Вот что говорят по этому поводу опытные отечественные мастера сюжетов.
Андрей СЕРГЕЕВ, сценарист
— Отсутствие новых идей в сериальной драматургии — не миф. Не хватает профессионалов? Как сказать. Каждый год ВГИК выпускает по полсотни сценаристов с очного и заочного факультетов. За 10 лет — 500 человек. А ведь драматургов кино готовит не только этот институт. И не только люди с соответствующим образованием могут писать сценарии, но и прозаики, журналисты. Представляете, какое количество сценариев создается ими ежегодно? Но большая часть уходит в корзину. Тексты есть — идей нет. Я одно время работал на продакшн-студии. Читал сценарии, приходившие самотеком. Их сочиняли сотни разных людей, но было ощущение, что все написано десятком авторов. Одинаковые герои, похожие сюжеты. Все это уже было на экране много раз. А телевидение, как паровозная топка, требует все нового горючего. За оригинальными идеями идет настоящая охота. Вгиковских студентов с первого курса прощупывают матерые сценаристы. Те рады показать свои первые литературные опыты, надеясь, что их заметят. Но надежды эти чаще всего ложные: профессионалов интересуют не юные конкуренты, а их идеи. Крупные продакшн-студии и телеканалы проводят конкурсы идей. Им не нужен готовый драматургический материал — им нужны новые герои, новая фактура. Ну а юного гения, если таковой найдется, в лучшем случае включат в большую сценарную бригаду, работающую над сериалом.
Анита НИКОЛАЕВА, сценарист
— Сегодня все чаще сценарии создаются коллективно. Есть главный сценарист, который и попадает в титры. Ему принадлежат идея и основная сюжетная канва. Идея может быть не оригинальной, а адаптированной, но процесс при этом практически такой же. Группа «сценарных рабов» отвечает за диалоги. Поскольку съемки часто идут с колес, группе предлагается синопсис следующего эпизода, а они наполняют его репликами героев. Чем все дело закончится, знать необязательно. Попасть в такую группу крайне сложно. Во-первых, безработных сценаристов полно, а продюсеры предпочитают работать с проверенными или нужными людьми. Во-вторых, этот труд неплохо оплачивается. Я работала в одной такой группе. В сериале было три главные героини. Реплики для каждой из них писал отдельный сценарист, еще двое создавали образы других героев. Мы собирались и все на ходу сочиняли. За каждую серию мне платили по 20 тысяч рублей. Всего в неделю в эфир выходило четыре серии. Вот и считайте. Проект этот, правда, оказался недолговечным. Но работать было интересно, я буквально сроднилась со своей героиней и даже во сне разговаривала ее языком.
Российские адаптированные сериалы
«Не родись красивой» (по мотивам «Дурнушки Бетти», Колумбия)
«Моя прекрасная няня» («Няня», США)
«Закрытая школа» («Черная лагуна», Испания)
«Воронины» («Все любят Реймонда», США)
«Счастливы вместе» («Женаты и с детьми», США)
«Побег» («Побег», США)
«Закон и порядок» («Закон и порядок», США)
«Люба, дети и завод» («Грейс в огне», США)
