Новости
Главная Культура Афиша 00:05 07 Марта 2025 3259
Дон Кихот, войну приносящий

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе лучших российских спектаклей за прошлый год по версии Ассоциации театральных критиков. А сейчас он поставил «Дон Кихота», который тоже ассоциируется с утопией.

Привыкших считать главного героя знаменитого романа этаким чудаком и идеалистом ждет потрясение: здесь он предстает опасным безумцем, а само действие напоминает кровавый карнавал. Похоже, написавший пьесу режиссер таким образом отреагировал на знаменитые лекции о «Дон Кихоте» Владимира Набокова, назвавшего роман энциклопедией жестокости. Цитата этого писателя высвечивается еще до начала действия на занавесе, чтобы у зрителей не осталось заблуждений по поводу того, что им предстоит увидеть. Потасовок в спектакле действительно через край.

Впрочем, все это немного похоже на фильмы Тарантино с его черным юмором. Действие в спектакле перенесено в современность и начинается в испанской прачечной с того, что Дон Кихота, вооруженного пистолетом и саблей, дрожащей рукой бреет напуганный цирюльник. А по стенам в страхе жмутся люди, уже пострадавшие от взрывного и деспотичного нрава человека, чье решение стать рыцарем никто не понимает, — у одних на лице кровь, у других заклеены рты.

Главного героя играет харизматичный Тимофей Трибунцев, и сначала его персонаж напоминает клоуна. Он пока лишь пребывает в мечтах о своем славном поприще. Решимости прибавляется, когда в прачечную попадает здоровенный детина — разносчик пиццы Санчо Панса, соглашающийся служить Дон Кихоту. Они отправляются на поиски приключений, причем за Росинанта здесь мопед, за осла Санчо Пансы — велосипед, а за ветряную мельницу — потолочный вентилятор. Дальше рыцаря и оруженосца ждут поединки с двумя характерными мужиками с цепями на шеях и замашками бандитов, с охранником посетительницы прачечной Альтисидоры, которую тот, как кажется Дон Кихоту, удерживает в плену...

Приметы нашего времени пробиваются отовсюду, будто сорная трава. Здесь и игра со словами («Мадрид не сразу строился», «Дульсинея Тамбовская»), и аббревиатуры («рыцарь печального образа — просто РПО»), и переход на псевдоиспанский: Только во втором акте находится место романтике, когда Дон Кихот встречает на своем пути четверых попавших в беду влюбленных. Но и их режиссер представляет в слегка карикатурном виде, а любовные истории напоминают мексиканские сериалы.

Ближе к финалу РПО, он же рыцарь печального образа, отсечет голову у громадного дракона — похожего на ту куклу, которую москвичам довелось увидеть в центре города на праздновании китайского Нового года. Вот только после этой победы на сцене останутся неподвижно лежать множество людей и муляжи оторванных конечностей. Видимо, безумец, желающий славы и ратных подвигов, втянул и других в свою войну. А еще в постановке нашлось место объяснению Дон Кихота: никто не осуждал странствующих рыцарей, если тем по пути приходилось кого-то убить.

Сам же рыцарь спокойно возвращается домой, где раскаивается во всем произошедшем и ближе к финалу танцует со своей Дульсинеей — дородной женщиной, пришедшей в прачечную с огромной авоськой. Помешательство на романах закончилось для Дон Кихота вполне благополучно, чего нельзя сказать об окружающих его людях.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?