В минувшие выходные, набрав в популярном поисковике слово «кто», пользователь немедленно получал продолжение вопроса — «финансирует «Спас»?» С чего это возник ажиотажный интерес даже не к самому телеканалу, чья среднесуточная доля аудитории не превышает 0,6%, а к его бюджету? А дело в том, что именно в эти дни некоторые граждане заподозрили вещателя, принадлежащего РПЦ, в получении заграничных денег и использовании их с отнюдь не благими намерениями. Потребовали проверки и — в случае подтверждения злого умысла — признания его «иноагентом». А виной всему показ фильма «Мумия» про Мавзолей.
В народе давно существует примета: если депутаты, политологи и журналисты дружно начинают спорить о переименовании Волгограда в Сталинград или о необходимости срочно предать земле Ленина, то это означает, что в обществе происходят или намечаются какие-то важные перемены, а власть, дабы электорат не нервничал, инициирует отвлекающие его внимание дискуссии. То одну, то другую поочередно. А теперь — внимание! — вопрос: к чему такому нас готовят, если активные разговоры о смене названия города начались еще накануне Дня Победы, но, вопреки обыкновению, не прекращаются до сих пор, а теперь к ним присоединилась еще и полемика вокруг тела вождя?
Без особой склонности к конспирологии в премьере на «Спасе» можно усмотреть умышленную провокацию. Дело не в самой документалке, а в особенностях ее продвижения. «Мумия» в «ящике» — лишь завершающий аккорд. Прежде она была показана на большом экране в разных городах. В Москве абсолютно антибольшевистский проект появился (вот парадокс!) в кинотеатре «Октябрь», оформленном с таким размахом, словно автором фильма является не журналист телеканала, а Сарик Андреасян. Почти везде премьеру сопровождало обсуждение. В Екатеринбурге оно прошло лишь на следующий день, так, видимо, людям высказаться хотелось.
У представителей «либеральной столицы», по большей части молодежи, картина вызвала одобрение. Как и речь протоиерея Максима Миняйло: «Тьма, в которую погрузился наш народ, во многом была вызвана тем, что мы в нее вступили сами. Поэтому речь сегодня не идет только о том, чтобы каким-то образом убрать тело Ленина и разрушить Мавзолей. Речь идет о более серьезных вещах: о том, чтобы изменить нашу жизнь — уйти от этой тьмы к свету».
Выступил перед ними и автор проекта Андрей Афанасьев: «Мы старались никого не оскорбить, не вешать ярлыки, говорить языком фактов и цифр. Сами ездили в Ирак, в Египет, в Карелию, в Тюмень, чтобы во всем этом разобраться и понять, а надо ли вообще все это России сегодня. Насколько мумия революционера, лежащая в «зиккурате» на Красной площади, соответствует традиционным ценностям, описанным в указе нашего президента». Вот что значит вовремя упомянуть Путина!
Наверное, заграничные поездки съемочной группы были интересными. Но вряд ли сравнение тела Ленина с идолами, которым поклонялись тысячи лет назад, особо взволновало аудиторию. Зато у молодой ее части, ныне сильно интересующейся Китаем, мог возникнуть вопрос: «Почему забальзамированное тело убежденного ленинца Мао лежит себе в мемориальном комплексе, а его страна успешно развивается, и люди не требуют похорон?»
«Мумия» сделана весьма профессионально, а вот новых фактов несет в себе мало. Видимо, 36-летний автор полагал, что его аудитория не читала тысячи страниц и не смотрела десятки часов телевизионных кадров на эту тему, появившиеся в перестроечные и более поздние времена. Есть в его фильме и забавные детали. Ну, скажем, помимо Щусева над проектом Мавзолея работал и французский архитектор. А тот был масоном, как и некоторые представители большевистской верхушки. Случайное совпадение? Или что когда тело Ленина во время войны было эвакуировано в Тюмень, часовые, охранявшие комнату с саркофагом, сходили с ума, услышав стук в запертую дверь и просьбы открыть ее.
При других обстоятельствах проект «Спаса» был бы уже забыт, но, как назло, одновременно проходил съезд КПРФ, и коммунисты не могли не заметить, что «Мумия» обвиняет именно их предшественников в создании губительного для России идола. И пришли к следующим выводам. Фильм — осознанная акция «либеральной башни Кремля». Понимая, что на грядущих выборах в ГД граждане, уставшие от стремительно растущего в условиях СВО социального неравенства и от самой спецоперации, могут проголосовать не за «ЕдРо», а за левых, ее, башни, высокопоставленные апологеты и решили устроить сей демарш. Кроме того, показывая «Мумию» на «Спасе», они хотели противопоставить верующих коммунистам. А ведь на СВО воюют и те и другие, часто в одном лице.
Более того, в планах либералов устроить декоммунизацию по украинскому варианту (выкинуть вождя из Мавзолея, снести памятники и т. д.) и тем самым угодить своим западным кураторам. Тут и возникло требование проверить «Спас» на предмет «иноагентства»!
Ну а если серьезно: Как говорится, Бог рассудит. Тот самый, что упомянут в статье 67.1 Конституции: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».