Безработица в сфере управления России пока не грозит, но к 2029 году ожидается серьезное падение спроса на работников среднего звена государственных и муниципальных служб. Вместе с этим кадровые сокращения прогнозируются и в сфере торговли. Об этом говорится в разработанном Минтрудом РФ прогнозе кадровой потребности в специалистах на период до 2029 года. Как заявляет министр труда Антон Котяков, в ближайшее время этот прогноз должен стать основанием для распределения бюджетных мест в вузах и колледжах страны. А в пресс-службе ведомства добавили, что прогноз кадровой потребности «буквально отвечает на вопрос, сколько людей должны работать в той или иной отрасли при прогнозируемой производительности труда, чтобы эта отрасль внесла ожидаемый вклад в экономику страны».
Общие расчеты Минтруда показывают, что российская потребность в трудовых ресурсах не только не снижается, но и растет: до 2030 года по сравнению с базовым 2022-м на рынок труда необходимо будет дополнительно привлечь 3,1 млн человек. А взять их пока негде. Об этом сообщил министр Антон Котяков в своем выступлении в Совете Федерации. Хотя годом раньше Минтруд оценивал трудовую потребность российской экономики в привлечении квалифицированных специалистов значительно скромнее, на уровне 2,4 млн. А в апреле общее количество активных предложений о работе в России на hh.ru составило более 1,1 млн - на 2% больше прошлогоднего.
Однако в некоторых отраслях рабочие места найдутся не всем. Серьезные сокращения ожидают общероссийского лидера по числу занятых - торговлю, в основном, розничную. Если нынче в этой сфере трудится около 13,26 млн человек, то в 2029 году число рабочих мест снизится на 230 тыс. - как минимум. Максимальное снижение численности ожидается среди продавцов и помощников продавцов магазинов — на 132,7 тыс., бухгалтеров — на 67,7 тыс., специалистов по сбыту продукции — на 43,5 тыс. Такой прогноз объясняется растущей популярностью маркетплейсов — онлайн-платформ для продажи и покупки товаров «без нужды в прилавках», а также продолжающимся введением обычными магазинами средней ценовой категории различных систем самообслуживания.
На Западе этот процесс уже стал обычным явлением. По данным мировых статистических служб, в 2023 году в странах ЕС, Великобритании и Северной Америке закрылось 10 494 розничных торговых точек, что привело к сокращению почти 120 тыс. рабочих мест. В минувшем году только в США было закрыто 7 325 магазинов, что на 3 000 больше, чем годом ранее. Российскую торговлю ожидает та же учесть. Хотя эксперты Минтруда обещают некоторый рост рабочих мест в сети интернет-торговли за счет нужды в учете, приеме и выдачи товаров на складах, а также в транспортных службах и в доставке. Но их потребуются не сотни тысяч.
Нынешний пятилетний прогноз кадровой потребности Минтруд разработал по поручению президента в трех разрезах — отраслевом, региональном и профессионально-квалификационном. Ведомство утверждает, что при подготовке документа учитывались прогнозы социально-экономического развития, данные опроса работодателей, демографические тренды.
Но если с сокращением кадровых потребностей в торговле все было ясно, то на второе место прогнозисты Минтруда поставили сектор госуправления с количеством занятых 3,58 млн человек. По министерским планам, через пять лет численность «государевых людей» сократится на 66 тыс. как государственных, так и гражданских служащих, работающих на должностях консультантов, советников, специалистов. Много это или мало? Ведь в том же самом прогнозе, но в разделе «разбивка по профессиям», фигурировали совсем иные цифры: потребность в специалистах по финансовой деятельности предполагается снизить на 88,7 тыс. человек, в области администрирования - 87,4 тыс., а в чиновниках, занятых сбытом, маркетингом и связями с общественностью - 32,3 тыс.
Аналитики Минтруда одной из причин будущего сокращения чиновничьих штатов называют внедрение цифровых технологий не только в финансовые службы, но и в другие сферы госуправления. «К примеру, активно внедряются системы электронного документооборота, позволяющие создавать, подписывать, использовать и хранить документы в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Это способствует повышению производительности труда и оптимизации числа сотрудников, исполняющих административные и технические функции, чьи функции могут быть автоматизированы - например аналитиков и специалистов по отчетности», — считают в Минтруде. И в базе вакансий Superjob этот прогноз подтверждается: за последние пять-шесть лет снизились заявки на технический персонал госархивов, судов, территориальных органов управления.
Задача сокращения госаппарата ставится перед органами власти из года в год. Но почему-то результат каждый раз оказывается обратным. Если в 1989 году на весь СССР госслужащих было 1,6 млн, то в современной России их стало 2,4 млн. А по количеству «управляемых» каждым чиновником граждан рост вышел почти тройным: с 60 чиновников при СССР на каждые 10 тыс. населения до 163 «руководящих кадров» сегодня. Причем, министр финансов Антон Силуанов при каждой дискуссии в правительстве о необходимости поднять оплату труда тем или иным госслужащим из года в год отвечает одинаково: «Давайте мы лучше сократим количество работников. И повысим им зарплату». После чего споры прекращаются. Зато в прошлом году по отчету Генпрокуратуры только за первые шесть месяцев в России выявили 10 251 человека, совершившего коррупционные преступления. Это самый высокий полугодовой показатель за последние 13 лет.
Аналогичные проблемы - рост коррупции и необходимость сокращения чиновничьего аппарата - стоят и в других странах. В Германии с прошлого года обсуждается парламентская реформа - с уменьшением числа депутатов в Бундестаге с нынешних 736 парламентариев до 630 и сокращением штата обслуги. В Великобритании правительство Кира Стармера предлагает сократить до 50 тыс. госслужащих в рамках оптимизации расходов на чиновничий аппарат. Причиной называют рост за последние пять лет количества госслужащих до полумиллиона человек на которых ежегодно из британского бюджета тратится около 13 млрд фцнтов. В США к нынешнему маю по инициативе Дональда Трампа уже сократили более 120 тыс. госслужащих. Как видим, цифра разные, а принцип один - «волюнтаристский». Ибо никто и нигде еще не смог подсчитать, сколько именно чиновников сможет управлять страной оптимальным образом.
В России нынче сокращаются и управленческие штаты в бизнесе. Еще недавний гиперспрос на такой персонал, отмечавшийся на рынке в 2023–2024 года, неожиданно сменился спадом и более спокойным наймом. Это уже показала статистика сервиса hh.ru: в январе-апреле 2025 года в России было открыто на 15% меньше вакансий, чем за тот же период прошлого года, и наибольшее сокращение предложений о работе претерпели такие сферы, как «Управление персоналом, тренинги» (35%), «Стратегия, инвестиции, консалтинг» (20%), «Закупки» (20%). Также во многих высоко конкурентных отраслях, таких как IT и финтех, замедлился рост зарплат сотрудников «среднего слоя».
Компании пытаются ускоренно оптимизировать операционные затраты через использование искусственного интеллекта. Результат: по данным ВНИИ труда, за январь-апрель 2025 года на 13,3% сократился спрос на бухгалтеров, на 9,6% – на специалистов по персоналу. При этом стабильно на 18% год к году растет спрос на специалистов по IT: по данным hh.ru, с января по апрель 2025 г. промышленные предприятия разместили на сервисе более 27 тыс. вакансий для IT-специалистов. Компании нацелены на ускоренную цифровизацию производственных процессов для повышения производительности труда, но уже столкнулись с проблемой: где взять людей для новых проектов и разработок, ведь большинство претендентов не обладают достаточной квалификацией. Проблема обостряется тем, что образовательные программы, предлагаемые многочисленными IT-школами и курсами, не успевают за тенденциями рынка, а уже имеющиеся кадры не проходят переквалификацию.
Но в любом случае спрос на чиновничество «низшего слоя» будет продолжать падать, и сотрудники с квалификацией «подай-принеси и свари-ка нам кофе» должны будут за ближайшие 5-8 лет потерять нынешние должности.
Между тем
Нынешних не особо квалифицированных госуправленцев ожидает еще одно испытание: конкуренция с молодежью, прошедшей горнило военного конфликта с Украиной. Еще год назад президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил, что создает кадровую программу для ветеранов СВО и даже для тех солдат и офицеров, которые еще находятся в действующих частях и выполняют боевые задачи.
Программу назвали «Время героев», с прошлого года она начала действовать. Заявления в первый же поток подали 83 тыс. фронтовиков, из которых отбор прошли меньше сотни. На второй поток отобрали еще 85 лучших. Подразумевается, что выпускники смогут работать в структурах власти и занимать высокие руководящие посты, вплоть до министров и губернаторов.
Но начальников высших звеньев власти в стране не так много. И гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков полагает, что участники СВО могут пригодиться для заполнения вакантных мест руководителей администраций в небольших муниципалитетах.
«Найти мэра для небольшого городка даже в Свердловской области не всегда просто. Ответственности много, а ресурсов мало», - говорит эксперт по кадровым проблемам в госуправлении. А практика показывает, что приход на руководящую должность нового начальника из другой сферы обещает серьезные кадровые перемены во всем аппарате - с приглашением однополчан и в среднее звено, и пониже.
