
В начале апреля президент США подписал указ о введении «взаимных пошлин на импорт» из всех стран, где существуют тарифы на ввоз американских товаров. Трамп сообщил, что таким способом намерен вернуть триллионы долларов для погашения государственного долга. Этот шаг означает отказ главной экономики Запада от свободного рынка и переход к глобальному протекционизму во внешней торговле, причем даже в отношении ближайших соседей и союзников — Мексики, Канады, Евросоюза и Японии.
Большинство партнеров сразу упрутся в стену запредельных тарифов на ввоз их товаров в США. Индивидуальные уровни таможенных пошлин рассчитывались исходя из показателей торгового дефицита Штатов с каждой страной, чтобы таким способом выровнять дисбаланс.
А в итоге частокол из барьеров моментально уронил цены на энергоносители, сырье, котировки товарных бирж, обвалились индексы ценных бумаг — словом, был спровоцирован экономический хаос. Лишь за первые минуты работы Нью-йоркской биржи фондовый рынок США лишился 2,1 трлн долларов. Агентство Bloomberg показало крупнейшее со времен пандемии сокращение состояний американских миллиардеров. Марк Цукерберг потерял 18 млрд долларов, Джефф Безос — 16 млрд, и даже верный соратник президента Илон Маск за день обеднел на 11 млрд долларов.
Прецеденты такого рода были, и именно они во многом спровоцировали Великую депрессию. В 1930 году президент Герберт Гувер поддержал инициативу Конгресса о введении ввозных пошлин сразу на 20 тысяч наименований товаров. После вступления в силу закона мировой товарооборот упал на 66%, импорт в США из Старого Света сократился в 3,4 раза, а американский экспорт на европейские рынки — в 3 раза. Только Франклин Рузвельт в 1934 году спас стагнирующую экономику, забрав вопросы таможенной политики в введение президентской администрации. США вернулись на мировой рынок и снова стали развиваться и процветать.
На этот раз 47-го президента попытался образумить Институт предпринимательства США. Ученые мужи обнаружили серьезные ошибки в методике расчета пошлин, которые многократно завышены. Представленная командой Трампа формула — «торговый дефицит США с каждой страной, поделенный на стоимость товаров, импортируемых США из этой страны» — лишена экономического смысла. Ведь торговый дефицит с конкретной страной определяется не только пошлинами и нетарифными барьерами, но и международными потоками капитала, цепочками поставок, сравнительными преимуществами, географией и прочими факторами. При этом две другие переменные в уравнении нейтрализуют друг друга. Так, при правильном пересчете пошлины для Китая и ЕС составили бы 10% — вместо 32 и 20% соответственно.
Financial Times считает, что представленные с помпой тарифы Дональда Трампа долго не продержатся, настроения электората и бизнеса скорректируют повестку дня «самого упрямого и эгоистичного президента Америки». Эксперты предрекают, что волюнтаризм администрации неизбежно приведет к росту цен и замедлению экономической активности в Штатах и во всем мире.
Легче других пока переносят глобальный торговый катаклизм Россия и Белоруссия. Они уже «отгорожены» барьером западных санкций и изолированы от процессов передела рынков и финансовых потоков. Конечно, спад мирового рынка энергоносителей нашу казну не пополнит, но эти статьи доходов восстановятся, так как перенесшей потрясение мировой экономике понадобятся источники роста в виде нефти и газа.
А что же союзники? Они едва ли не больше других страдают от политики Белого дома. В феврале объем производства в ФРГ уже сократился на 1,3%, а потеря экспорта в США наверняка обернется волной банкротств. В бундестаге раздаются призывы забрать из США 1236 тонн немецкого золотого запаса. В парламенте нет уверенности, что в условиях непредсказуемой экономической политики его удастся получить по первому требованию.
Сам Дональд Трамп объявил соотечественникам, что началась экономическая революция: «Мы победим, держитесь крепче, хотя это будет нелегко, — написал он в своей соцсети Truth Social. — Соединенные Штаты ждут трудные времена, но конечная победа будет исторической».
Пока ради достижения эфемерной победы разрушается система глобальной торговли, сердцем которой были доллар и евро.
А в это время
После введения США 34-процентных импортных пошлин на весь китайский импорт Китай ответил зеркально. В ответ Трамп поднял таможенный тариф до 104%, Пекин нанес встречный удар — 84% на все товары из США. В ответ Трамп поднял тариф для китайских товаров до 125%. Одновременно США на 90 дней отменили пошлины в отношении 75 стран. Фактически тарифное противостояние свелось к торговой войне США с Китаем. «В тарифных и торговых войнах победителей не будет. Китай не хочет, но и не боится воевать», — заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь.
О том, как в КНР оценивают ситуацию, читайте в эксклюзивной статье Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РФ Чжан Ханьхуэя.