8 августа в Выборге открывается кинофестиваль «Окно в Европу». В его программе много фильмов молодых режиссеров. Закроется фестиваль 14 августа вручением наград и показом фильма «Дочь капитана». Сняла картину Лариса Садилова, участник и лауреат международных фестивалей в Мангейме, Котбусе, Роттердаме, Баку, Варшаве, Алма-Ате, Братиславе, Каннах, Москве. Накануне премьеры фильма наш кинообозреватель поговорил с режиссером.
.jpg)
Съемки фильма стартовали в Брянской области — родных местах Ларисы Садиловой. Эта и другие фотографии предоставлены съемочной группой
— Лариса, почему свой новый, девятый по счету полнометражный фильм, вы решили первым делом показать в Выборге?
— Ну, зарубежные фестивали для нас сейчас закрыты. А в России «Окно в Европу», наверное, главный из ныне существующих киносмотров. Я не раз там была, побеждала с фильмом «Она», несколько лет назад возглавляла жюри. Можно сказать, что для меня это родной фестиваль. Так сложилось в нашей киноиндустрии, что конкурсы сегодня состоят в основном из дебютных работ, мне соревноваться с молодыми режиссерами, а им со мной, было бы не совсем корректно. Поэтому я довольна, что «Дочь капитана» будет показана вне конкурса и станет фильмом закрытия фестиваля.
А практически следом, 30 августа, состоится премьера фильма в Брянске. Это мой родной город, на Брянщине я сняла большинство своих картин, в том числе, и начальные сцены «Дочери капитана». Надеюсь, в первых числах сентября пройдет премьера фильма и в крымском поселке Рыбачье недалеко от Алушты, где проходили съемки второй половины нашего фильма. Ну, а дальше состоится всероссийский прокат в сети кинотеатров Фонда кино. Это семейный фильм, надеюсь, его посмотрят школьники вместе со своими родителями, дедушками и бабушками.
— До сих пор вы снимали сугубо «взрослое» кино. Как возник замысел фильма с восьмилетней девочкой в центре повествования?
— Хочу напомнить, что у меня был фильм «Требуется няня», где одной из героинь была шестилетняя девочка. Но все-таки там она была одна. А в "Дочери капитана«в сценах в пионерлагере снимались одновременно 20 детей, не считая большого количества взрослых персонажей. Это совсем другое по масштабу кино. А идея «Дочери капитана» возникла в 2019 году, когда я была в Каннах с фильмом «Однажды в Трубчевске». Один из тамошних журналистов спросил, почему мы в России не снимаем кино про 70-е годы прошлого века. Мол, про этот период советской истории мало что известно.
Это вопрос отложился у меня в памяти. Дело в том, что как раз в начале 70-х, будучи маленьким ребенком, я тяжело заболела. Врачи говорили, что неизвестно, буду ли я ходить. И посоветовали моей маме надолго отвезти меня на море. И тогда моя бабушка, не имея за душой лишнего червонца, взяла меня в охапку и отправилась в Крым. Там она устроилась посудомойкой в пансионате, что обеспечило нам питание и проживание. И так повторялось на протяжении ряда лет — до самого моего выпускного класса. То бабушка, то мама, то тетя вывозили меня на три месяца на море. С тех пор я, как видите, хожу, бегаю, прыгаю, снимаю кино.
Эти воспоминания жили во мне, у меня накопилось много набросков, заметок про Крым, да и вообще про жизнь той поры. И когда Министерство культуры объявило конкурс на 100-процентное финансирование детского кино, мы с моим сыном Владимиром Сидоровым, которого, как и меня, воспитывала моя бабушка (для него прабабушка), на основе моей личной истории сели сочинять сценарий. Писали его около года. А потом, получив финансирование, вместе стали снимать в качестве сорежиссеров. В одиночку я бы такой фильм не потянула. Тем более, что по ходу съемок сценарий пришлось переписывать, приспосабливая его к снимаемым объектам, актерам, изменчивой погоде.
Денег нам выделили мало, сроки оказались сжатыми, так что решили снимать двумя камерами. Соответственно, у нас были два оператора: Анатолий Петрига и его сын Сергей, они слажено работали вместе, как и мы c Володей. Сопродюсером и звукорежиссером был мой муж Рустам Ахадов. Получается, что семейное кино мы сняли методом «семейного подряда». В итоге получился мой самый «быстрый» фильм — уложились в 22 съемочных дня. 11 дней снимали сцены в пионерском лагере на Брянщине, и 11 дней ушло на съемки в Крыму.
— Где искали актеров?
— Там же, где и начали снимать фильм, — в Брянской области. Это было наше принципиальное решение. Пробы были долгими, в итоге отобрали 20 талантливых деток. В городе Трубчевске, где я сняла три фильма, нашли поразительно органичную и артистичную Леру Сергеенкову, она сыграла главную героиню фильма восьмилетнюю Любочку. Всю эту группу ребят мы поселили в детский лагерь «Огонек», в котором и я когда-то отдыхала. Правда, пришлось его отремонтировать и «загримировать» под 1972 год. Дети жили по распорядку обычного лагеря: у них был завтрак, обед, ужин, тихий час, а все остальное время они снимались в кино. И делали это с максимальной самоотдачей. За время съемок дети стали настоящими артистами.
.jpg)
За время съемок дети стали настоящими артистами
Взрослые роли в основном сыграли актеры брянских театров, которых я хорошо знаю и люблю, многие из них уже снимались в моих фильмах. Как и курский артист Юрий Кутафин, который был напарником Валентины Теличкиной в моем предыдущем фильме «Огород». Вот только на роль бабушки мы взяли известную московскую актрису, звезду театра Ленком Олесю Железняк. И роль мамы главной героини сыграла талантливая и красивая актриса Валентина Ельшанская, известная по сериалам «Реальные пацаны», «Любовь без права передачи», «Инспектор Гаврилов».Она родом из Якутии, а сейчас живет в Москве.
.jpg)
Главную взрослую роль сыграла известная актриса, звезда театра Ленком Олеся Железняк
— Про что снимали кино?
— Про семью, про семейные ценности, как сейчас принято говорить. Про девочку Любу, которая ждет своего внезапно пропавшего отца-подводника. Но и про страну под названием СССР. Помню, в Рыбачьем отдыхающие приходили вечером в почтовое отделение (у нас в фильме есть похожая сцена) и заказывали разговоры с Москвой, Костромой, Ташкентом, Ленинградом, Архангельском, Киевом, Краснодаром, Мурманском, Ашхабадом, Владивостоком... И возникало ощущение большой, необъятной страны.
.jpg)
Крымскую часть фильма снимали в поселке Рыбачье
.jpg)
Для меня 70-е годы — лучшее время в короткой, увы, истории СССР. Я вообще люблю советский проект. Помню, как нас, детей, тогда опекали, нянчили, оберегали. «Все лучшее детям» — это был не просто девиз. Музыкальные школы, всевозможные кружки, спортивные секции, походы в музеи, поездки с классами по стране — все это было бесплатным или стоило небольших денег, которые могла потянуть каждая рабочая семья. Для меня это было светлое время, которое я и хотела воссоздать в фильме. Кажется, получилось.
— Но опоэтизированные вами 70-е принято именовать временем застоя. Нет ли здесь нестыковки?
— Нет, я так не думаю. Да, жили небогато, но никто не голодал. Образование и медицина были бесплатными. Наверное, трудности в экономике уже нарастали и неверные решения в политике принимались, но аукнулось это позже. Времена стали меняться в середине 80-х, это уже другая эпоха. Я даже подумывала снять продолжение «Дочери капитана», но рассказывать про развал СССР, про бедность и очереди второй половины 80-х и бандитские разборки 90-х мне не интересно. На эту тему и без меня есть кому высказаться.
— Не боитесь, что, сняв кино про Крым и в Крыму, попадете в черные списки на Украине и не сможете представлять свои фильмы на европейских фестивалях?
— Не боюсь. Для меня Крым «советский» и «мой». И я свой выбор давно сделала, мне не нужно было его заново делать перед съемками «Дочери капитана». Я на нашей стороне. Ну, а если европейские фестивали внесут меня в черные списки, переживем и это.
— И последний вопрос: «что у вас ребята в рюкзаках»?
— У нас с Рустамом есть разного рода замыслы, наброски сценариев, но сейчас мне больше всего хочется с открытыми мною талантливыми детьми организовать в Брянске киношколу. Чтобы в моем любимом городе были не только колледжи с сельскохозяйственным уклоном, но и появилось учебное заведение, где талантливые дети могли бы осваивать основы творческих профессий. Когда я рассказала об этой идее детям, они прыгали от радости до потолка. В идеале, предстоит придумывать вместе с детьми сценарии фильмов, ставить с ними спектакли, смотреть и обсуждать умные фильмы, изучать историю искусств, выезжать на экскурсии в культурные центры нашей страны. Если проект случится, то это история вдолгую.
— Но это может поставить крест на вашей собственной творческой судьбе — некогда будет снимать фильмы.
— Это меня как раз не пугает: готова уступить дорогу молодым.
