Главная Культура 14:44 07 Мая 2019 1605
«Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»

На ярославском фестивале Юрия Башмета состоялась премьера музыкальной версии блоковской поэмы «Двенадцать»

Сергей Бирюков, Ярославль – Москва
Надеж Роша и Юрий Башмет на сцене Ярославской филармонии. А с Надеж - ее удивительная расписная виолончель «Экс-Ватикан Страдивари». Фото автора

В городе на Волге с 1 по 9 мая проходит XI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Это один из крупнейших артистических смотров России, привлекающий лучших музыкантов планеты. Корреспонденту «Труда» удалось посетить лишь два дня праздника, но и они вместили достаточно, от экзотических трактовок классических шедевров до мировой премьеры крупного сочинения, специально написанного к фестивалю.

Ярославский фестиваль – это десятки концертов в самом областном центре и еще семи городах – Рыбинске, Гавриловом Яме, Тутаеве, Мышкине, Данилове… Среди площадок – и такая знаменитая, как Театр имени Волкова («Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского в исполнении Константина Хабенского, Ольги Литвиновой и других артистов). Но все же основная масса событий традиционно проходит в зале филармонии имени Собинова. Не стали исключением и те два концертных вечера, о которых хочу рассказать.

Один из них можно отнести к той самой музыкальной экзотике. Имею в виду программу квинтета из испанского города Памплоны Spanish Brass, который со своими медными духовыми инструментами отважился на исполнение самых серьезных партитур. Например – такой пьесы нешуточной сложности, как увертюра к опере «Сила судьбы» Верди. Да, начинается она и в оригинальной версии с унисона оркестровой меди. Но дальше – проникновеннейшая мелодия флейт, гобоев и кларнетов. Которую, оказывается, прекрасно может сыграть труба. Или струнные «вихри», с которыми не менее успешно справляются валторна и тромбон.

Пятеро участников ансамбля Spanish Brass способны сыграть симфоническую партитуру любой сложности

А какую резвость демонстрирует самый, казалось, неповоротливый инструмент в мире – туба, например, в следующем номере программы – переложении фортепианной пьесы Исаака Альбениса «Астурия», дважды принимая на себя стремительную главную тему!

Особенно подкупило, что испанцы отыскали в море духовой музыки ПЕРВЫЙ в мире опус для брасс-квинтета, и им оказалось сочинение русского композитора Виктора Эвальда – участника так называемого Беляевского кружка, творчески-дружеского объединения вокруг мецената и издателя Митрофана Беляева, куда входили Римский-Корсаков, Глазунов, Черепнин и другие известные музыканты начала ХХ века. А еще Виктор Владимирович был видным ученым-инженером, основателем науки о строительном материаловедении. Каково? Уже за одно это напоминание о достойнейшем соотечественнике можно простить гостям небольшой процент смазанных нот – зато как зажигательно было второе отделение, в том числе эксцентричный «Королевский марш» из «Истории солдата» Стравинского и обработки популярных джазовых тем!

Но все же главные впечатления доставил самый первый вечер фестиваля. В нем и экзотики хватило, и изумительных образцов виртуозности, и «безумства храбрых» авторов, которому, правда, не всегда хотелось «петь песню».

К области экзотики, она же феноменальная виртуозность, я бы отнес исполнение одним из лучших трубачей мира Сергеем Накаряковым и оркестром Башмета «Новая Россия» Вариаций на тему рококо Чайковского. Произведение это, как известно, написано для виолончели и, сочетая высшую сложность с изяществом и красотой, входит в обязательную программу большинства виолончельных конкурсов мира. Но духовику в нем приходится преодолевать неизмеримо больше трудностей, чем струннику, ведь духовую технику Петр Ильич, понятно, никак не учитывал. Сумасшедшие скачкИ, лихие арпеджио – как их сыграть, допустим, на флюгельгорне (родственнике трубы), где все главное дается не столько беглостью пальцев, сколько нано-чуткостью губ? Оказывается – можно, если ты – Накаряков. А каким прекрасным, матовым, ласкающим слух звуком пел его инструмент в лирических третьей и седьмой вариациях! Ну а такой легкости полета пассажей, как в последней, восьмой вариации, и не всякий виолончелист достигнет. Я даже не успевал заметить, где Сергей берет дыхание – словно оно у него бесконечное.

Впрочем, и любителям прекрасного виолончельного звука нашлось чем порадовать слух. Говорю о знакомстве с молодой, притом уже востребованной на главных концертных площадках планеты исполнительницей Надеж Роша из Швейцарии, сыгравшей чудесный, романтически-проникновенный Первый концерт Сен-Санса . Секрет успеха гостьи – еще и в особом, если можно так сказать, взаимопонимании с инструментом. А инструмент у нее поистине удивительный: это виолончель «Экс-Ватикан Страдивари», как следует из имени, некогда бывшая в папской коллекции и прошедшая через руки Антонио Страдивари, но не он ее единственный изготовитель. Сперва это была виола да гамба, и сделал ее около 1630 году учитель Страдивари Никколо Амати, лишь потом, в 1703 году его великий ученик переделал старый инструмент с нежным голосом в гораздо более звучный, соответствующий требованиям новой музыкальной эпохи. И совсем уж редкая особенность – в XIX веке французский мастер Жорж Шано украсил эту виолончель росписью, изображающей ангелочков, музицирующих на арфе и бубне.

Было в концерте и еще одно классическое произведение, но до того расскажу о блоке современных сочинений, которые в стартовой программе фестиваля заняли едва ли не час времени. Оба, кстати, написаны по заказу фестивалей Башмета, только первое из них, «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского, предназначалось не для ярославского, а для сочинского смотра, где в 2018 году прошла его премьера. Александр Владимирович мудро избежал конкуренции с великим предшественником Александром Бородиным, создавшим на тот же сюжет оперу «Князь Игорь» – у него получилось нечто вроде мелодекламации с музыкальными картинами, где наряду с симфоническим оркестром задействованы инструменты народного коллектива (оркестра «Россия» имени Людмилы Зыкиной), а словесному тексту (актер Михаил Ефремов) придан контрапункт в виде солирующего альта Юрия Башмета. Решение естественное, хотя, показалось, не свободное от внешней иллюстративности.

По совсем рискованному пути пошел ученик Александра Чайковского Алексей Сюмак – он представил кантату «Двенадцать» на стихи Блока, мировая премьера которой и состоялась сейчас в Ярославле. Конечно, история музыки знает и другие примеры рискованных замыслов – тот же «Евгений Онегин» Чайковского, но даже величайший русский музыкальный гений отважился взять только одну, лирическую линию пушкинского романа. Сюмак взял поэму Блока, как она есть. Однако риск не только в этом. Шесть десятилетии назад к «Двенадцати» уже обращался достаточно авторитетный композитор, ленинградец Вадим Салманов, но его оратория, будучи серьезной академической работой, все же не закрепилась в репертуаре. У блоковских стихов есть одно прекрасное, но крайне опасное для композитора свойство: они богаты своей внутренней музыкальной полифонией – тут и отголоски частушек, и разбойничья протяжная, и жестокий романс, а главное – марш в огромном спектре разновидностей. Пойти за этими жанровыми «подсказками» – почти наверняка скатиться в иллюстративность, а противопоставить им свою интонацию – значит с той же вероятностью разрушить поэтическое здание…

Сюмак избирает второй путь. И вот уже чеканное начало «Черный вечер./ Белый снег./ Ветер, ветер!» оборачивается суматошным метанием коротких мотивов. Рубленый текст «Гуляет ветер, порхает снег./ Идут двенадцать человек» тонет в аморфной сонористике. Железный приговор «Мертва, мертва»! превращается чуть ли не в стенания Германа над трупом Графини... Впрочем, часто композитор и не скрывает того, что лучше Блока музыки не придумаешь, и тогда его оркестр просто застывает на одной ноте, а певцы (Екатерина Щербаченко и Ярослав Абаимов) переходят на обыкновенную декламацию. И ты по крайней мере не испытываешь шока от ритмической ломки блоковского текста.

Но все же достойное музыкальное решение задачи возможно. В самом последнем разделе композитор нащупывает способы и распеть стихотворные строки, и сохранить нерв шага, и погрузить его в звуковую атмосферу вьюги. Если б все сочинение удалось выдержать на таком уровне…

Закончили же программу, на первый взгляд, неожиданно – Фортепианным концертом Грига, с другой стороны – для публики это был желанный отдых ушам, вроде десерта после тяжелого основного блюда, ну и корейский пианист Ким Сун Вук не подкачал. Энергичная овация в двенадцатом часу ночи стала тому убедительным подтверждением.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3334
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3233
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3098
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?