Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Экономика 00:04 10 Декабря 2021 8544
Вам шашечки или ехать?

Правительство обнародовало Транспортную стратегию России до 2030 года с прогнозом до 2035 года

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Фото: Moscow-Live.ru

Казалось бы, нас трудно удивить подобными прожектами, ведь концепции, программы, планы появляются регулярно. Они служат больше для того, чтобы слегка скрасить унылую реальность и указать населению на свет в конце туннеля. Но эта бумага вызвала неожиданный фурор.

Во-первых, документ с таким же названием был принят правительством еще в 2008 году. И вроде бы ту стратегию мы с горем пополам и реализуем. Но то ли тогдашнее правительство, руководимое Владимиром Путиным, оказалось не столь прозорливым, то ли сейчас как раз тот момент, когда остро необходимы радужные перспективы, голубые дали, грезы и мечты о будущем.

Что касается новой концепции, то журналисты и эксперты сразу же обратили внимание на несколько ключевых пунктов. Наибольший шум вызвало положение о «безальтернативном» ограничении использования личных автомобилей в пользу общественного транспорта. Как прочли этот пункт наблюдатели, речь идет о том, чтобы, двигаясь в «зеленом мировом тренде», вынудить граждан меньше вредить экологии и отказаться от личных машин в пользу трамваев и автобусов. О самоограничении чиновников, предпочитающих персональный транспорт общественному, ничего не говорится. А зря, ведь в России чиновный люд использует десятки тысяч мощных авто, чадящих не меньше, чем двигатели малолитражек простых граждан. Но по большому счету не в этом дело.

Апологет всех правительственных автопрожектов член Общественного совета Минтранса Михаил Блинкин так объяснил это направление «модернизации». Мол, в США на транспортную сеть в городах выделяется 30-35% территории, в Европе — 25%, а в России для дорог оставили всего 10% городской земли. «Поэтому введение ограничений по использованию автомобилей неизбежно. Нужно задумываться и о регулировании размера автопарка, как это сделано в Сингапуре, Японии», — делает свое умозаключение Блинкин, ставя в пример огромной России крошечное государство-город среди пальм и океана. Действительно, не сносить же дома для строительства новых дорог? Поскольку население растет, придется ужиматься и ограничивать использование личного транспорта.

Эта набившая оскомину вельможная логика — все проблемы решать за счет населения — понятна. Вопрос, почему под дороги в городах оставили лишь десятую часть территории вопреки мировой практике и принятым теми же чиновниками градостроительным планам, остается чисто риторическим. Хотя хаотическую застройку крупных российских городов в угоду прибылям девелоперов многие специалисты называют преступлением.

Но здесь есть и еще одна проблема. Ограничение личного транспорта приведет к падению доходов, поступающих в казну. Автомобилисты — а их в стране 50 млн — больше других категорий платят государству за возможность передвигаться по дорогам на собственном автомобиле. Это и довольно высокий транспортный налог, и утилизационные сборы, и постоянно растущая стоимость топлива, большая половина которой — налоги. А стратегия предполагает еще и увеличение платы за использование дорог.

Впрочем, Минтранс, кажется, убоялся самого себя (ну не мог же он испугаться отрицательной реакции общества?) и стал усиленно опровергать это положение концепции: мол, нас не так поняли. «Транспортная стратегия до 2035 года не вводит никаких ограничений при развитии всех видов транспорта. <...> Мероприятия стратегии направлены на увеличение мобильности и качества жизни граждан, последовательное развитие всех видов транспорта», — подчеркнули в ведомстве. Однако, судя по всему, «ограничивать» все-таки собираются, но не сразу.

Сначала, согласно концепции, планируют бороться с автомашинами экологического класса Евро 0-3. Но тоже очень небыстро, поэтапно. Однако этой борьбе уж много лет, а победа все так же далеко. В попытке создать некие экологические зоны в 2017 году в ПДД был даже введен соответствующий знак, запрещающий езду на авто с низким экологическим классом. Тем не менее на территории РФ он пока не применяется. В 2018-2019 годах было много разговоров об обустройстве экозон в Москве и Санкт-Петербурге, но это также стало лишь сотрясанием воздуха. Что не удивительно, ведь под запрет попала бы половина транспортных средств, зарегистрированных в России. Поскольку им больше 10 лет от роду и они в лучшем случае имеют класс Евро-3 (максимальный — Евро-6), а в худшем — никакого.

Другим направлением улучшения экологии стратегия обозначила увеличение количества заправок для электромобилей аж в тысячу раз — с 250 до 250 тысяч. Верится с трудом. Но здесь есть еще одна загвоздка. «Исходя из опыта стран с развитой инфраструктурой электрических заправочных станций требуется 300-350 электрических разъемов на 100 тысяч человек населения (около 250 тысяч разъемов для достаточного покрытия европейской части Российской Федерации, или 125 тысяч зарядных станций с двумя разъемами)», — пишут авторы стратегии. Но почему упомянута только европейская часть, разве на остальной части страны планируется использование двигателей на бензине? Или эти территории стратегия вовсе не охватывает?.. Однако даже если зарядные станции появятся на российских просторах через 15 лет, откуда взяться миллионам электромобилей, если сейчас их в лучшем случае несколько сотен на всю страну? Очевидно, что заставить людей с тощими кошельками покупать дорогущие импортные электромобили без каких-то «пряников» со стороны государства вряд ли получится. К электрозаправкам стратегия присовокупляет «2100 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 200 криогенных автозаправочных станций». Капля в море, которая свидетельствует об отсутствии перспектив для газомоторного топлива в России.

Как мечты Остапа Бендера о Нью-Васюках воспринимаются планы оборудовать на основных трассах специализированные автосервисы для электромобилей и пункты по утилизации батарей.

Под стать этим мечтам и громадье планов дорожного строительства. Здесь и «бесшовное скоростное сообщение» от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург в Тюмень, Челябинск, Омск, Иркутск с ответвлением в сторону Казахстана, и трасса «Меридиан» — от границы с Белоруссией через Смоленскую, Липецкую, Саратовскую области до Казахстана, и новая магистраль между Сочи и Новороссийском.

Впрочем, эти планы не покроют Россию плотной сетью дорог. Мы как уступали по автомобилизации США, Европе и даже Китаю, так и будем значительно уступать. В прошлом году при обсуждении проекта Транспортной стратегии зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков говорил о необходимости удвоения дорожной сети в России с одного миллиона километров до двух. А затем Лысакова попросили из Госдумы.

Резкое увеличение строительства дорог признано нецелесообразным. Так что мечта промчаться с ветерком от Калининграда до Владивостока так и останется несбыточной. Словом, эта концепция пополняет список аналогичных прожектов, типа Стратегии-2020 и различного рода национальных проектов, большая часть из которых остается на бумаге. Впрочем, может быть, оно и к лучшему. Кому охота попадать под очередные ограничения?

Как вишенка на торте в стратегии опять всплывает многострадальная скоростная железнодорожная магистраль Москва — Петербург, о которой мы мечтаем, наверное, еще со времен царя Николая. А ведь сколько раз приступались уже в новой России, наследнице той великой империи! Совсем недавно было объявлено, что проект окончательно похоронен и деньги на проектирование пропадут. И вот опять!

Кстати, о деньгах. Как следует из транспортной стратегии образца 2021 года, на ее реализацию намерены потратить 60 трлн рублей — почти три годовых федеральных бюджета. И вот тут уж сомнений нет: средства будут использованы. Иначе и смысла нет писать стратегии и с помпой их обнародовать.

Комментарии для сайта Cackle
Экономика 00:24 / 15 Апреля 2022 13946
Не ждите отстоя пены

Российские пивовары столкнулись с жуткой нехваткой сырья

Вера Михайлова
Труд
Шансы дождаться на 100% российского пива у нас есть, но жажда будет мучить лет пять или десять. Фото: Игорь Примак/Russian Look, globallookpress.com

Любители пива нынче недосчитаются на полках российских магазинов многих привычных сортов пива. И не только потому, что транснациональные производители свернули в России бизнес из-за санкций, но и из-за серьезнейшей...

Но пока крымский плов - редкий деликатес

Сергей Ильченко, Крым
Труд
В Крыму есть уникальные природные условия для выращивания длиннозерного риса. Фото: digifoodstock.com/CTK, globallookpress.com

Основное русло Северо-Крымского канала наконец-то залито водой. Значит, можно сеять рис. Нынешней запоздалой весной рисовую посевную крымчане планируют начать под занавес апреля — первую после восьми лет водной блокады. Весной 2014-го...

Под этим диковинным названием скрывается своеобразный гибрид палатки и гостиничного номера

Ольга Лернер
Труд
Правительство РФ приняло решение о строительстве сети глэмпингов на побережье Крыма. Фото: COVER Images/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Незадолго до ухода Booking с российского рынка в поисковике сервиса бронирования появились объекты размещения с диковинным названием «глэмпинг». Как оказалось, это своеобразный гибрид палатки и гостиничного...

Экономика 19:30 / 16 Апреля 2022 11201
Не зря мы лес валили

Экспорт древесины переориентирован в Азию

Труд
Фото: © Markus Scholz, globallookpress.com

Про то, что вода всегда дырочку найдет, знают все, а вот про лес — немногие. Однако вологодские лесорубы нашли ответ на закрытие западных границ. Заготовленная древесина, предназначавшаяся на экспорт в Финляндию,...

Диковатый скачок цен даже на российские товары невозможно оправдать никакими санкциями

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Одним осознанием перехода в статус сверхдержавы сыт не будешь. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

На прошлой неделе Сбербанк вверг в транс своих клиентов, в одночасье отменив согласованные ипотечные соглашения. Под покровом ночи несостоявшиеся кредитополучатели вчитывались в СМС с экстренными сообщениями о том,...

Сегодня же премьер страны Виктор Орбан отказался обсуждать введение эмбарго на российскую нефть на саммите лидеров ЕС 

Виктор Орбан. Фото: © Filip Radwanski, globallookpress.com

Премьер Венгрии Виктор Орбан объявил о введении в стране режима чрезвычайного положения из-за экономических трудностей, связанных с ситуацией вокруг Украины. Обстановка на Украине «ставит под угрозу физическую безопасность, энергоснабжение...

Экономика 00:05 / 08 Апреля 2022 8402
Вечно «зеленый»!

Из-за вынужденной продажи долларов в казну Центробанка валютный курс получается на загляденье

Алекс Зверев
Труд
Вполне возможно, мы еще увидим черный валютный рынок. Фото: Bernhard Claßen/imagebroker.com, globallookpress.com

Благая весть: вчера, 7 апреля, на Московской бирже курс американского доллара падал ниже 75 рублей, а евро опускался до отметки 80,83. Для сведения: два месяца назад, в другой жизни, доллар стоил 76 рублей,...

Экономика 00:01 / 29 Апреля 2022 7777
Назад, в будущее

Российскую экономику ждут испытания, через которые мы уже проходили 30 лет назад

Александр Киденис
Труд
Витрины московского гастронома «Новоарбатский» в 1992 году. Фото: Антон Кавашкин/Russian Look, globallookpress.com

«Я планов наших люблю громадье!» — декламировал Владимир Маяковский почти век назад, в 1927 году. Сегодня нашей стране обещают не менее масштабные, но принципиально иные траектории развития: за ближайшие...

Импортозамещение: всерьез и надолго

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Daniel Reinhardt, globallookpress.com

Это неловкое, трудно выговариваемое слово опять стало одним из самых часто употребляемых. О чем бы сегодня ни зашла речь — о лекарствах, самолетах, смартфонах или котлете с булкой, «импортозамещение»...

Впервые с постмайданных времен на симферопольский рынок «Привоз» прибыли фуры из Запорожья

Сергей Ильченко, Крым
Труд
Фото: Александр Легкий/Russian Look, globallookpress.com

На главном оптовом рынке Симферополя «Привоз» апрель начался с большого события. Впервые с постмайданных времен сюда прибыли грузовые фуры из Запорожской области. Свою продукцию крымчанам привезли фермеры Энергодара....

Вместо чужеземных курортов российским туристам нынче предлагаются родные пенаты. Но найти комфорт в родных краях пока трудно

Александр Киденис
Труд
Камчатские воды не хуже йеллоустонских. Но вы представляете себе камчатский сервис? Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Вместо чужеземных курортов российским туристам нынче предлагаются Кавказ, Байкал, Карелия и еще масса прекрасных мест. В родных краях пока трудно найти комфорт, сопоставимый с Антальей, Кипром и тем более Лигурией, зато всегда...

Из-за роста ставок по ипотеке и снижения цен на аренду снимать квартиру оказалось в три раза дешевле, чем покупать ее в кредит

Евгений Акатов
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Из-за роста ставок по ипотеке и снижения цен на аренду снимать квартиру оказалось в три раза дешевле, чем покупать ее в кредит. Об этом сообщили аналитики ЦИАН. Например, снять «однушку» в Москве...

Центральный банк собрался заменить находящиеся в обращении банкноты. То-то фальшивомонетчики порадуются

Максим Башкеев, спецкор «Труда»
Труд
Отработать процесс планируется на сторублевках. Фото: Николай Титов/Russian Look, globallookpress.com

Центральный банк планирует в этом году заменить находящиеся в обращении сторублевки, а в следующем — купюры более крупного номинала. Но, в общем-то, рутинная процедура может обернуться серьезными проблемами...

Экономика 00:20 / 13 Мая 2022 6490
Пора на дачу!

Дачный вопрос: от Петра Великого до наших дней

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Традиции сезонного проживания за городом не существовало нигде, кроме России. Фото: «Комсомольская правда» /Russian Look, globallookpress.com

Хорошо все-таки летом на даче! Страшно представить, что было бы, лиши россиян такого удовольствия, особенно сейчас, когда далеко не уедешь. Недаром говорят, что в России два времени года: зима и дача. В советские...

Как благодатный Крым остался без виноградных черенков

Сергей Ильченко, Крым
Труд
Похоже, жареный европетух клюнул, и выводы наконец-то начали делать. Фото: Валерий Лукьянов/Russian Look, globallookpress.com

По информации торговых сетей, за последние пару месяцев спрос на отечественные вина растет стремительно. Причины понятны: из-за скачка курса валют и санкционных проблем с наших прилавков ушло недорогое импортное вино,...

Пожалуй, самым предсказуемым можно назвать рынок драгоценных металлов

Максим Башкеев
Труд
Одна из самых популярных в нашей стране золотых монет за последний месяц подешевела на пять с лишним тысяч рублей: она стоила «всего» 47 450 руб.

Не сразу верится, но за последний месяц розничные цены сразу по нескольким товарным группам заметно снизились. Сильнее всего, по данным Росстата, за три последних недели подешевели телевизоры, лекарства и смартфоны....







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?