Главная Экономика 00:09 07 Июня 2019 1100
Немая сцена на взлетной полосе

По следам сгоревшего суперджета

Анатолий Журин
Доклад представителя МАК слушали члены правительственной комиссии во главе с министром транспорта Евгением Дитрихом. Фото: globallookpress.com

Межгосударственный авиационный комитет представил правительственной комиссии доклад о майском крушении самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Шереметьево. После чего общественности сообщили, что отчет будет опубликован «после окончательной корректорской выверки». Осталось выяснить, кого из знатоков великого и могучего в авиационном ведомстве назначили старшим корректором... А вообще-то происходящее напоминает финальную сцену из гоголевского «Ревизора»: персонажи узнали страшную правду и потеряли дар речи.

Доклад представителя МАК слушали члены правительственной комиссии во главе с министром транспорта Евгением Дитрихом, руководителями надзорных органов, представителями ОАК и авиаперевозчика. Вряд ли эти люди узнали для себя что-то новое, поскольку им давно известны проблемы нашей гражданской авиации. Просто никто не хочет выносить сор из избы. После «корректорской выверки» общественность традиционно информируют о состоянии воздушного судна, действиях экипажа, диспетчеров и аварийно-спасательных служб. Находят и примерно наказывают стрелочников. После чего на свет появляется очередной перечень предписаний по ужесточению требований к безопасности полетов.

Но вопрос в том, кто и как выполняет рекомендации МАК по итогам расследования катастроф? Автор видел составленные как под копирку ответы из Минтранса с обтекаемыми формулировками: «предложения представляют интерес, но требуется дополнительная проработка». Когда и какая именно — покрыто многолетним туманом.

После майской катастрофы были сообщения о том, что пассажиры отказывались лететь суперджетами. Разобраться с техническими проблемами самолета потребовал совладелец группы S7 Владислав Филев. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят более 20 авиакомпаний и авиапредприятий, призвала Минтранс проверить системы самого самолета на соответствие сертификационным требованиям. Как заметил наш эксперт, «у специалистов появились новые вопросы при отсутствии ответов на старые».

Между тем последние события свидетельствуют о том, что вопрос безопасности полетов не следует сводить к проблемам конкретного самолета. Вот далеко не полный перечень недавних воздушных происшествий. 4 июня боинг авиакомпании «ЮТэйр» вылетел в Берлин, но вынужден был развернуться и запросить экстренную посадку из-за разгерметизации. А 3 июня боинг той же компании, выполнявший рейс Уфа — Сургут, прервал взлет: сработала индикация неисправности механизации крыла. А 30 мая эрбас «Аэрофлота» вылетел в Грозный, но вернулся из-за срабатывания датчика пожаротушения. 22 мая боинг компании «ЮТэйр» совершил вынужденную посадку в аэропорту Сыктывкара — отказ генератора. А 11 мая боинг компании Azur air, вылетевший из Нячанга в Новокузнецк, запросил экстренную посадку из-за срабатывания индикатора масляного фильтра...

Во всех случаях экипажи действовали грамотно и по инструкции, перед посадкой избавлялись от топлива. Но эксперты обращают внимание на то, что в основном это мелкие технические неполадки, которые в других обстоятельствах не помешали бы продолжить полет.

Нельзя сказать, что в Росавиации не видят происходящего. Еще в марте ведомство сообщало, что за прошлый год количество происшествий в коммерческой авиации увеличилось на 27%. Случилось 19 авиапроисшествий, в том числе девять катастроф с гибелью 104 человек. Инциденты становились следствием потери контроля над управлением в полете, выкатывания самолета за пределы полосы при посадке, столкновения с землей или препятствиями. По этому поводу Росавиация разработала свыше 250 рекомендаций, но...

На днях генпрокурор Юрий Чайка заявил депутатам Госдумы, что у нас «до настоящего времени не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов и лицо, ответственное за реализацию программы, которая не актуализировалась с 2008 года». А в Минтрансе не разработаны нормативы сертификации авиатехники, ее производителей и подготовки персонала, не утверждены правила наземного и технического обслуживания самолетов, требования к их летной годности и стандарты профессиональных программ подготовки авиаспециалистов.

А наши эксперты добавляют к этому, что при попустительстве авиационных властей перевозчики вместо заботы о безопасности используют методы сокрытия форс-мажорных обстоятельств. И что болезнь приняла хронический характер. Метания в рамках «самолет — человеческий фактор» ни к чему не приведут, пока в отрасли не выстроена государственная техническая политика. И пока вопросами безопасности полетов в отрасли не займутся настоящие профессионалы, а не назначенцы из «эффективных менеджеров».

P.S. Так что же делать нам, пассажирам, — бояться или летать? В советские времена министр гражданской авиации Борис Бугаев призывал заменить слова «безопасность полетов» на «качество полетов», чтобы не нагонять страха на пассажира. Такая вот корректура... Остается только утешаться мыслью, что авиаперевозки были и остаются самым безопасными видом транспорта. На российских дорогах каждый год гибнут 30-35 тысяч человек, еще столько столько же становятся инвалидами. Но никому в голову не приходит отказаться от авто.

Ну а для того, чтобы спокойно садиться в кресло пассажира и лететь в свое удовольствие, нам не помешает узнать, какие меры будут приняты после выступления генпрокурора и обнародования доклада МАК. Скоро пора отпусков, так что будем надеяться, что ждать осталось недолго.

Кстати

Авиационный психолог Надежда Якимович говорит, что человеческий фактор остается главной причиной ЧП в воздухе и на земле. Они связаны с психическими нагрузками, стрессами, переутомлением и депрессией. После громкой катастрофы 24 марта 2015 года, когда немецкий пилот Андреас Лубиц закрылся в кабине и направил лайнер в склон горы, авиационные власти ЕС взяли на вооружение опыт допинг-офицеров ВАДА. Сегодня в авиакомпаниях Евросоюза действует система выборочных проверок психического состояния пилотов до и после полета.

И вновь (в который уже раз) вдруг развернулось обсуждение темы про богатство и богатых

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

Кто эти люди и почему в России их, мягко говоря, не очень любят, по старинке утверждая, что трудом праведным не наживешь палат каменных? Толчком к спорам на старую тему послужили два любопытных социологических...

В России наметился бум частного инвестирования

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Bulkin Sergey,globallookpress.com

В январе был побит очередной рекорд: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 30 млн человек. Этак скоро каждый пятый взрослый россиянин вслед за канувшим в историю Леней Голубковым...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 2921
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Труд
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю,...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 2836
Лифт застрял!

Вслед за массовыми отключениями тепла в многоэтажках к россиянам подкралась новая напасть: они могут остаться без лифтов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
К 2025 году завершится срок эксплуатации каждого пятого лифта в стране. А заменить их не получится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

2024-й пора объявлять годом ЖКХ: ни дня без новостей от коммунальщиков! То в разгар морозов жители многоэтажек во многих регионах остались без отопления из-за аварий на сетях, то дворники по всей стране...

Экономика 00:07 / 09 Февраля 2024 2819
Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Алекс Зверев
Труд
Годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 миллиона штук. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем,...

За утечки личных данных клиентов хотят карать руководителей финансовых организаций

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По мнению Роскомнадзора, участившиеся взломы баз данных — часть гибридной войны Запада с Россией. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Банк России готовит законопроект, вводящий персональную ответственность высших руководителей финансовых организаций — банков, страховых компаний, МФО — за утечки личных данных клиентов. Документ также предполагает...

Экономика 20:01 / 27 Января 2024 2339
Снова буржуйки?

А как прикажете выживать в многоэтажке при минус 30 с отключенными «удобствами»? разве что запить

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Ролики в Сети рассказывают о том, как правильно буржуйку установить в квартире и вывести трубу в окно. Хотя все эти хитрости не вполне законны

Коммунальный коллапс, разразившийся с приходом январских морозов во многих регионах России, никуда не исчез. Тысячи людей остались в своих квартирах без отопления, а многие еще и без электричества. Сейчас в Сети...

Экономика 19:01 / 10 Февраля 2024 2268
Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Максим Башкеев
Труд
Фото: Peter Zimmermann/dpa-Zentralbild, globallookpress.com

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки. Напомним:...

Экономика 00:01 / 26 Января 2024 2103
Губит людей не пиво

Трезвый взгляд на «рынок под градусом»

Александр Киденис
Труд
Ввоз в Россию пива из недружественных стран в опасности. Фото: Imago/Rüdiger Wölk, globallookpress.com

В Госдуме созрел очередной патриотический законопроект: о запрете ввоза в Россию пива из «недружественных» стран. Депутат от ЛДПР Алексей Диденко, заместитель руководителя фракции, уже обратился к премьер-министру...

Специалисты рассказали, как сделать работу российских складов более безопасной

Эксперты отмечают, таких происшествий станет меньше, когда на больших складах появятся подготовленные профессионалы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

25 января в московском информационном агентстве «Аврора» прошел круглый стол независимого профсоюза «Новый Труд» (НПНТ), посвященный вопросам предотвращения аварийных ситуаций в платформенной экономике, в частности –...

Советник украинского президента по экономическим вопросам Олег Устенко заявил, что она составляет один триллион долларов

Фото: Bernhard Claßen/imagebroker.com, globallookpress.com

Правящий на Украине политический режим хочет получить с России «компенсацию» за ущерб в размере одного триллиона долларов. Как передает ТАСС, об этом заявил советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко. В эфире...

Экономист Сироткин считает, что банковские вклады не приносят дохода своим владельцам, так как реальная инфляция «съедает» всю прибыль

Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Pressgloballookpress.com

Вклады в банках не покрывают реальную инфляцию в России, поэтому заработать на них довольно сложно. Такого мнения придерживается старший преподаватель кафедры банковского дела Университета «Синергия» Андрей Сироткин. По его словам,...

Ограничение будет носить временный характер и применяться только в момент «наибольшей опасности» 

Фото: Виктор Гусейнов, globallookpress.com

Минтранс России подготовил новые правила безопасности в аэропортах, согласно которым провожающим и встречающим будет запрещено проходить в здания воздушных гаваней. Об этом в пятницу, 17 февраля сообщает РБК. «При этом вопросы сопровождения...

Компания «Русский Уголь» намерена в судебном порядке взыскивать убытки, понесенные из-за неисполнения контракта 

Фото: https://ruscoal.ru

Угольную отрасль захлестнула волна разбирательств между добытчиками угля и инфраструктурными компаниями, участвующими в логистических цепочках. В минувший понедельник, 5 февраля, было опубликовано заявление компании «Русский Уголь»,...

В России появились сразу два новых ГОСТа. Зачем они нужны и что они могут изменить в нашей жизни?

Максим Башкеев
Труд
Российские сервисы доставки держатся на крепких плечах и мускулистых ногах людей, развозящих по домам покупки миллионов граждан. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В России появились сразу два новых ГОСТа: на доставку товаров и продуктов питания из магазинов и готовых блюд из кафе и ресторанов. По замыслу авторов, эти документы должны улучшить качество услуг на этом...

Период высоких цен на газ на европейской бирже продолжался в 2021–2022 годах

Фото: Alexander Legky, globallookpress.com

Биржевые цены на газ в Европе снизились на 4% в пятницу днем, 23 февраля. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные лондонской биржи ICE, они опустились ниже 250 долларов за тысячу кубометров впервые с середины 2021 года. Мартовские (ближайшие)...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?