Россию не избрали в совет ИКАО. Для Международной организации гражданской авиации белым пятном на карте становится крупнейшая в мире страна, занимающая свыше 17 млн квадратных километров суши и неба? Как вообще такое могло случиться?
В совете Международной организации гражданской авиации (ICAO) свыше 30 стран, которые делятся на три группы. До недавних пор мы вместе с США, Китаем и Бразилией находились среди государств, «имеющих важнейшее значение в области воздушного транспорта». Вторую группу формируют страны с «наибольшим вкладом в обеспечение международной гражданской аэронавигации». Но теперь нас нет даже среди государств, «обеспечивающих географическое представительство».
Это означает, что в ИКАО считают Россию страной с серьезными проблемами в обеспечении безопасности полетов. Естественно, в Росавиации отвергают это не красящее большую авиационную страну профессиональное клеймо. А в Минтрансе считают, что невключение России в состав совета ИКАО наносит больше ущерба авторитету и эффективности самой этой организации, чем российским труженикам неба. С чем, наверное, трудно не согласиться, однако одной констатации факта будет мало.
А ведь как хорошо все начиналось! Во времена, которые называют «застойными», руководству гражданской авиации страны удалось убедить правительство СССР вступить в члены ИКАО для интенсивного развития международных авиаперевозок. Встретили нас с распростертыми объятиями: 14 ноября 1970 года представители советской гражданской авиации сразу заняли место в первой группе совета. На презентации по такому случаю президент ИКАО Ассад Котайт отметил наш «Аэрофлот» как крупнейшую компанию, на которую приходилась четверть мировых гражданских авиаперевозок. Причем летали наши пилоты исключительно на отечественных самолетах, которые обслуживали подготовленные в отечественных же учебных заведениях инженеры и техники.
А что теперь? Надо признать, что нынешнее событие стало закономерным финалом массового перехода российских перевозчиков на боинги и эрбасы. Когда с началом СВО наступило время санкций, мы остались наедине с тем, что имели, — без обслуживания и запчастей к лайнерам. И теперь ИКАО исключила нас из совета, отметив нарушения своих правил, относящихся к эксплуатации иностранных самолетов. По сути, нам выставили «красный флажок», запретив полеты в небе 37 западных стран, присоединившихся к санкциям. Теперь туда летать приходится кружным путем, с пересадками в Баку, Ереване или Стамбуле.
Обидно, конечно. Тут не обошлось без политиканства, но спросим себя: случилось бы такое с гражданской авиацией СССР, которая полагалась на свои силы, кадры и технику? Ответ, думаю, известен.
Получается, мы растранжирили авторитет нашей авиации, которым так гордились. Можно ли было этого избежать? Этот вопрос мы адресовали авиационному эксперту, члену Всемирного фонда безопасности полетов Андрею Патракову.
— Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов заявил, что Минтранс несет ответственность за исключение нас из совета ИКАО, и я с ним полностью согласен, — говорит наш собеседник. — Назову тех, кто обязан был найти приемлемое для нас решение вопроса: это бывший и нынешний руководители департамента государственной политики гражданской авиации. Фактор СВО тоже имеет значение, но напомню, что СССР во времена холодной войны и весьма напряженной политической ситуации не терял своего высокого авторитета в ИКАО. А теперь авторитет России в Международной организации гражданской авиации упал до минимума в первую очередь из-за чиновников российского Минтранса. Считаю, нам трудно рассчитывать на восстановление позиций в мировом небе, пока в Минтрансе не изменится кадровая политика. Если на ключевые посты в отрасли будут назначаться профессионалы, а наша авиационная промышленность и в целом отрасль станут развиваться, а не деградировать, то авторитет России в ИКАО снова станет весомым. Да и другие государства начнут нас уважать и проголосуют за членство России в совете через три года. Поэтому надо постоянно внедрять в отрасль лучшие практики управления безопасностью полетов ИКАО, что позволит преодолеть текущий кризис хотя бы по этой самой важной теме. Пусть этот «красный флажок» станет для нас уроком, который заставит сделать правильные выводы. Двойки тоже бывают полезны, если научиться их исправлять.
Трудно не согласиться с такими выводами.

