Главная Культура 15:10 05 Апреля 2021 3496
Почти без балетной фальши

В Большом театре поставили оперетту Шостаковича «Москва. Черемушки»

Сергей Бирюков
Вот чего не могло быть на Сцене Покровского до ее включения в состав Большого – так это балета. Фото предоставлено пресс-службой Большого театра

Премьера спектакля «Москва. Черемушки» в Большом театра на Сцене имени Бориса Покровского подоспела как нельзя более вовремя. Невольно вспомнился рассказ самого Бориса Александровича, как в военную эвакуацию комендант города Горького, к которому он пришел с предложением ставить «Ивана Сусанина», отрезал: «Хотите по морде получить за ваши оперы? Вот победим – ставьте, а сейчас давайте оперетту!» Нынче, конечно, не война, но в пандемическую хмурь добрый, веселый спектакль о переселении москвичей из коммунальных руин в новые отдельные квартиры – разве не то, что доктор прописал? Тем более что это – великий Шостакович.

Правда, сам Дмитрий Дмитриевич, после разгромных статей 1930-х годов «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» музыкального театра сторонившийся, за заказанную ему в 1958-м оперетту (единственную в его творчестве) взялся, говорят, неохотно. Типа – неловко ему было после симфоний-трагедий обращаться к несерьезному жанру, но семью-то кормить надо. Впрочем, говорят так в основном упертые «шостаковичисты», которые в музыке композитора принимают лишь эту трагическую линию, забывая, какой фонтан юмора и фарсовых мотивов бил в его творчестве 1920-х – 1930-х годов. Кстати, многое в оперетте явно перекликается, а то и просто взято из материала той поры – мелодия «Песни о встречном», вкус к «мещанским» интонациям вроде вальса «Бывали дни веселые», контуры которого угадываются в удалом хоре «Черемушки, в Черемушках черемуха цветет». А с другой стороны – ориентация на самую свежую для 1950-х мелодику, ярчайшим выражением которой служит цитата из «Подмосковных вечеров». Ну и самое главное – это каскад ярких оригинальных номеров, которые никто, кроме Шостаковича, с его поразительной, прямо-таки проломной жизненной силой, написать не мог. Таких, как сцена проезда по Москве или песенно-танцевальная сюита в эпизоде объяснения Лиды и Бориса, начинающаяся стилизацией под эпический XVII век (которым как историк увлечена героиня), а через несколько «колен» выхлестывающая в сумасшедший галоп. Ради таких моментов, напористый ритм которых уверенно уловлен дирижером-постановщиком Павлом Клиничевым, можно даже простить Дмитрию Дмитриевичу пресноватость вереницы однотипных арий-полечек. Как и чрезмерную драматургическую «благополучность» целого, где много песенно-танцевальных дивертисментов, но не хватает единого центра напряжения.

Кстати, в этом отношении фильм «Черемушки» 1962 года, представляющий сокращенный на полчаса вариант оперетты, кажется даже динамичнее, чем оригинал. И еще там придуман эффектный финал, обыгрывающий профессию главного героя-взрывника – сюжетный мотив, в самой оперетте практически не работающий, а здесь поднимающий Бориса буквально на гребень взрывной волны, что делает его достойным любви идеальной Лидочки – «красавицы, комсомолки, спортсменки». Точнее – танцовщицы, поскольку ее там играет харизматичная балерина Мариинского театра Ольга Заботкина (поет солистка Ленинградской музкомедии Зоя Рогозикова). В нынешнем спектакле, при всем уважении к крепкому профессионализму Анастасии Сорокиной, главное зрительское внимание захватывает не она, а великолепный исполнитель роли Бориса Азамат Цалити, по вокалу не уступающий певшему тогда за кадром Эдуарду Хилю, а по виртуозному ведению роли (этакий Фигаро и Онегин в одном флаконе) далеко опережающий экранного Бориса – драматического актера Владимира Васильева.

Добрых слова, впрочем, заслуживает большинство солистов нынешней постановки, хотя и не все вполне попадают в образ: ну как это юный очкарик-москвовед Саша превратился в пышущего жизненными соками великана (Юрий Сыров), а прохиндей-начальник Дребеднев принял облик благородного мачо (Роман Шевчук)? Тем ярче на этом фоне жуликоватый управхоз в сочном исполнении мастера гротеска Германа Юкавского.

Самая же привлекательная сторона спектакля, задуманного опытным в музыкальном театре (но впервые ставящим оперетту) режиссером Иваном Поповски, – его светлая фееричность. Никакой презрительной иронии, которой, бывает, густо замазывают улыбчивость этой партитуры на западных, да и на наших сценах, считая обязанностью культивировать чернуху, раз это «совок» и «скрытый диссидент» Шостакович. Полно, ничего здесь не надо культивировать: в самом оригинале этой иронии хватает – достаточно вслушаться в текст мастеров сатирического жанра, которыми были либреттисты Владимир Масс и Михаил Червинский, да хоть в начальный хор с его вроде бы приветливыми, но очень уж дотошными вопросами «Как вы поживаете… как жена, здоровье, дети… чем вы заняты сейчас…». Думаю, люди 50-х вполне считывали здесь пародию на недавнее прошлое, главным персонажем которого был допрашивающий следователь – недаром музыка этого добренького хора затем переходит в арию интригана Барабашкина. Но все это легко, с улыбкой, без пережима – Шостакович и его соавторы здесь словно слышат будущий призыв горинского Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!.. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».

Отсюда же, от желания улыбаться – богатый танцевальный фон спектакля, намекающий то на пышную хореографию киномюзиклов Григория Александрова, то на рок-н-ролльный стиль, который в 50-е годы активно проникал в молодежную среду, хотя гласно осуждался. Только бы миманс Большого (вот уж чего не могло быть на этой сцене, когда она не входила в состав ГАБТа, – это балета!) почище исполнял все эти акробатические изыски хореографа Михаила Колегова – но то, надеюсь, дело наживное.

Вполне органичным показалось и оформление – ситцево-цветочно-рисунчатые рубашки и платья (художник по костюмам Людмила Гаинцева), футуристичные, но очень «пятидесятнические» видеодекорации на многослойном тюле, изображающие стремительно растущую на десятки этажей Москву, за МГУшными контурами которой, впрочем, уже видны призраки полупрозрачных, вкручивающихся в небо штопоров Москва-Сити. Мы ведь, словно говорят нам сценографы (вообще-то – известные архитекторы) Сергей Чобан и Александра Шейнер, а вместе с ними все создатели спектакля, давно уже не там – так давайте улыбнемся тому, что тогда было смешно, а по искренности и оптимизму, которых с тех пор в жизни сильно убыло – поностальгируем.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22783
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5459
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5335
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3863
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?