Вот и заканчивается телевизионное пиршество под названием «чемпионат мира по футболу». Вероятно, многие мужики чешут репу, чем теперь заниматься по ночам. А кто-то думает уже о следующем мундиале, в котором, как мы точно знаем, российская сборная примет участие. Что ждать нам от него? В одном можно быть уверенным: трансляции будут сопровождены немереным объемом пивной рекламы. И еще можно предположить, что мы займем там... второе место.
Депутаты Госдумы в срочном порядке приняли решение о возврате рекламы пива в спортивные трансляции. Конечно, хочется возмутиться: господа, а не вы ли три года назад требовали ее запрета, с пеной у рта доказывая, что молодое поколение страны гибнет от пивного алкоголизма? Но то была другая Дума, недальновидная. Спасая подростков, ее члены не подумали о том, что зло можно направить во благо. А нынешняя подумала. И решила вернуть пивную рекламу, а вырученные от нее деньги направить на развитие спорта. Кроме того, говорят, без пивных денег не удастся достойно провести домашний ЧМ.
Ваш сын-подросток пристрастился к пиву? Но что вам важнее — какой-то недоросль или престиж страны? В конце концов, вспомните рекомендации Чехова: если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
Зато каких голов мы накидаем в ворота бразильцев и голландцев! Ведь, в частности, и на грядущие успехи нашей футбольной сборной будут направлены пенистые миллионы. А цена вопроса немалая: в 2011-м, то есть за год до введения моратория на пивную рекламу, отрасль потратила на раскрутку своего продукта 5,5 млрд рублей!
Вот только сомнение возникает. Деньги-то за рекламу будут получать телекомпании. Ну отчислят в бюджет налог на прибыль. Сколько это получится? Что-то сопоставимое с совокупной зарплатой футболистов сборной. Но захотят ли телевизионщики расставаться с остальными доходами?..
Во время обсуждения законопроекта один из депутатов предложил специально оговорить в тексте, чтобы не менее 90% пивных рекламных доходов ТВ шло именно на спорт. Его не поддержали. Не депутатское это дело — чужие деньги делить.
Увы, есть и еще одна засада. Помимо вышеупомянутого законопроекта Госдума приняла и еще один: запретила рекламу на платных телеканалах.
Не будем подробно разбирать возможные последствия этой инициативы. Ну, скажем, то, что, по мнению аналитиков рынка, значительному числу российских тематических каналов придет конец. А их место займут каналы зарубежные, не зависимые от рекламных доходов. Что из эфира уйдут ролики, продвигающие продукцию мелкого и среднего бизнеса, который не в состоянии оплачивать безумно дорогую рекламу на федеральных каналах. Бог с ними. Мы сейчас о спорте.
Так вот, бесплатные федеральные каналы, за исключением «России 2», спорт и не показывают! Разве что раз в два года Олимпиаду или тот же футбол. А показывают его как раз каналы платные! Спортивные каналы «НТВ-Плюс», «Евроспорт», «Спорт 1» и другие. То есть те, реклама на которых теперь запрещена. Или теперь спорт с утра до вечера начнут показывать «федералы»? Что ж, в таком случае сниму шляпу перед всемогущим лобби пивоваров...
...Впрочем, будем верить в лучшее. В то, например, что посмотрят наши мальчишки на своих сверстников, со смаком поглощающих в эфире пенный напиток под крики «го-о-ол!», но сами пиво пить не будут, а пойдут заниматься на спортплощадку, построенную на выручку от пивной рекламы. И в то, что деньги все-таки дойдут до сборной. И тогда мы действительно займем на ЧМ-2018 второе место. Почему не первое? Ну нельзя же изменять своим футбольным принципам.