столицу, Москва выступает таким же главным героем фильма, как эти женщины. А местом действия «Лимитчиц» является райцентр — небольшой провинциальный городок, где построили пару предприятий, и на них из деревень потянулась молодежь. Конечно, в нашем фильме, как и в том, легендарном, есть истории про любовь и предательство, про то, кто и как пытается устроиться на новом месте.
— Вы сказали, что ваша героиня Нина не похожа на вас. Чем именно?
— Я не люблю скандалов, не могу конструировать конфликты — поссорить двух подруг и с удовольствием смотреть, как они будут ругаться. Или подножку «невзначай» кому-то подставить. А от моей Нины этого можно ждать. Я внутренне сопротивлялась подобным ее поступкам, сыграть такой характер для меня было непросто. С другой стороны, я благодарна судьбе за то, что в моей жизни случилась такая героиня. У нее есть крутая способность говорить откровенно то, что она думает, не боясь общественного мнения. По нынешним временам роскошь не всем позволительная, и этому умению я у нее училась, узнавая много нового о себе и о тех чертах собственного характера, которыми я никогда не пользовалась, но где-то в подсознании они у меня были. Признаться, я всегда отдавала много сил и энергии, чтобы заслужить одобрение окружающих. И лишь недавно поняла, что говорить и делать надо прежде всего то, что сама считаю правильным и необходимым, а не то, что от меня по той или иной причине кто-то ждет.
— Вы красивая женщина. Наверняка многих поклонников интересует, свободно ли сейчас ваше сердце?
— Спасибо. У меня есть молодой человек, но я о нем публично не рассказываю, потому что счастье любит тишину.
— Какие качества в мужчине вы больше всего цените?
— Ответственность. До недавних пор так получалось, что меня окружали в основном безответственные мужчины, и отношения с ними не приносили удовлетворения. Как только я осознала это, в моей жизни, слава богу, появился человек совсем иного склада. Мне не так важно, насколько мужчина красив, высок, голубоглаз, есть ли у него большой счет в банке или какие-то сверхспособности. Гораздо важнее, чтобы он был способен брать на себя ответственность и выполнять то, что пообещал, даже в мелочах. Сказал, что купит булочки к чаю, — значит, так и будет. Я сама такая: если обещаю, то расшибусь, но сделаю. Так меня мама воспитала.
— Близится 8 Марта, как сейчас стали говорить с долей пренебрежения, «гендерный» праздник...
— Я не очень понимаю все эти разговоры о гендере. Мне нравится, когда мужчины ухаживают за женщинами, открывают нам дверь или подают пальто. У меня нет феминистской убежденности в том, что для женщины это унизительно и абсолютно все я должна делать сама. Зачем, когда вокруг есть прекрасные мужчины? Вот и к празднику 8 Марта я отношусь очень хорошо. Еще не знаю, как мы с моим молодым человеком его отметим, но на букетик цветов точно рассчитываю.
— А какие цветы вы любите?
— Да любые способны добавить капельку счастья в будни. У меня дома всегда стоит букет — или полученный в подарок, или тот, что купила сама. Держу и много цветов в горшках. Но особое предпочтение отдаю полевым цветам и чайным розочкам. Когда мы снимали «Лимитчиц», я собирала букеты. Потом засушила их, часть цветов положила под стекло с красивой рамой и подарила нашему режиссеру на память о месте, где мы провели столько времени и так много всего пережили.
— Что бы вы пожелали в этот праздник себе и окружающим женщинам?
— Считаю, самое главное — быть в гармонии с собой. Я уже говорила, что в какой-то момент из-за стремления казаться всем, начиная с мамы в моем детстве, хорошей я перестала понимать, какая я на самом деле. А теперь учусь любить и уважать себя — и всем желаю успехов на этом пути. Ведь рядом с тем, кто свободен от конфликтов с собой, комфортно находиться и другим людям.