Нынешним летом мне довелось путешествовать по Сибири. Вернулся домой и вдруг обнаружил, что бескрайняя земля не отпускает: думаю о ней, вспоминаю встречи, перечитываю «сибириаду» — начиная с XVII века, с «Жития протопопа Аввакума». На рубеже XIX-XX веков и дальше нам, читателям, явилась сибирская литература в полной мощи: от инженера Дмитрия Мамина-Сибиряка к таким зрелым и ярким талантам, как Вячеслав Шишков, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Анатолий Иванов, Василий Шукшин... Но не будем говорить только в прошедшем времени: Сибирь интересна и современным авторам.
Василий Аксенов «Флегонт, Февруса и другие»
Оговоримся сразу: автор этой книги не имеет со знаменитым тезкой, создателем «Острова Крым» и «Московской саги», ничего общего, кроме имени и фамилии.
Главный текст, давший книге название, сам автор характеризует как «не рассказ, не повесть, не роман, просто отчет об одной случившейся поездке и рыбалке». И вправду, все просто: два друга едут на рыбалку из своего села Ялань на реке Кемь (приток Енисея) на другую реку — Кеть (приток Оби). Реки названием схожи, но очень разные, и рыба в них отличается, и люди по берегам другие. Герои попадают в деревню старообрядцев, столетиями жившую в отрыве от страны. Тут даже что-то вроде своего языка, чужаку не понятного...
Я читал и думал вот о чем: страна у нас большая, причесать всех под одну гребенку не получалось ни у царя-батюшки, ни у коммунистов, ни у демократов. И ни у кого не получится — живите спокойно!
Евгений Попов, Михаил Гундарин «Василий Макарович»
В минувшем июле Василию Шукшину исполнилось бы 95 лет. Этой дате и был посвящен литературный фестиваль на его малой родине, на Алтае. Шукшин — один из тех «творцов от земли», чьи книги вошли в золотой фонд литературы, а фильмы до сих пор притягивают зрителей. Сама жизнь Шукшина обросла легендами. Но это же все правда: простой парень из алтайской деревни, помаявшись, отслужив в армии, вдруг поступает в престижнейший ВГИК, в класс великого режиссера Михаила Ромма. И дальше как в сказке: рассказы и повести, сразу нашедшие читателя, роли в кино, всесоюзная слава и любовь и: трагическая смерть на взлете в 46 лет.
Недолгая жизнь Шукшина неоднократно пересказана родными и коллегами, некоторые факты из нее и сегодня жуются-пережевываются, слухи рождаются-опровергаются. Но под этой обложкой авторы сосредоточились не столько на биографии, сколько на том, о чем болело шукшинское сердце, на актуальности Шукшина и его героев-чудиков. И сразу становится ясно: Василий Макарович — не забронзовевший классик, он свой мужик, с которым можно потолковать не о пустяках, а о сокровенном.
Андрей Шаповалов «Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма»
А здесь перед нами попытка разобраться в таком явлении, как шаманизм. Это ведь не только комплекс ритуалов и церемоний, но и, как выясняется, социальное явление. Из старых книг мы знаем, что многими племенами управляли именно шаманы. А вот про то, что и сейчас потомки тех шаманов занимают руководящие должности, вы слышали? Навряд ли. А между тем так оно и есть.
Автор посвятил изучению темы значительную часть жизни, обучался в школе шаманов. Даже если сделать поправку на неминуемую в данном случае экзотику, все равно от некоторых открытий закружится голова. Какие-то секреты сибирских духовных практик получают научное объяснение, какие-то еще ждут своего часа. Впрочем, надо ли доходить до сути там, где рациональных объяснений не существует?