Главная Культура 19:03 15 Октября 2021 8719
Как русские художники за морем счастья искали

Спустя почти сто лет Музей русского импрессионизма вспоминает легендарную русскую выставку в Нью-Йорке

Елена Широян
Картина Вениамина Белкина «Фрукты на синем», дважды совершив путешествие через океан, обрела свой постоянный дом в Русском музее. Изображения предоставлены Музеем русского импрессионизма

Старое, доброе, веками проверенное отечественное искусство. Реализм с вкраплениями русского сезаннизма, пленэризма и модерна плюс чуть-чуть авангарда в мягком, отнюдь не радикальном варианте. Имена Льва Бакста, Бориса Кустодиева Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Аркадия Рылова, Валентина Серова, Василия Поленова, Константина Юона, как и названия Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного Эрмитажа, ласкают слух, Вопрос лишь, почему эти вещи отличного качества поступили на нынешнюю выставку в Музее русского импрессионизма «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» из самых разных точек планеты, хотя возили их в США в надежде распродать там как горячие пирожки?

Отрадно, что Музей русского импрессионизма, созданный в Москве лишь пять лет назад, уже занял свою нишу и берется за сложные темы. Вот как то заокеанское турне, которое до сих пор — почти непаханое поле, хотя случилось оно век назад.

В ту пору привычная нам «культурная дипломатия» была еще в зародыше. Хотя, допустим, картины Айвазовского и Верещагина американцы увидели уже в XIX веке, а в начале ХХ столетия культуртрегерские проекты вроде балетов Анны Павловой дополнились и регулярными показами обосновавшихся на Гудзоне беглецов из разоренной революционной России.

При наступлении нэпа творцы воспряли и попытались вернуться к прежней арт-практике. Ведь большинство художников России в ту пору переживали катастрофу. Если ты не выходишь из стен мастерской под лозунгом «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры», то сиди без работы и денег: арт-рынок разрушен. Группа организаторов американской поездки, включившая Игоря Грабаря, Константина Сомова, Сергея Виноградова и даже издателя Ивана Сытина, поставила перед собой задачу не столько пропаганды русского искусства с его маэстрией, сколько оказания собратьям чисто гуманитарной помощи. США же выбрали как страну богатую и благополучную, особенно на фоне только что жестоко отвоевавшей Европы. Собрали масштабную коллекцию почти в полторы тысячи работ, продумали темы, стилистику, афиши, каталог. Но что-то пошло не так — о чем «рассказывают» те семь десятков работ, что поступили на нынешнюю выставку из музеев и частных собраний России и мира.

«Рыбак с крабом» — одна из немногих новаторских работ, попавших в состав нью-йоркской выставки. Собрание Майи и Анатолия Беккерманов

Тогда, в 1924-1925 годах, русским мастерам предоставили престижную площадку в центре Манхэттена, в Большом Центральном дворце. Удалось выручить от продажи более 50 000 тысяч долларов, хотя кураторы рассчитывали на много больший эффект, а рядом с миллионами, за которые уходят в наши годы на аукционах «Обнаженная» Серебряковой или «Радуга» Сомова, эти деньги кажутся смешными. Самое же главное — продались лишь около 90 из тысячи работ! Не более удачными оказались и последующие вояжи разделившейся на «северную» и «южную» часть выставки, проехавшей ещё по двадцати городам США и Канады. Не помогло и содействие видных американских деятелей культуры и бизнеса (в попечительский совет наряду с издателем Уильямом Хёрстом вошли члены виднейших семей США). Да и покупателей было немного: дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, а также поддержавшие соотечественников Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

Организаторы американского турне (слева направо): Федор Захаров, Константин Сомов, Иван Сытин, Игорь Грабарь, Иван Трояновский, Сергей Виноградов

На самом деле показы русского искусства за рубежом в ту пору не были такой уж редкостью. Уже состоялось явление русского авангарда в галерее Ван Димена в Берлине (1922), а в 1923-м Музей Стеделийк в Амстердаме показал «Первую русскую художественную выставку» с работами Эль Лисицкого, Малевича, Любови Поповой, Родченко, Татлина и их ближайшего круга. В 1924 году в советском разделе Венецианской биеннале предстало творчество Александра Веснина, Варвары Степановой, тех же Малевича, Поповой, Родченко, а в следующем году знаменитый павильон, спроектированный Константином Мельниковым, станет гвоздем эпохальной Выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Там потрясенные европейцы увидели, как преображалось искусство России, пока ее границы были закрыты из-за Мировой войны и революции.

На этом фоне то, что привезли в 1924 году в США Грабарь и Ко, выглядело старомодным, за исключением нескольких художников-новаторов — Бориса Григорьева, Кузьмы Петрова-Водкина или стоявших у истоков авангарда Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. Понимая разницу между европейской и американской аудиторией, инициаторы заокеанского вояжа не стремились показать себя радикалами.

Картина Михаила Ларионова «Офицерский парикмахер» в итоге стала собственностью венской галереи «Альбертина»

Но даже эти опытные люди не представляли себе полностью вкусов и психологии «среднего американца». И вышло, что проект стал сшибкой двух миров: русской интеллигенции с ее порой аристократическими замашками и ностальгией о былом величии — и жесткого американского прагматизма, где бал правили не реальные представления о России, а расхожие мифы о «загадочной славянской душе», честно говоря, не так уж непохожие на нынешние: цыгане, тройка, сарафаны, пляски...

Так, европейски образованных русских кураторов шокировало предложение попечительского совета сопроводить вернисаж... костюмированным действом с русским самоваром! Дамы-патронессы, по словам Грабаря, желали видеть «настоящую» русскую экзотику, а нежелание гостей сводить важный культурный проект к лубочным увеселениям расценили как неуважение. Возможно, кураторы и раскаялись в своей гордыне: уязвленные вандербильдихи (одна из дам в самом деле была из семьи Вандербильдт) не стали приобретать русские вещи, в итоге выставка не окупила колоссальных затрат. Но не кусают ли теперь локти сами американцы — потомки тех, кто упустил шанс за скромные суммы приобрести работы классиков?

Столетие назад эта афиша Федора Захарова по мотивам Бориса Кустодиева украшала улицы Нью-Йорка

Со временем экспонаты рассеялись по разным странам. Музей провел почти детективное расследование и отыскал многое в коллекциях США, Канады, Армении, Великобритании, Германии, Испании, Франции, Швейцарии, Таджикистана... Так, «Виолончель» Шухаева прибыла из знаменитой венской галереи «Альбертина». На территории же самой России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону. Теперь в рамках самого масштабного проекта МРИ удалось установить судьбу сотен произведений, а какие-то и заново открыть для зрителей.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23118
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5497
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5375
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3870
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?