Таким обязывающим слоганом его наградили на фестивале «Пилот» в Иваново, где было показано начало сериала. Но можно ли по первым эпизодам делать вывод об уровне и качестве кинопродукта? После просмотра всех восьми серий «Хирурга» я в этом сильно засомневался…
Начинается сериал и вправду лихо. Из карельской колонии бежит заключенный.За ним гонятся надзиратели с овчарками, потом полиция. Раненый в плечо, истекающий кровью и теряющий силы зэк берет в заложницы молодую женщину Юлю и под дулом пистолета требует оказать ему помощь и довезти до Москвы. Благо, героиня находится за рулем автомобиля и тоже едет в столицу: бывают же, однако, такие счастливые совпадения.
По ходу дела выясняется, что беглец – не вор и не насильник, а крупное медицинское светило, без пяти минут кандидат на «нобелевку». До колонии Сергей Коваленко работал хирургом-трансплантологом в частной клинике, которая промышляла подпольным бизнесом – вне очереди пересаживала почки «важным» людям, готовым платить за это бешеные бабки. Донорские органы брали большей частью у гастарбайтеров и других бедолаг. Сергей то ли не знал об этой преступной схеме, то ли не придавал ей особого значения, озабоченный операциями, научными изысканиями и бурной личной жизнью. Охладев к красивой, праздной жене (Вильма Кутавичюте), он завел пылкий роман с молодой журналисткой Мариной, которая, по иронии судьбы, расследовала темные делишки той самой престижной клиники.
В один из безмятежных уик-эндов на загородном озере, где Сергей и Марина предавались плотским утехам «на маленьком плоту», девушка внезапно ушла под воду. Окружение главного героя, включая жену Сергея, изменившую ему с его коллегой, повесило смерть девушки на Коваленко и отправило по этапу. Теперь Сергей бежит из зоны в Москву, чтобы восстановить свое честное имя и разоблачить виновных.
Несмотря на банальную завязку (сколько уже было в кино таких побегов из тюрьмы в поисках попранной справедливости!), начало сериала смотрится с интересом. Когда один бежит, а другие его догоняют – это всегда добавляет зрелищу драйва. Не случайно начальные серии в первый уик-энд набрали на платформах 2 миллиона просмотров. Но чем дальше движется действие, перегруженное пространными флэшбеками, обилием второстепенных персонажей, сюжетными и смысловыми натяжками, тем больше недоуменных вопросов возникает к происходящему на экране. Такое ощущение, что Стас Иванов и Василий Клепацкий сшили сценарий наспех, на живую нитку.
Почему заложница так легко, после пятиминутного разговора с опасным беглецом, прониклась к нему не только сочувствием, но и внезапной любовью, хотя у нее есть жених и дело идет к свадьбе? Почему после возвращения в Москву героиню не привлекли к ответственности, ведь она стала активной соучастницей беглого преступника? Почему Юля, археолог по образованию, вслед за Мариной решила заняться расследованием подпольной медицины, не имея для этого малейших знаний и навыков? Почему монструозного вида бандиты, поставляющие клинике донорские органы, жестоко расправляются со всеми, кто стоит у них на пути, а Юлю раз за разом только пугают и милосердно оставляют в живых?
Может, потому, что ее играет жена режиссера Марина Ворожищева, и убирать героиню из сюжета постановщику сериала Илье Ермолову (а заодно и исполнителю роли жениха главной героини) нет резона? К этой не лишенной оснований догадке остается добавить, что роль любовницы Сергея Марины сыграла охотно раздевающаяся в кадре актриса Анна Завтур – спутница жизни сценариста «Хирурга» Стаса Иванова. Такой вот семейный подряд образовался.
Не очевидным кажется мне выбор на главную мужскую роль и Сергея Гилева. Он хороший актер, вполне убедительный в образе практикующего хирурга и кабинетного ученого, но в силу хотя бы субтильного телосложения на амплуа «крепкого орешка», сбегающего из зоны, ловко уходящего от погонь и крушащего челюсти своим накачанным обидчикам, явно не тянет. Как и на роль секс-символа, в которого почему-то моментально влюбляются молодые красотки. Особенно учитывая, что Коваленко -- человек мутный, с двойным дном, не обремененный профессиональной этикой и нормами морали. Если в первых эпизодах сериала герой еще может вызывать симпатию, то по ходу действия, похоже, превращается в свою противоположность.
Впрочем, утверждать это не берусь. Создатели «Хирурга» умудрились снять целых восемь серий, так и не дав зрителям возможность понять, что за персонаж перед нами: жертва или маньяк, вырвавшийся на свободу ангел мщения или продавший дьяволу душу новый доктор Джекил? Концовка сериала, переворачивающая все с ног на голову, запутавшая и без того крайне неправдоподобный сюжет (находящийся в розыске Коваленко свободно разгуливает по столичным улицам, офисам и больницам, как будто в каждом московском дворе не натыкано нынче камер видеонаблюдения), породила к авторам только новые вопросы. Один из них: почему ближе к финалу Сергей благостно воссоединяется с блудливой женой, ведь именно она своими лживыми показаниями отправила его за решетку?
Но главная моя печаль не об этих многочисленных сценарных накладках, а о другом. Зачем вообще надо было смешивать в сериале важную социальную проблематику «черной трансплантологии», которая требует серьезного погружения в тему и внятного осмысления, с заскорузлыми штампами кровавого триллера, криминального боевика, пошловатой эротической мелодрамы и ненаучной фантастики? Коктейль, как по мне, получился не очень. Если махануть залпом все восемь серий, может и стошнить…
P. S. Не исключаю, что некоторые непонятки сериала прояснятся в новом сезоне «Хирурга». Он наверняка будет снят – уж слишком резко в финале первого сезона ампутированы многие сюжетные и смысловые линии. Но лично я продолжение ждать не буду. Я и нынешние восемь серий досмотрел с большим трудом, на одном профессиональном усердии.