Главная Экономика 00:04 10 Декабря 2021 9589
Вам шашечки или ехать?

Правительство обнародовало Транспортную стратегию России до 2030 года с прогнозом до 2035 года

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»

Казалось бы, нас трудно удивить подобными прожектами, ведь концепции, программы, планы появляются регулярно. Они служат больше для того, чтобы слегка скрасить унылую реальность и указать населению на свет в конце туннеля. Но эта бумага вызвала неожиданный фурор.

Во-первых, документ с таким же названием был принят правительством еще в 2008 году. И вроде бы ту стратегию мы с горем пополам и реализуем. Но то ли тогдашнее правительство, руководимое Владимиром Путиным, оказалось не столь прозорливым, то ли сейчас как раз тот момент, когда остро необходимы радужные перспективы, голубые дали, грезы и мечты о будущем.

Что касается новой концепции, то журналисты и эксперты сразу же обратили внимание на несколько ключевых пунктов. Наибольший шум вызвало положение о «безальтернативном» ограничении использования личных автомобилей в пользу общественного транспорта. Как прочли этот пункт наблюдатели, речь идет о том, чтобы, двигаясь в «зеленом мировом тренде», вынудить граждан меньше вредить экологии и отказаться от личных машин в пользу трамваев и автобусов. О самоограничении чиновников, предпочитающих персональный транспорт общественному, ничего не говорится. А зря, ведь в России чиновный люд использует десятки тысяч мощных авто, чадящих не меньше, чем двигатели малолитражек простых граждан. Но по большому счету не в этом дело.

Апологет всех правительственных автопрожектов член Общественного совета Минтранса Михаил Блинкин так объяснил это направление «модернизации». Мол, в США на транспортную сеть в городах выделяется 30-35% территории, в Европе — 25%, а в России для дорог оставили всего 10% городской земли. «Поэтому введение ограничений по использованию автомобилей неизбежно. Нужно задумываться и о регулировании размера автопарка, как это сделано в Сингапуре, Японии», — делает свое умозаключение Блинкин, ставя в пример огромной России крошечное государство-город среди пальм и океана. Действительно, не сносить же дома для строительства новых дорог? Поскольку население растет, придется ужиматься и ограничивать использование личного транспорта.

Эта набившая оскомину вельможная логика — все проблемы решать за счет населения — понятна. Вопрос, почему под дороги в городах оставили лишь десятую часть территории вопреки мировой практике и принятым теми же чиновниками градостроительным планам, остается чисто риторическим. Хотя хаотическую застройку крупных российских городов в угоду прибылям девелоперов многие специалисты называют преступлением.

Но здесь есть и еще одна проблема. Ограничение личного транспорта приведет к падению доходов, поступающих в казну. Автомобилисты — а их в стране 50 млн — больше других категорий платят государству за возможность передвигаться по дорогам на собственном автомобиле. Это и довольно высокий транспортный налог, и утилизационные сборы, и постоянно растущая стоимость топлива, большая половина которой — налоги. А стратегия предполагает еще и увеличение платы за использование дорог.

Впрочем, Минтранс, кажется, убоялся самого себя (ну не мог же он испугаться отрицательной реакции общества?) и стал усиленно опровергать это положение концепции: мол, нас не так поняли. «Транспортная стратегия до 2035 года не вводит никаких ограничений при развитии всех видов транспорта. <...> Мероприятия стратегии направлены на увеличение мобильности и качества жизни граждан, последовательное развитие всех видов транспорта», — подчеркнули в ведомстве. Однако, судя по всему, «ограничивать» все-таки собираются, но не сразу.

Сначала, согласно концепции, планируют бороться с автомашинами экологического класса Евро 0-3. Но тоже очень небыстро, поэтапно. Однако этой борьбе уж много лет, а победа все так же далеко. В попытке создать некие экологические зоны в 2017 году в ПДД был даже введен соответствующий знак, запрещающий езду на авто с низким экологическим классом. Тем не менее на территории РФ он пока не применяется. В 2018-2019 годах было много разговоров об обустройстве экозон в Москве и Санкт-Петербурге, но это также стало лишь сотрясанием воздуха. Что не удивительно, ведь под запрет попала бы половина транспортных средств, зарегистрированных в России. Поскольку им больше 10 лет от роду и они в лучшем случае имеют класс Евро-3 (максимальный — Евро-6), а в худшем — никакого.

Другим направлением улучшения экологии стратегия обозначила увеличение количества заправок для электромобилей аж в тысячу раз — с 250 до 250 тысяч. Верится с трудом. Но здесь есть еще одна загвоздка. «Исходя из опыта стран с развитой инфраструктурой электрических заправочных станций требуется 300-350 электрических разъемов на 100 тысяч человек населения (около 250 тысяч разъемов для достаточного покрытия европейской части Российской Федерации, или 125 тысяч зарядных станций с двумя разъемами)», — пишут авторы стратегии. Но почему упомянута только европейская часть, разве на остальной части страны планируется использование двигателей на бензине? Или эти территории стратегия вовсе не охватывает?.. Однако даже если зарядные станции появятся на российских просторах через 15 лет, откуда взяться миллионам электромобилей, если сейчас их в лучшем случае несколько сотен на всю страну? Очевидно, что заставить людей с тощими кошельками покупать дорогущие импортные электромобили без каких-то «пряников» со стороны государства вряд ли получится. К электрозаправкам стратегия присовокупляет «2100 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 200 криогенных автозаправочных станций». Капля в море, которая свидетельствует об отсутствии перспектив для газомоторного топлива в России.

Как мечты Остапа Бендера о Нью-Васюках воспринимаются планы оборудовать на основных трассах специализированные автосервисы для электромобилей и пункты по утилизации батарей.

Под стать этим мечтам и громадье планов дорожного строительства. Здесь и «бесшовное скоростное сообщение» от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург в Тюмень, Челябинск, Омск, Иркутск с ответвлением в сторону Казахстана, и трасса «Меридиан» — от границы с Белоруссией через Смоленскую, Липецкую, Саратовскую области до Казахстана, и новая магистраль между Сочи и Новороссийском.

Впрочем, эти планы не покроют Россию плотной сетью дорог. Мы как уступали по автомобилизации США, Европе и даже Китаю, так и будем значительно уступать. В прошлом году при обсуждении проекта Транспортной стратегии зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков говорил о необходимости удвоения дорожной сети в России с одного миллиона километров до двух. А затем Лысакова попросили из Госдумы.

Резкое увеличение строительства дорог признано нецелесообразным. Так что мечта промчаться с ветерком от Калининграда до Владивостока так и останется несбыточной. Словом, эта концепция пополняет список аналогичных прожектов, типа Стратегии-2020 и различного рода национальных проектов, большая часть из которых остается на бумаге. Впрочем, может быть, оно и к лучшему. Кому охота попадать под очередные ограничения?

Как вишенка на торте в стратегии опять всплывает многострадальная скоростная железнодорожная магистраль Москва — Петербург, о которой мы мечтаем, наверное, еще со времен царя Николая. А ведь сколько раз приступались уже в новой России, наследнице той великой империи! Совсем недавно было объявлено, что проект окончательно похоронен и деньги на проектирование пропадут. И вот опять!

Кстати, о деньгах. Как следует из транспортной стратегии образца 2021 года, на ее реализацию намерены потратить 60 трлн рублей — почти три годовых федеральных бюджета. И вот тут уж сомнений нет: средства будут использованы. Иначе и смысла нет писать стратегии и с помпой их обнародовать.

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6069
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3000
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?