Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах, чем в начале года, то есть происходит переход в режим тотальной экономии. Сильнее всего спрос упал на непродовольственные товары. Мы попросили экспертов поделиться опытом, от чего они уже отказались и в чем собираются отказать себе в ближайшем будущем.
Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики МГУ
— Статистика показывает рост доходов, но огромное количество россиян живут с очень скромными бюджетами. Им просто не на чем экономить, после обязательных платежей ничего не остается. Даже укрепление рубля, сделавшее ряд товаров чуть дешевле, не пробудило потребительского оптимизма. Очень многие серьезные покупки откладываются на потом. Яркий пример — наш авторынок, где парк автомобилей неуклонно стареет.
Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук
— В моем кругу есть люди, которые вынуждены отказаться от покупки таких недавно еще вполне доступных вещей, как бытовая техника или новый гаджет. На еде мы пока экономим меньше, от привычных продуктов отказаться труднее. Но напомню: беднейшие слои россиян тратят на питание 50% своих денег, средний класс — около 20% доходов, тогда как в благополучных странах эта доля не превышает 5%. Популярнее стали магазины-дискаунтеры, где еду продают с минимальными наценками. Надо признать: мы и сегодня не особенно шикуем, но очень скоро многим из нас придется на полные обороты включить режим личной и семейной экономии.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Большинство людей, с которыми я общаюсь, живут весьма экономно еще с начала 90-х. Так называемые тучные года коснулись далеко не всех. Такова цена капитализма. А в последнее время наши граждане, очевидно, стали жить хуже. Что бы там ни утверждала официальная статистика, но реальные доходы падают, цены растут быстрее зарплат. Со скепсисом отношусь к выводам того же ВЦИОМа, который уверяет, что больше 80% россиян называют себя счастливыми. Конечно, не в деньгах счастье, но не до такой же степени мы от них независимы: Не от счастливой жизни российский автопарк борется за звание самого старого в Европе. Покупка квартиры — ноша для большинства неподъемная. Люди стали чаще чинить товары длительного пользования. У меня есть знакомые, вынужденные экономить даже на еде. Любопытно, как при этом поменялась государственная пропаганда. При Ельцине нас уверяли: во всем виноваты коммунисты. А сейчас говорят: в стране все хорошо, зарплаты растут как на дрожжах, если ты стал жить хуже, то сам виноват: А главное, так и не произошло перестройки экономики в сторону производства. Раньше мы получали часть товаров с Запада в обмен на нефть и газ, а теперь — от Китая. Но суть экономической модели не поменялась.
Константин Калачев, политолог
— Исследование о снижении спроса в магазинах вышло по времени рядом с замерами ВЦИОМа, где говорится о готовности россиян отдать последнюю рубаху из соображений «ответственности за страну». Тут случайностей не бывает. Опрос ВЦИОМа стал попыткой власти подвести черту под темой экономии. На чем я сам экономлю? Отказался от мысли поменять что-то из бытовой техники. На днях покрутил в руках в магазине неплохие белорусские ботинки, но брать передумал: пока поношу старые. Хочется обновить н-оутбук, но сдерживаю себя. А ведь у любой вещи есть срок годности. Бесконечное откладывание покупок «на завтра» вызывает раздражение. С этим и живем.
Станислав Богданов, председатель президиума АКОРТ
- Потребитель стал более бережливым. Этому способствуют снижение доступности кредитов и высокие процентные ставки по банковским вкладам - потребители предпочитают сберегать деньги на счетах, сокращая крупные покупки. Дорогие кредиты снизили доступность крупных покупок - квартир, мебели, дорогостоящей техники. Из-за охлаждения потребительского спроса в первом полугодии 2025 года продажи смартфонов на российском рынке снизились по сравнению с январем-июнем 2024 года на 22%, ноутбуков на -19%, а телевизоров - на 10%. В меньшей степени замедление спроса касается продовольственных товаров. Несмотря на общий рост сберегательных настроений, потребители стали уделять больше внимания здоровому питанию и не готовы экономить на качественных продуктах. Продажи продуктов питания в торговых сетях растут в денежном и натуральном выражении, хотя темпы ниже прошлогодних. Готовая еда и ЗОЖ-продукты - самые быстрорастущие категории в продуктовой рознице и привлекают все большее число потребителей. Динамика продаж в этих категориях в 2-3 раза выше показателя продовольственной инфляции, а темпы роста спроса выше, чем в прошлом году. Также мы не видим тенденций к сокращению спроса на продукты первой необходимости.