Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Новости
Главная Культура 00:27 10 Июня 2022 8078
Прощай, Голливуд?

Уход западных фильмов с нашего кинорынка – беда или благо?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
После ухода из российского проката фильмов «большого Голливуда» сборы кинотеатров упали в два-три раза. Фото: DanitaDelimont, globallookpress.com

«Мы вообще прекрасно можем жить без иностранных премьер. Если бы мы с вами говорили об этом даже 15 лет назад, возможно, ощущалась бы какая-то нехватка фильмов. А сейчас наш кинематограф снимает абсолютно в любом жанре, будь то детский фильм, драма, комедия, хоррор. Возможно, после стольких лет жизни с оглядкой на Запад пришло время для самоидентификации». Такое мнение, сколь популярное, столь и дискуссионное, высказал на днях заслуженный артист России Виктор Добронравов. С ним горячо солидаризировался его отец, народный артист РФ Федор Добронравов. Возникло желание поспорить с корифеями.

Видимо, только огромная занятость широко востребованного актера (он — звезда театра имени Вахтангова, активно снимается в кино) не позволила Виктору Федоровичу Добронравову детально вникнуть в существо вопроса и трезво оценить ситуацию в нашей киноиндустрии.

А ситуация нынче такова, что после ухода из российского проката фильмов «большого Голливуда» сборы кинотеатров упали в два-три раза. А до этого они многократно упали в пандемию. За три последних месяца закрылись или приостановили свою работу более трети кинозалов. Сотни, если не тысячи людей остались без работы или ушли в вынужденные отпуска. И просвета на нашем сумрачном киногоризонте не просматривается: традиционное летнее малокартинье, которое раньше заполнялось американскими блокбастерами, может окончательно убить наш дышащий на ладан кинопрокат.

И потом, активно снимающемуся актеру не мешало бы знать, что российская киноиндустрия выпускает порядка 150 фильмов в год, а для нормальной работы пока действующей в стране сети кинотеатров (еще недавно у нас было более 5 000 кинозалов) снимать картин нужно примерно в четыре раза больше. Не говоря уже о том, что только один российский фильм из десяти (таковым, в частности, был «Т-34» с участием самого Виктора Добронравова) окупается в прокате. Остальные приносят казне сплошные убытки. При такой статистике трудно радоваться наступлению «самоидентификации». Не говоря уже о том, что никто не мешал развивать отечественный кинематограф на протяжении последних 30 лет, причем, в более комфортных условиях, чем те, что сложились нынче. Но, видимо, таков уж наш национальный характер, что мы любим создавать себе трудности, а потом героически их преодолеваем.

Но даже если предположить, что каким-то чудом наша киноиндустрия станет вдруг выпускать по 500-600 фильмов в год (где для этого в одночасье взять столько сценаристов, режиссеров, да и бюджетных вложений?), то во имя чего мы должны отказываться от иностранных премьер и фильмов? Напомню, что современное западное кино — это не только голливудские блокбастеры, которые, кстати, массовый зритель смотрит и любит во всем мире. Это еще и авторские фильмы Стивена Спилберга, Фразсуа Озона, Вуди Аллена, Сэма Мендеса, Ларса фон Триера, братьев Коэнов и сотен других корифеев экрана.

Почему мы должны отказываться от этого богатейшего пласта мировой культуры? Разве не стала бы наша духовная жизнь намного беднее без фильмов «Список Шиндлера», «Форрест Гамп», «Красота по-американски», «Меланхолия», «Любовное настроение», «Ла-Ла-Лэнд», «Бёрдмен» (я мог бы перечислить еще сотни столь же достойных картин), которые мы открыли для себя за последние десятилетия?

Я давно живу на свете и помню, как на протяжении так называемых застойных лет мы были отлучены от лучших западных фильмов, и только перестройка открыла для нас запретные ранее шедевры. Помню, каким откровением стали для многих из нас «Восемь с половиной», «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Сцены из супружеской жизни», «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана, «Дневная красавица», «Виридиана», «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля, которые мы, в том числе, полагаю, отец и сын Добронравовы, посмотрели с большим опозданием. Мы опять хотим себе и своим детям повторения этой незавидной судьбы?

У нас был великий советский кинематограф. У нас есть сегодня выдающиеся режиссеры и появляются талантливые, яркие фильмы. В последние годы они активно выходили на западный кинорынок, сейчас, увы, этот процесс изрядно затормозился. Тем не менее, будущее нашего кино видится мне не в культурной изоляции, не в национальном окукливании, а в здоровой конкуренции и тесном взаимодействии с мировым кинематографом, в том числе европейским, американским, а не только китайским и индийским, которое нам предлагается в качестве альтернативы. Давайте, любезные моему сердцу актеры Добронравовы, думать и работать в этом направлении, а не радоваться уходу западных фильмов с наших экранов.

Лично я надеюсь дожить до времен, когда показы российских фильмов будут проходить в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Париже, Осло, Токио, Пекине (далее везде), а на премьеры новых иностранных фильмов будут прилетать звезды мирового кино, как это было еще совсем недавно. Всего каких-то полгода назад.

Тем временем

Известный российский кинопродюсер Александр Акопов предсказал возвращение в страну голливудских блокбастеров. По его словам, сейчас американские режиссеры «слезно пишут бумаги в свой партком», сетуя на то, что они теряют деньги.

«Все вприпрыжку вернутся и будут просить прощения. Они все вернутся. Кино — это скоропортящийся продукт. Если фильм не вышел в кинотеатры, то его разбирают пираты, и больше ты на нем денег не заработаешь».

Акопов добавил, что голливудское кино в российских кинотеатрах традиционно собирает 70-75% аудитории. Но в ближайшее время с учетом «новой волны» российских фильмов, выходящих в прокат, это соотношение может измениться.

«Наверное, это как-то сможет изменить пропорцию. Но, вообще, наша доля — это 25 процентов, что неплохо, потому что это повыше, чем доля немецких фильмов на немецком рынке и итальянских на итальянском рынке», — подчеркнул продюсер.

Комментарии для сайта Cackle

Если кто не понял, ПСО - пониженная социальная ответственность

Сергей Беднов
Труд
Популярные телеканалы дружно решили вразумить проституток. Фото: Bill Ling/moodboard, globallookpress.com

Но в заголовок-то полностью это не вставишь — места не хватит. К тому же сейчас — при напряженном информационном потоке — все принято переводить в аббревиатуры. Но если...

Народная любовь - материя тонкая, требующая аккуратного обращения. Это порой понимают даже официальные лица

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Лидеру «ДДТ» светит штраф, но делу так и не дали ход. Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Высоколобые музыкальные критики всю жизнь над Юрой Шатуновым и его публикой свысока посмеивались, а похороны певца вдруг вылились в необъявленный трехдневный траур национального масштаба. Белые розы подвозили грузовиками, кладбище...

Культура 22:01 / 02 Июля 2022 13579
Опять мы виноваты...

Выходу очередного сериала франшизы «Вселенная Marvel» помешала… спецоперация России на Украине

Труд
Дело в том, что в проекте было использовано несколько российских локаций. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Работа над девятым по счету сериалом франшизы «Вселенная Marvel» под названием «Секретное вторжение» прервана. Как сообщают неофициальные источники в Голливуде, для пересъемок отдельных эпизодов. По сюжету,...

В Москве открылась выставка, посвященная 90-летию классика русской литературы

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
За свою жизнь поэт выпустил порядка 150 сборников, многие из которых стали событиями литературной жизни. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Он был необычайно щедр на яркие эпитеты, метафоры, афоризмы. И еще в молодые годы с исчерпывающей полнотой сформулировал суть своей уникальной профессии: «Поэт в России — больше чем поэт»....

Эпопея легендарной коллекции обернулась грандиозной выставкой

Елена Широян, искусствовед
Труд
Выставка в ГМИИ им, Пушкина беспрецедентна по представительности: 600 шедевров мирового значения. Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ

Фасад Пушкинского музея на этой неделе украсила большая буква «М». Но скроена вывеска хитро: сквозь белую литеру проглядывает и другая — «И». Так музей оповестил о финале эпопеи, посвященной...

Некоторые члены Президиума ВООПИиК внезапно узнали, что в обществе они более не состоят

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Какими еще утратами обернется это для Северной столицы? Фото: voopik-spb.ru

Скандалами обернулись в Петербурге собрания по выбору делегатов на внеочередную городскую конференцию Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Ее проведение...

Эксперты недоумевают: спецоперация не сходит с экранов, а выйдешь на улицу – будто и нет ее

Сергей Беднов
Труд
Неужто публике не до крови и разбомбленного Мариуполя? Фото: V Ictor/Синьхуа, globallookpress.com

В студиях ток-шоу эксперты выражают недоумение: «Мы здесь часами говорим о спецоперации, подвигах... А выйдешь на улицу — словно ничего этого и нет. Молодежь веселится, рестораны полны, дачники...

Обозреватель «Труда» убедился в этом лично

Леонид Павлючик, Москва - Мурманск - Москва
Труд
Фото: Георгий Захарчук/Russian Look, globallookpress.com

Все началось с «Левиафана». Фильм Андрея Звягинцева, снятый в 2014 году и триумфально прошедший по экранам мира, открыл для миллионов зрителей Кольский полуостров с его жемчужиной — селом Териберка...

«Труд» встретился с дочерью выдающегося мима, основателя советской школы пантомимы

Виктория Пешкова
Труд
Илья и Юлия Рутберги. Фото из домашнего архива

В Московском доме книги на Новом Арбате открыта выставка «Илья Рутберг. Лицо поколения шестидесятников», приуроченная к 90-летию со дня рождения основателя советской школы пантомимы. «Труд» встретился...

Культура 00:03 / 15 Июля 2022 11882
Идем в пираты?

После ухода Голливуда наши кинотеатры стали превращаться в рассадники нелегального контента

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Среди новинок, окольными путями пробравшихся на экраны российских кинотеатров - «Фантастические твари: Тайны Дамблодора». Кадр с сайта kinopoisk.ru

В славном городе Братске на днях закрылся кинотеатр с символическим названием «Голливуд». По иронии судьбы, причиной столь печального для местных синефилов события стал уход голливудских фильмов из нашего...

«Сотрудники» шоу «Форт Боярд», тигры Кашмир и Тоска, уйдут на пенсию

Труд
Клыкастых служащих хотели заменить 3D-моделями, но компьютерные зверюги возмутили французов

В хорошо знакомом нашим зрителям «Форте Боярд» грядут кардинальные перемены. Студия Adventure Line Productions, которая снимает это телевизионное шоу, заявила, что появлявшиеся в нем тигры Кашмир и Тоска «уйдут...

Знаменитая пианистка – о конкурсе Рахманинова, рэпе в музыкальных школах, отпуске у моря…

Сергей Бирюков
Труд
В любимом Большом зале Московской консерватории. Фото из личного альбома пианистки

Карьера Екатерины Мечетиной — на той прекрасной стадии, когда впереди еще десятилетия творческого роста, но уже набрана такая высота полета, что доказывать принадлежность к исполнительской элите мира через конкурсы...

Использовать этот знак препинания в истории со скандалом на выборах делегатов конференции петербургского отделения ВООПИиК явно рановато

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В петербургском градозащитном сообществе строем ходить не привыкли. Фото из открытых источников

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о скандале в городе на Неве, которым обернулись выборы делегатов на конференцию Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК. По сути это напоминало рейдерский захват...

Почему эти слова из фильма «Весна» оказались пророческими для его создателей

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Л. Орлова и Р. Зеленая. Кадр из к/ф «Весна». Фото из открытых источников.

Зарубежные критики восторгались «Весной»: какой запас веселости у этих русских, сколько жизни и бурной радости! Называли картину предвестником лент Феллини и Антониони. Они не подозревали, что по требованию...

На экраны возвращается фантастическая комедия Георгия Данелия «Кин-дза-дза!». Очень своевременное кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
С годами «Кин-дза-дза!» приобрела поистине культовый статус. Кадр с сайта: kinopoisk.ru

Показы отреставрированной версии картины пройдут в 250 кинотеатрах по всей стране. Напомню, что в центре сюжета — невероятная история прораба Машкова, который направляется в магазин за продуктами и вместе...

Культура 00:09 / 24 Июня 2022 10494
Одна и без оружия

В прокат вышли две яркие истории о выживании в экстремальных условиях

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Одна». Фото: kinopoisk.ru

Любой ценой пережить лето — такой девиз начертан на афишах наших кинотеатров, которые после ухода голливудских блокбастеров терпят огромные убытки. По итогам мая закрытыми оказались уже 770 кинозалов, а средняя...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?