Главная Культура Афиша 00:03 06 Сентября 2024 5249
Три сестры и пожар не по-чеховски

В Пространстве «Внутри» классический сюжет приблизили к сегодняшним тревогам

Анна Чепурнова, театральный критик
Маша и Вершинин: разлука неминуема (Мария Смольникова и Максим Виторган). Фото Иры Полярной предоставлено Пространством «Внутри»

Под занавес прошлого сезона Пространство «Внутри» выдало хит — спектакль «Три сестры» ученика Дмитрия Крымова Андрея Маника. Понятно, что после летнего перерыва свежая работа — вновь в афише, только вот билетов на сентябрь уже не купить — разлетелись с невероятной скоростью. Отчасти это объясняет потрясающий состав исполнителей: Максим Виторган в роли Вершинина, Мария Смольникова — Маша, Светлана Иванова в очередь с Ольгой Лерман — Ирина. Увидеть такой ансамбль на сцене — уникальный шанс: эти успешные актеры постоянно заняты в различных кинопроектах, а кто служит в театрах — так тоже в разных. Но дело не только в этом: сама чеховская вещь на глазах обретает новую актуальность.

«Три сестры» на отечественной сцене появляются очень часто, но вот спектаклей, в которых все действие происходит в подвале дома Прозоровых, кажется, еще не было. Это место, где хранятся старые вещи — одежда, коробка с надписью «Марусины подарки», мебель. Сестры иногда сбегают сюда от окружающих, чтобы отвлечься от проблем и пообщаться с теми, кто им близок (интересно, что в полуподвальное Пространство «Внутри» многие зрители приходят за тем же самым).

Вот и в начале спектакля героини собрались в этом по-своему уютном помещении, но никакой благости начала чеховской пьесы здесь нет — женщины ссорятся, так как каждая из них по-своему несчастна: Маша с мужем, Ольга (Инна Сухорецкая) — из-за отсутствия мужа, Ирина — потому что душа жаждет любви, но ей не нравится ни один из обожателей. И, в общем, понятно почему: Соленый и Тузенбах, щеголяющий в шортах, напоминающих короткие штанишки, неуклюже объясняются ей в любви одними и теми же словами и вообще похожи на не выросших мальчиков. То же самое можно сказать и об Андрее Прозорове. Зато его будущая жена Наташа с самого начала лишена и провинциального смущения, и описанного Чеховым безвкусного розового платья с зеленым поясом: это хорошо одетая, и, в отличие от всех других персонажей, очень целеустремленная молодая особа. Ближе к концу пьесы она ничтоже сумняшеся выселит Ирину в подвал, чтобы освободить ее комнату для своего сына.

О другом ребенке, Софочке, здесь даже не упоминается, и вообще нет доброй половины второстепенных действующих лиц: ни няни, ни Чебутыкина, ни Федотика. Да и сам спектакль идет рекордные для «Трех сестер» полтора часа. Но ощущения спешки нет, и за это время на сцене удается рассказать многое.

Чтобы не сойти с ума от жизни под девизом «не действовать, а терпеть», герои находят время для веселья. Например, открывают коробку с вишневой настойкой: «У нас когда-то был вишневый сад» — простодушно объясняет Маша. В одиночку прикладываясь к бутылке, она прячется в шкафу, который Вершинин, как бы довершая привет другой знаменитой чеховской пьесе, называет «многоуважаемым». А еще в спектакле, в отличие от оригинала, обитатели дома все-таки не отказывают себе в удовольствии провести время с ряжеными (в качестве которых выступает музыкальный ансамбль), прячась с ними от Наташи в том же подвале. Андрей, радуясь, что можно наконец быть собой, исполняет западный хит в блестящем пиджаке. По тому, что именно эту вещь первой отдаст погорельцам Наташа, можно многое понять об отношениях супругов. Но самой яркой и забавной оказывается песня Кулыгина (харизматичный Сергей Мелконян) из репертуара «Иванушек International». Когда он, многозначительно глядя на Машу, выводит: «Зачем, зачем, подарил тебе колечко?!», — удержаться от смеха невозможно.

Впрочем, веселье сменяется ощущением трагедии. Потому что пожар, в чеховской пьесе обошедший дом трех сестер, здесь перекидывается на него. А до того отсюда спешно уходят мужчины-военные, и похоже, не просто в другой город, а прямо в горячую точку, которая где-то рядом. И, кажется, именно туда, а не на дуэль, вызывает Соленый Тузенбаха, произносящего чеховские слова «Ну какой из меня военный», в наше время прирастающие новыми смыслами.

От бед внешнего мира, которые все ближе, сестры прячутся в подвале, но в конце спектакля туда приходит человек в защитной одежде — эвакуировать их. И тут, как бы подводя итог, Ольга читает в своей школьной методичке фрагмент о пожарах в русской литературе: «Пожар является той точкой, после которой вряд ли возможна прежняя жизнь». Что делать дальше, сестрам предстоит решить — впрочем, только ли им одним?! Кажется, нечто подобное уже происходит вокруг нас: картина мира меняется с ужасающей быстротой. Но хорошо то, что в финале Маша, Ирина и Ольга перед лицом опасности забывают про раздражение и мелкие обиды, становясь добрее и внимательнее друг к другу. Именно это внушает надежду на то, что роковые перемены им удастся пережить.

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

В Доме-музее К.С. Станиславского открылась выставка, посвященная самому загадочному автору Художественного театра Леониду Андрееву

Дарья Ефремова
Труд
Не только творчество Леонида Андреева, но и его взаимоотношения с Художественным театром таят в себе огромную загадку. Фото предоставлено Музеем МХАТ

«Лучше совсем закрыть театр, чем ставить Сологуба и Андреева», — бросил в сердцах категоричный Константин Сергеевич в адрес бескомпромиссного Леонида Николаевича. Друг, протеже и антагонист Горького...

«Восточный музей» знаменитого русского собирателя искусства воссоздан на Никитском бульваре

Елена Широян, искусствовед
Труд
Театральная гравюра школы художников Утагава. Япония, 2-я половина XIX века. Из собрания Петра Щукина. Изображение предоставлено Музеем Востока

От Японии до Турции через Китай, Индию, Иран — таков диапазон коллекции искусства Востока, собранной московским купцом Петром Щукиным. В 1905 году вместе с сонмом иных древностей (в целом 200 тысяч предметов!)...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

Афиша 00:10 / 27 Сентября 2024 3356
Любовь земная и небесная

За ее вечными образцами «Сатирикон» обратился к «Фаусту» Гете

Анна Чепурнова
Труд
Фауст и Гретхен - Даниил Пугаёв и Екатерина Воронина. Фото с сайта театра

В этом году в мире отмечают 275-летие со дня рождения Иоганна Вольфганга фон Гете, чье влияние на литературу разных стран, в том числе России, трудно переоценить. Правда, в драматическом театре его произведения...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Афиша 00:09 / 27 Сентября 2024 3143
Кречет - блудный сокол

Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов выпустил в российский прокат «Чуму»

Дарья Ефремова
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов выпустил в российский прокат «Чуму». Изрядно поездивший по фестивалям и собравший престижные награды, девятый фильм якутского классика в Москве встретили с прохладцей....

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 1896
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?