Казалось бы, нас трудно удивить подобными прожектами, ведь концепции, программы, планы появляются регулярно. Они служат больше для того, чтобы слегка скрасить унылую реальность и указать населению на свет в конце туннеля. Но эта бумага вызвала неожиданный фурор.
Во-первых, документ с таким же названием был принят правительством еще в 2008 году. И вроде бы ту стратегию мы с горем пополам и реализуем. Но то ли тогдашнее правительство, руководимое Владимиром Путиным, оказалось не столь прозорливым, то ли сейчас как раз тот момент, когда остро необходимы радужные перспективы, голубые дали, грезы и мечты о будущем.
Что касается новой концепции, то журналисты и эксперты сразу же обратили внимание на несколько ключевых пунктов. Наибольший шум вызвало положение о «безальтернативном» ограничении использования личных автомобилей в пользу общественного транспорта. Как прочли этот пункт наблюдатели, речь идет о том, чтобы, двигаясь в «зеленом мировом тренде», вынудить граждан меньше вредить экологии и отказаться от личных машин в пользу трамваев и автобусов. О самоограничении чиновников, предпочитающих персональный транспорт общественному, ничего не говорится. А зря, ведь в России чиновный люд использует десятки тысяч мощных авто, чадящих не меньше, чем двигатели малолитражек простых граждан. Но по большому счету не в этом дело.
Апологет всех правительственных автопрожектов член Общественного совета Минтранса Михаил Блинкин так объяснил это направление «модернизации». Мол, в США на транспортную сеть в городах выделяется 30-35% территории, в Европе — 25%, а в России для дорог оставили всего 10% городской земли. «Поэтому введение ограничений по использованию автомобилей неизбежно. Нужно задумываться и о регулировании размера автопарка, как это сделано в Сингапуре, Японии», — делает свое умозаключение Блинкин, ставя в пример огромной России крошечное государство-город среди пальм и океана. Действительно, не сносить же дома для строительства новых дорог? Поскольку население растет, придется ужиматься и ограничивать использование личного транспорта.
Эта набившая оскомину вельможная логика — все проблемы решать за счет населения — понятна. Вопрос, почему под дороги в городах оставили лишь десятую часть территории вопреки мировой практике и принятым теми же чиновниками градостроительным планам, остается чисто риторическим. Хотя хаотическую застройку крупных российских городов в угоду прибылям девелоперов многие специалисты называют преступлением.
Но здесь есть и еще одна проблема. Ограничение личного транспорта приведет к падению доходов, поступающих в казну. Автомобилисты — а их в стране 50 млн — больше других категорий платят государству за возможность передвигаться по дорогам на собственном автомобиле. Это и довольно высокий транспортный налог, и утилизационные сборы, и постоянно растущая стоимость топлива, большая половина которой — налоги. А стратегия предполагает еще и увеличение платы за использование дорог.
Впрочем, Минтранс, кажется, убоялся самого себя (ну не мог же он испугаться отрицательной реакции общества?) и стал усиленно опровергать это положение концепции: мол, нас не так поняли. «Транспортная стратегия до 2035 года не вводит никаких ограничений при развитии всех видов транспорта. <...> Мероприятия стратегии направлены на увеличение мобильности и качества жизни граждан, последовательное развитие всех видов транспорта», — подчеркнули в ведомстве. Однако, судя по всему, «ограничивать» все-таки собираются, но не сразу.
Сначала, согласно концепции, планируют бороться с автомашинами экологического класса Евро 0-3. Но тоже очень небыстро, поэтапно. Однако этой борьбе уж много лет, а победа все так же далеко. В попытке создать некие экологические зоны в 2017 году в ПДД был даже введен соответствующий знак, запрещающий езду на авто с низким экологическим классом. Тем не менее на территории РФ он пока не применяется. В 2018-2019 годах было много разговоров об обустройстве экозон в Москве и Санкт-Петербурге, но это также стало лишь сотрясанием воздуха. Что не удивительно, ведь под запрет попала бы половина транспортных средств, зарегистрированных в России. Поскольку им больше 10 лет от роду и они в лучшем случае имеют класс Евро-3 (максимальный — Евро-6), а в худшем — никакого.
Другим направлением улучшения экологии стратегия обозначила увеличение количества заправок для электромобилей аж в тысячу раз — с 250 до 250 тысяч. Верится с трудом. Но здесь есть еще одна загвоздка. «Исходя из опыта стран с развитой инфраструктурой электрических заправочных станций требуется 300-350 электрических разъемов на 100 тысяч человек населения (около 250 тысяч разъемов для достаточного покрытия европейской части Российской Федерации, или 125 тысяч зарядных станций с двумя разъемами)», — пишут авторы стратегии. Но почему упомянута только европейская часть, разве на остальной части страны планируется использование двигателей на бензине? Или эти территории стратегия вовсе не охватывает?.. Однако даже если зарядные станции появятся на российских просторах через 15 лет, откуда взяться миллионам электромобилей, если сейчас их в лучшем случае несколько сотен на всю страну? Очевидно, что заставить людей с тощими кошельками покупать дорогущие импортные электромобили без каких-то «пряников» со стороны государства вряд ли получится. К электрозаправкам стратегия присовокупляет «2100 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 200 криогенных автозаправочных станций». Капля в море, которая свидетельствует об отсутствии перспектив для газомоторного топлива в России.
Как мечты Остапа Бендера о Нью-Васюках воспринимаются планы оборудовать на основных трассах специализированные автосервисы для электромобилей и пункты по утилизации батарей.
Под стать этим мечтам и громадье планов дорожного строительства. Здесь и «бесшовное скоростное сообщение» от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург в Тюмень, Челябинск, Омск, Иркутск с ответвлением в сторону Казахстана, и трасса «Меридиан» — от границы с Белоруссией через Смоленскую, Липецкую, Саратовскую области до Казахстана, и новая магистраль между Сочи и Новороссийском.
Впрочем, эти планы не покроют Россию плотной сетью дорог. Мы как уступали по автомобилизации США, Европе и даже Китаю, так и будем значительно уступать. В прошлом году при обсуждении проекта Транспортной стратегии зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков говорил о необходимости удвоения дорожной сети в России с одного миллиона километров до двух. А затем Лысакова попросили из Госдумы.
Резкое увеличение строительства дорог признано нецелесообразным. Так что мечта промчаться с ветерком от Калининграда до Владивостока так и останется несбыточной. Словом, эта концепция пополняет список аналогичных прожектов, типа Стратегии-2020 и различного рода национальных проектов, большая часть из которых остается на бумаге. Впрочем, может быть, оно и к лучшему. Кому охота попадать под очередные ограничения?
Как вишенка на торте в стратегии опять всплывает многострадальная скоростная железнодорожная магистраль Москва — Петербург, о которой мы мечтаем, наверное, еще со времен царя Николая. А ведь сколько раз приступались уже в новой России, наследнице той великой империи! Совсем недавно было объявлено, что проект окончательно похоронен и деньги на проектирование пропадут. И вот опять!
Кстати, о деньгах. Как следует из транспортной стратегии образца 2021 года, на ее реализацию намерены потратить 60 трлн рублей — почти три годовых федеральных бюджета. И вот тут уж сомнений нет: средства будут использованы. Иначе и смысла нет писать стратегии и с помпой их обнародовать.