Анимационный короткометражный фильм режиссера Вари Яковлевой «Ванлав» («Oneluv») производства знаменитой отечественной студии «ШАР» прошел отбор Американской академии кинематографических искусств и наук. После голосования членов Академии 21 декабря 2023 года будет объявлен шорт-лист премии «Оскар», куда, мы надеемся, попадет и Варина картина.
Десятиминутная лента «Ванлав» уже успела завоевать широкое международное признание. Картина, в которой нет диалогов, а есть только изображение и музыка, приняла участие более чем в 40фестивалях по всему миру: от Москвы и старинного Суздаля, где проходит крупнейший киносмотр российской анимации, — до Таллина, Лиссабона, Оттавы, Загреба, Парижа. Теперь у Вари есть шанс попасть со своим фильмом в Лос-Анджелес.
Впрочем, этот опыт для Вари Яковлевой — трехкратной обладательницы Национальной анимационной премии «Икар» — совсем не новый. Ее предыдущая короткометражная лента «Жизнь-паскуда», искусно соединяющая приемы анимации и документального кино, уже входила в оскаровский лонг-лист в 2022 году. Кроме того, Варя работала художником-постановщиком над полнометражным анимационным фильмом Андрея Хржановского «Нос, или Заговор «не таких», который ранее тоже претендовал на «Оскар». Так что для нее это уже третья попытка добиться успеха в Голливуде. А русский Бог, как известно, троицу любит.
К своему нынешнему взлету Варя пришла непростым путем. Признается, что до 18 лет вообще не любила рисовать. Однажды познакомилась с компанией художников, благодаря им взяла в руки карандаш и кисть. С их помощью поступила в Калужское художественное училище, а позже пришла на художественный факультет ВГИКа. К своим сорока годам попробовала себя в разных ипостасях: иллюстрировала книги, писала картины, которые неплохо покупались, участвовала в выставках и организовывала их, но кино в итоге заняло главное место в ее жизни.
После ВГИКа она стала учиться и работать в школе-студии «Шар», где ее наставниками были крупнейшие мастера отечественной анимации: Андрей Хржановский, Иван Максимов, Алексей Демин, Михаил Тумеля, Виолетта Колесникова, Олег Дорман. Учась у них, она вырабатывала свой стиль и почерк. А в последние годы, по словам кинокритика и фестивального куратора Дины Годер, Варя Яковлева буквально взлетела ракетой.
Ее всегда волновали острые, социальные сюжеты, в частности, тема домашнего насилия, женской уязвимости перед агрессией сильного пола. Об этом рассказывал один из ее предыдущих фильмов — «Анна, Кошки-мышки». Варя об интересе к столь резонансной, вызывающей споры теме говорит так: «Женщина даже при неизбежной самозащите в случае причинения ущерба агрессору все равно понесет наказание. И сложно не говорить об этом, когда я сама женщина».
«Ванлав», по сути, продолжает тему, начатую в «Кошках-мышках». Только рассматривает ее с другого ракурса. По сюжету картины в квартиру, где живет молодая пара, вторгаются незнакомцы. Они, пользуясь вынужденным гостеприимством хозяев, начинают вести себя наглым образом. С каждой минутой атмосфера в доме накаляется, растет напряжение между присутствующими. Не получая поддержки от своего мягкотелого, слабовольного мужа и оставшись, по сути, наедине с непрошенными, агрессивными гостями, девушка решает сама дать отпор своим обидчикам, превращаясь в Богиню возмездия...
«Идея фильма оформилась в сценарий примерно лет пять-шесть назад, — рассказывает о своем замысле Варя Яковлева. — Тогда мне приснился сон, как будто ко мне в дом без приглашения приходят мужчины и садятся ужинать. Эта тема показалась мне важной. Как бы я реагировала, если бы в мой дом пришли незваные гости и начали есть, пить, бесчинствовать? Казалось, что невозможно защитить себя, особенно если надеешься на кого-то еще. Но есть предел всему, терпению — тоже. Как переполненная чаша, символизирующая терпение, дает трещину и разлетается на осколки в моем фильме, так и героиня, переполненная встреченным насилием в собственном доме, превращается в зверя, защищая себя».
Окружающие героиню персонажи, по словам Вари, образы собирательные. Пришедшие не из сновидений, а из ее личных впечатлений и воспоминаний: «Персонажи и детали сюжета — своеобразный микс из того, что когда-то произошло со мной. Это интерпретация нашей жизни, только все получилось даже несколько мягче и добрее, чем бывает в реальности».
Таким же миксом стал и художественный язык фильма. В нем переплелись разные техники, стили, приемы, музыкальные мотивы. По словам режиссера, при работе над картиной она дала себе полную свободу. Творила по наитию, без четко продуманного плана, порой не знала, какой персонаж появится в следующей сцене, каким будет следующий поворот сюжета, каким получится финал...
Не знаем и мы, каким будет финал оскаровской гонки с участием Вари Яковлевой. Сама она не питает иллюзий относительно своего возможного попадания в шорт-лист: дескать, и конкуренты сильные, и международная обстановка сложная. Но мы пожелаем успеха и ей, и анимационной студии «ШАР», которой в этом году исполнилось 30лет, и всему отечественному кино.
Штрихи
Отечественные фильмы шесть раз становились лауреатами «Оскара». В 1943 году победителем в категории «Лучший документальный фильм» стал «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина. Четыре картины получали награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»: в 1969 году — «Война и мир» Сергея Бондарчука, в 1976 году — «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии), в 1981 году — «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, в 1995 году — «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В 2000 году премии в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» был удостоен мультфильм Александра Петрова «Старик и море».