О том, что большинство наших мелодраматических сериалов трудно отличить друг от друга, говорилось многократно. Помните «Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей», придуманное Остапом Бендером? Оно содержало минимальный набор слов, с помощью которых, меняя их местами, можно было быстренько накатать любую газетную статью в любом жанре. От сюжетов российских сериалов тоже есть ощущение, будто в них использован стандартный набор героев и коллизий.
Словно написали на карточках слова «олигарх», «девушка из провинции», «друг-предатель», «внебрачный ребенок», «бессердечная красавица», «больной родственник» и так далее, а потом выкинули их на стол и в произвольном порядке разложили. Все, сценарий готов. Осталось только имена придумать и детали поцветистей. Да, еще очень важно не забыть карточку «тюрьма».
Настойчивое желание сценаристов в каждую мелодраму пропихнуть эпизод с криминалом кажется на первый взгляд странноватым. Подчеркнем, речь идет не о полицейских боевиках, где присутствие криминала выглядит вполне естественным. Но именно в мелодрамах раз за разом в кадре возникают такие учреждения, как тюрьма или колония. Ну, на худой конец, КПЗ.
Вот на «России 1» сейчас идет сериал «Там, где ты». Его главный герой Игорь уже в самом начале по ложному обвинению оказывается осужденным на длительный срок. Не минует преступная коллизия и кое-кого из персонажей «Долгого пути домой», что показывает Первый канал. Угодила в тюрьму красавица Вера из недавней высокорейтинговой «Улыбки пересмешника». И в «Сыне за отца», где все начинается классическим мелодраматическим заходом про человека, который узнает о том, что его родители приемные, и отправляется на поиск настоящих, сюжет все равно заводит в криминальную среду. Примеров можно привести множество. Даже в прерванном на середине сериале «Выстрел», позиционируемом авторами как «спортивный», не обошлось без откровенной уголовщины.
Получается, что преступления и связанные с ними правоохранительные органы и прочие силовые структуры в том или ином виде присутствуют практически везде. Что это — отражение печальной реальности? Но что-то не верится, будто уровень преступности у нас таков, что ни один сценарий не может без нее обойтись.
Ну ладно, понимаю, когда речь идеи о семейных сагах, охватывающих десятилетия. Если они хоть в какой-то мере захватывают советские времена, в них непременно должна фигурировать госбезопасность. Вспомните «Дом с лилиями», к примеру. Там главный герой занимает высокие партийные посты, как же без КГБ обойтись?!
Понимаю также, почему «люди в штатском» становятся активными участниками действия в сериалах о реально существовавших или вымышленных знаменитостях прошлого. Ну, например, они не могли оставить без «опеки» главных действующих лиц в «Чудотворце». Все-таки незаурядными способностями обладали эти люди. Экстрасенсы, способные влиять на массовое сознание. А героиня «Манекенщицы»? Как оставить ее без внимания? Все-таки за границей страну представляет на мировых подиумах. То же и в «кино про кино», в «Оттепели» и «Уходящей натуре». Киношники — они ж работники идеологического фронта. Это особые случаи. Но силовики обязательно участвуют и в многосерийных ретро-историях про самых обычных, рядовых граждан и гражданок. Будем считать это присутствие такой же заштампованной приметой времени, как портреты генсеков над рабочими столами героев.
Но чем объяснить сегодняшнюю любовь сериальщиков к тюрьмам и ИТУ? Ответов сразу несколько. Во-первых, отправив главного героя на зону, можно напичкать сценарий новыми сюжетными наворотами. Еще раз перемешать карточки, так сказать. Мало ли что за время отсидки случилось! И даже титр «прошло столько-то лет» не нужен. Приговор-то судья в кадре объявил, зрители знают, сколько кому дали!
Так, вышеупомянутый Игорь из сериала «Там, где ты», выйдя на волю, обнаруживает, что все считают его погибшим, что его невеста умерла, а у него есть дочь. Зато в неволе он не только перевоспитывался физическим трудом, но и под влиянием опытного наставника осваивал азы экономики, что и позволило ему, освободившись, в короткий срок стать очень состоятельным человеком и уже самому вершить судьбы.
Практически то же самое происходит и с Ильей из сериала «Узнай меня, если сможешь». Он также несправедливо осужден на длительный срок, в заключении он находит себе покровителя. Близкие и враги считают его погибшим во время бунта, а он, выйдя на волю, берет другое имя и, неузнанный, начинает мстить. Вечный сюжет про графа Монте-Кристо, короче.
Во-вторых, тюрьма хороша и для хрупких положительных героинь, она позволяет им проявить во всей полноте свои высокие моральные качества и жизнестойкость. Ребенка уже отняли, муж предал, бизнес разорен. Что же кроме тюрьмы остается, чтобы еще помучиться на радость слезливым зрительницам?..
А еще можно предположить, что большинство продюсеров уверены: даже самой большой любви в самых слезоточивых мелодрамах не помешает чуть-чуть уголовщинки. Для остроты ощущений, так сказать. Ну и для рейтингов, естественно.