Новости
Главная Культура 00:01 08 Апреля 2022 12219
Александр Галибин: Без американской киножвачки можно легко обойтись

Искусство для детей должно нести витамины добра и радости, считает известный актер и режиссер

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Пять фильмов для маленьких зрителей вывели Александра Галибина в первые ряды мастеров детского кино. Фото из личного архива артиста

На экраны страны вышла комедия «Моя ужасная сестра» в постановке народного артиста России Александра Галибина. Это уже четвертый детский фильм, который известный актер снял в качестве кинорежиссера. А на подходе его новая картина — «Приключения маленького Бахи», поставленная им в Дагестане. Пять фильмов для маленьких зрителей, снятых в течение последних семи лет, вывели Александра Галибина в первые ряды мастеров детского кино. Чем не повод для разговора?

— Александр, вы снимались во «взрослых» фильмах, ставили в театре «взрослые» спектакли, играли «взрослые» роли. Как и почему случился ваш поворот к детскому кино?

— Уверен, в жизни ничего случайного не бывает. Мне давно хотелось снять фильм о поколении моих родителей. О папе с мамой, которые детьми пережили в Ленинграде суровую блокадную зиму 1942 года. Мать вместе с родителями уехала в эвакуацию, оказалась в Сибири. У отца родители погибли, он оказался с младшим братиком на руках. Когда по Ладоге их переправляли на Большую землю, баржу разбомбили фашисты. Брат погиб, мой отец чудом выжил. Потом был детдом, ремесленное училище, счастливая встреча со своей женой — моей мамой, которая сегодня, в свои 93 года, радует меня неиссякаемым теплом и оптимизмом.

Маленький Саша с родителями

Я долго искал материал для фильма, в котором мог бы признаться в любви к этому многострадальному и прекрасному поколению. И в 2005 году мне попал в руки сценарий фильма о двух братьях, оказавшихся с мамой в эвакуации в среднеазиатском городке. Сюжет не был напрямую связан с судьбой моих родителей, но в нем были дорогие для меня переклички с нашей семейной историей, и я влюбился в этот сценарий. Но из-за дефолта 2008 года и моей занятости в театре мне понадобилось около десяти лет, чтобы в итоге реализовать его. Так в 2015 году появился на свет мой дебютный фильм «Золотая рыбка».

— Но вы на этом решили не останавливаться...

— При том, что фильм получился таким, каким я его задумывал, и у него сложилась прекрасная фестивальная судьба, у меня возникло ощущение какой-то недосказанности, что ли. И я снял фильм «Сестренка» об украинской девочке, оказавшейся в эвакуации в Башкирии. По сути, это вторая часть моей кинодилогии о детях войны. В основу фильма легла повесть башкирского классика Мустая Карима. Мы сняли фильм в самой Башкирии, на национальном языке, он имел и фестивальный, и неожиданный для меня большой зрительский успех.

А дальше все пошло-поехало само собой. Мне понравилось снимать кино для детей, про детей, с детьми-актерами. Они же не играют, а тем более, не наигрывают в кадре, они такие, какие есть — эмоциональные, искренние, чистые, надо просто довериться их чувству правды, прислушиваться к ним и к своей интуиции. И я снял в Санкт-Петербурге и Ленинградской области подряд две семейные истории, но уже на современном материале. Это фильмы «Маруся фореvа!» и «Моя ужасная сестра». Помимо прочего, мне хотелось передать в этих фильмах свою влюбленность в Питер и Выборг — города моего детства. Не случайно они показаны на экране не серыми каменными мешками, а пронизаны солнцем, свежим морским ветром, синевой каналов и рек, сиянием золотых шпилей и куполов.

На съемках фильма «Моя ужасная сестра»

— Если ваши военные картины вызывали у зрителей слезы, то после просмотра этих двух комедий, я знаю, многие не могут сдержать на лице счастливую улыбку...

— Детское кино, даже самое драматичное по жизненному материалу, должно на выходе быть светлым, жизнеутверждающим. Ребенок в силу своей природы нуждается в «витаминах» добра и радости. Вот почему после военных картин я решил попробовать себя в современных лирико-комедийных, отчасти сказочных историях, адресованных широкой аудитории, но при этом не развлекательно-пустых, а нагруженных серьезными смыслами.

Добрым, светлым будет и мир фильма «Приключения маленького Бахи», который я снял в Дагестане в ауле Чох. Это одно из самых древних поселений на Северном Кавказе, его история насчитывает более 700 лет. Когда-то через Чох проходил Великий шелковый путь, в селе сохранились останки старой крепости. Эти древние стены оказались прекрасной декорацией для нашего кино, в котором я занял исключительно местных актеров.

На съемках фильма «Приключения маленького Бахи»

— Действие «Золотой рыбки» происходило в Киргизии. Действие «Сестренки» — в Башкирии. Теперь нас ждет знакомство с Дагестаном. Освоение новых территорий — это часть вашей творческой стратегии?

— Безусловно. Мы ведь живем в большой многонациональной стране. При этом зачастую мало знаем о том, что происходит за пределами Москвы и Питера. Калмыкия, Чукотка, Татарстан, Дагестан, Дальний Восток, Кубань и Ставрополье, низовья Волги, русский Север — на карте страны много мест, практически не освоенных наших кинематографом. В российском прокате нет фильмов из Казахстана, Узбекистана, Армении и других пост-советских стран. В меру своих сил я стараюсь обогащать экран лицами, пейзажами, костюмами, обычаями, традициями народов, которые населяют нашу страну. Это интересно и мне самому, и, надеюсь, моим зрителям.

— Как вы относитесь к тому, что с нашего кинорынка ушли крупнейшие американские киностудии, в том числе, производящие детское кино?

— То, что наш кинопрокат терпит сегодня большие убытки, это видно даже невооруженным глазом. Но ситуацию, в которой долгие годы существовало наше детское кино, вытесненное Голливудом на задворки экрана, больше терпеть нельзя. У нас есть свои традиции детского и юношеского кино — фильмы Роу, Птушко, Ролана Быкова, Ильи Фрэза, Леонида Нечаева, Владимира Грамматикова, Динары Асановой, Сергея Соловьева...

Есть и современные хорошо прошедшие по экрану детские картины — такие, как трилогия «Последний богатырь», или недавний фильм «Пальма», или прекрасные мультфильмы, основанные на русских сказках. Но основной массив нашего детского кино задавлен всеми этими бесконечными «Гарри Поттерами», «Хрониками Нарнии» и прочими голливудскими франшизами, что, считаю, в таких больших количествах вредит восприятию ребенка. Теперь, надеюсь, для российских детских картин будет отведено подобающее им место на экране.

Да и в целом не надо драматизировать ситуацию в нашей киноиндустрии из-за ухода «большого Голливуда». В мире полно стран, где американский кинематограф совсем не представлен или представлен весьма скромно. В том же Китае, например. Там смотрят в основном национальное кино. В свою очередь, китайские, иранские, южнокорейские, индийские картины, фильмы из ближнего зарубежья смогут со временем сделать нашу киноафишу более разнообразной, многоцветной.

— Не думаю, что индийский Болливуд сможет полноценно заменить Голливуд. Американское детское кино доминирует в мире благодаря огромным бюджетам. Голливуд производит фильмы-зрелища, фильмы-аттракционы. Бюджеты наших детских картин намного скромнее, сюжеты локальнее, в этом, как мне кажется, одна из причин того, что они теряются в прокате, не доходят до современного зрителя...

— Не согласен с такой постановкой вопроса. Я все время это слышу: детям нужно зрелище, им хочется, чтобы менялись картинки, мелькали кадры, чтобы на экране было много компьютерной графики. Но вот недавно я побывал со своим семилетним сыном Васей на «Снежном шоу» Славы Полунина. Да, поначалу дети не могли настроиться на нужную волну, им казалось, что на сцене и в зале ничего не происходит. Они не привыкли к тому, что искусство требует тишины, сосредоточенности, умения задуматься, включить воображение. Но уже через 15 минут произошло их погружение в поэтичный и тонкий мир спектакля.

С юным Васей первый раз — в первый класс

То же самое и в кино. Мы подсадили детей на американскую киножвачку, не скрою, зачастую хорошо сделанную и дорого упакованную. Но вспомните, к примеру, фильмы Ролана Быкова — неутомимого энтузиаста детского кино, с которым я имел счастье общаться. В них не было бесконечного мелькания картинок, сумасшедшего экшена, а была сюжетная увлекательность и забота о душе ребенка, о его нравственном развитии, духовном становлении. Вот эту быковскую ноту, основанную на уважении к душе и личности ребенка, нам надо вернуть в кино. Я, во всяком случае, стараюсь работать в этом направлении.

— Как вы для себя определили: вы снимаете детское или семейное кино?

— Не вижу принципиальной разницы. Мои фильмы смотрят и дети сами по себе, и родители сами по себе, и его смотрят семьями. Вообще-то лучшее, что с нами может происходить, — это когда мы вместе с детьми читаем книги, смотрим и обсуждаем спектакли и фильмы, катаемся с ними на лыжах или гуляем в парке. При всей своей занятости стараюсь помнить, что у меня есть мама, семья, дети, которые становятся первыми зрителями моих фильмов.

— Последний вопрос. Вы практически не вылезаете из киноэкспедиций. Как вас терпят в театре «Школа современной пьесы», где, как я понимаю, вы не так уж часто появляетесь?

— Ну почему же... Театр для меня всегда на первом месте, я так воспитан моим педагогом — народным артистом СССР Рубеном Агамирзяном, который в свое время дал мне путевку в актерскую профессию. Худрук нашего театра Иосиф Леонидович Райхельгауз не только меня терпит, но и уважительно относится к моим кино-отлучкам и многое мне разрешает. Я отвечаю ему абсолютной взаимностью и благодарностью. Играю в театре три больших аншлаговых спектакля — «Город», «На трубе» и «Лондонский треугольник». Сейчас репетируем новую пьесу «Ангелы вышли покурить», надеюсь, премьера спектакля состоится в мае.

Актер должен до седых волос оставаться в душе ребенком, считает Александр Галибин

Еще я продолжаю сниматься в кино, пусть и не так интенсивно, как в былые годы, преподаю в ГИТИСе, играю Каренина в спектакле «Анна Каренина», который я поставил на сцене питерского театра «Балтийский дом». Заглавную роль в нем исполняет моя жена Ирина Савицкова, недавно мы дали три представления этого спектакля в Казани. Есть у меня замыслы новых постановок в театре и кино. Я всегда был жаден до работы, загружен и сегодня с утра до ночи. И, знаете, мне нравится такая жизнь.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8546
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5674
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4306
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 4069
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?