Главная Культура 00:18 16 Апреля 2021 13494
Чернобыль. Заглядывая в бездну

На экраны выходит фильм Данилы Козловского о самой страшной техногенной катастрофе в истории человечества

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «Чернобыль» с сайта kinopoisk.ru

Популярный актер выступает в фильме и режиссером, и исполнителем главной роли, и одним из продюсеров. Так что «Чернобыль» вполне можно считать его авторским проектом. Фильм был готов давно, но из-за пандемии его премьера раз за разом откладывалась. Да и помимо прочего надо было развести выход «Чернобыля» с одноименным американским сериалом, который в 2019 году произвел фурор во всем мире и получил около 80 престижных кинонаград. Соревноваться с таким шедевром совсем непросто...

Данила Козловский, впрочем, настаивает, что сравнивать эти произведения неправомерно. Мол, сериал и фильм — это разные форматы. И потом, если американский «Чернобыль» является, по сути, тщательной художественной реконструкцией реальных событий, то его фильм рассказывает во многом вымышленную и достаточно частную человеческую историю, для которой чернобыльская трагедия служит лишь фоном. Но хочет того Козловский или нет, сравнивать все равно будут. Не избежал этого искушения и я.

Начинается фильм Козловского как лирическая мелодрама. Капитан пожарной охраны Алексей Карпушин — брутальный красавец, рубаха-парень и баловень судьбы — после десятилетней разлуки встречает в Припяти свою первую любовь Ольгу (Оксана Акиньшина), которую, судя по всему, он когда-то поматросил и бросил. Забытые чувства вспыхивают с новой силой. Тем более, что Ольга по-прежнему прекрасна, и у нее, как вскоре выясняется, подрастает десятилетний сын по имени Алеша — как две капли воды похожий на бравого пожарника.

Сцены первого после долгой разлуки свидания, эпизоды провинциального советского быта, напоенного музыкальными ритмами той поры; прически, одежды, магазинные вывески, людской говор на улицах и в автобусах, — поначалу все в фильме дышит подлинностью, поэзией быта и чувств. И это при том, что в апреле 1986 года, о котором повествует фильм, Даниле Козловскому был всего год. Ничего этого он лично помнить не мог. Но вот сумел же с помощью художников, блистательного оператора Ксении Середы (она снимала «Кислоту», «Звоните ДиКаприо», «Дылду») воссоздать этот ушедший мир во всей его чувственной полноте.

Прекрасно и грозно решены сцены чернобыльской катастрофы, которая в один миг ломает гармонию окружающего мира. В фильме почти нет компьютерной графики, во всяком случае, ее совсем не видно. Все снималось «по старинке» — на реальном объекте (это Курская АЭС, которая является клоном Чернобыльской), с реальными очагами бушующего пламени, со снявшимися в фильме реальными пожарниками, среди которых Данила Козловский и его сподвижники-актеры (Филипп Авдеев, Николай Козак, Игорь Черневич) отнюдь не выглядят гламурными столичными пришельцами.

Обожженные огнем и радиацией лица, чавкающая под ногами грязь вперемежку с кровью, быт местной больнички, где облученные сверхдозами люди блюют на пол, усеянный обрывками бинтов и второпях сброшенной радиоактивной одеждой... Эти и многие другие сцены фильма сняты с невиданной в нашем кино изобразительной, звуко-музыкальной мощью, и они выдерживают сравнение как с упоминавшимся сериалом НВО, так и с лучшими образцами голливудского кино. И оставляют позади все российские фильмы-катастрофы.

Не скрою, всю первую половину «Чернобыля» меня обуревала гордость и за Данилу Козловского, который после дебютного «Тренера» вырастает на наших глазах в большого режиссера, и за наше кино. Мол, можем, когда захотим...

Фильм ломается где-то посредине. Когда в действие вступают те самые озвученные Козловским вымышленные обстоятельства. Когда, к примеру, высокопоставленный московский чиновник обещает людям, идущим на смертельный риск, а то и на верную смерть, квартиры в Москве и лечение в лучших клиниках Швейцарии, чего в реальности не было и быть не могло, и мы с вами это прекрасно знаем. А в фильме облученный сын Алексея вместе с ликвидаторами аварии на спецсамолете отправляется для реабилитации в эту прекрасную страну. Такую сказочную привилегию для своего ребенка путем откровенного шантажа выторговал у начальства главный герой фильма. (Который, замечу в скобках, является и его главной проблемой).

Данила Козловский еще на стадии работы над сценарием и во время съемок стремился уйти от модели, как он выражается, «бронзового героя». Он хотел создать характер сложного человека, подверженного и сентиментальным порывам, и героическим свершениям, и приступам малодушия. Но вместо сложного героя получился герой «лоскутный»: вот тут немного героизма, вот тут чуток пофигизма, вот тут толика необъяснимого сутяжничества, вот тут всплеск нежданной искренности. Герой то отважно вытаскивает своих товарищей из радиоактивного пламени, то тут же трусливо сбегает с пылающей станции на первой попавшейся «скорой помощи», то возвращается на поле боя, движимый, похоже, сугубо меркантильными соображениями, то неожиданно совершает чудеса героизма.

Такие же причудливые зигзаги выписывают и его взаимоотношения с любимой женщиной: то он пытается завоевать ее любовь, то две недели забывает прийти на свидание, то заваливает ребенка дорогими подарками, то откровенно боится взять ответственность за семью на себя, то опять стоит на коленях у ног возлюбленной. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что действие «Чернобыля» развивается не по спирали, а движется по замкнутому кругу. Вот одно погружение в смертоносный бассейн под реактором, вот второе. Вот одно объяснение с возлюбленной, вот другое... При всей своей захватывающей зрелищности и визуальной мощи фильму (во всяком случае, во второй части) не хватает подлинного психологического напряжения, внутреннего огня. Так что «Чернобыль» Данилы Козловского одноименному американскому сериалу в итоге, как на мой вкус, проиграл. Но хорошо, что не с разгромным счетом, а в честной и достойной борьбе.

P. S. Аналитик кинорынка Сергей Лавров прогнозирует, что «Чернобыль» не отобьет в нашем прокате затраченные на него средства (700 миллионов рублей). Но картину, которая за рубежом будет называться «Чернобыль. Бездна», уже приобрели Китай, Канада, Германия, ряд других стран. А в России после завершения проката, совпавшего с 35-летием Чернобыльской аварии, наверняка будут громкие телевизионные премьеры фильма. Подозреваю, что федеральные каналы будут биться за право первого показа. Так что настоящая жизнь этой неровной, масштабной, амбициозной картины еще только начинается.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:16 / 19 Марта 2021 52955
Весь вечер на Маниже

Кому понадобилось, чтобы на «Евровидении» спела уроженка Таджикистана с песней о русской женщине?

Сергей Беднов
Труд
Тут либо загадочная русская душа сработала, либо чья-то продуманная комбинация. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Да, оттоптались на ней пользователи Сети в последние часы Международного женского дня знатно. Едва узнали, кто будет представлять нашу страну на Евровидении, так и начали. К настоящему моменту процесс не только...

Культура 00:18 / 02 Апреля 2021 20440
Ты неси меня, река...

Показ «Угрюм-реки» Первый канал анонсировал как премьеру года. Дождались: социальные сети переполнились раздраженными комментариями

Сергей Беднов
Труд
Новую экранизацию легендарной саги можно определить парой слов: «богато» и «затянуто». И оба - с добавлением «слишком». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На протяжении почти месяца, завершая программу «Время», Екатерина Андреева напоминала: нас вновь ждет встреча с прекрасным. А было бы правильным, если бы она давала зрителям еще и несколько ценных советов:...

Культура 00:02 / 02 Апреля 2021 19196
Жизнь в розовом цвете

На экраны выходит фильм, который стал сенсацией главного американского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Розовое облако» с сайта kinopoisk.ru

Снятый в 2019 году, а задуманный, естественно, намного раньше, фильм «Розовое облако» предугадал мировую моровую чуму, которая обрушилась на человечество. В реальности случилась эпидемия ковида, а в фильме...

Культура 00:06 / 26 Марта 2021 15490
Английский связной

На экраны вышел британский триллер про главный шпионский сюжет ХХ века

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Игры шпионов» с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Игры шпионов» обречен на повышенный интерес российских зрителей. И потому, что в нем, наряду с Бенедиктом Камбербэтчем, которого у нас всенародно полюбили после сериала о Шерлоке Холмсе, снимаются...

Культура 00:05 / 02 Апреля 2021 14632
Каманча и ангелы

В Доме кино прошла премьера фильма о человеке с яркой и поучительной судьбой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Владимир Каманцев - герой фильма «Каманча и благодать». Фото: «ВКонтакте»

Он служил в ВДВ, был разведчиком. Воевал в Чечне. В одном из боев был тяжело ранен. Окровавленного, его вытащили на себе боевые товарищи. После демобилизации Владимир пытался учиться в институте, но чаще...

Куда в эпоху интернета прикажете девать домашние библиотеки?

Галина Пономарева
Труд
Фото: Vadim Nekrasov/Russian Look, globallookpress.com

Люди постарше помнят время, когда книжных шкафов в квартирах было больше, чем телевизоров и компьютеров. Но что делать с этим кладезем знаний в эпоху интернета? Корреспондент «Труда» ищет ответ вместе с букинистами...

Культура 00:22 / 02 Апреля 2021 14252
Страсти земной богини

На сцене МХТ имени Чехова поставили «Звезду вашего периода». Автор пьесы, режиссер и исполнительница главной роли – Рената Литвинова

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Даже скорбь у Литвиновой выглядит эстетично

Имя Ренаты Литвиновой в афише — хороший манок для зрителей, ну а когда оно присутствует там многократно, как в случае со спектаклем МХТ имени Чехова «Звезда вашего периода», шансов быть незамеченной...

Подарок великого певца стал памятью о «соавторстве» с ним

Соломон Волков, писатель
Труд
Евгений Нестеренко и Георгий Свиридов на сцене Большого зала Московской консерватории. Из семейного архива Г. В.Свиридова

Есть известный анекдот о певцах. Дирижер пеняет «звездному» басу: «Ну и идиот же ты!» На что бас возражает: «А голос?» Евгений Нестеренко, недавно ушедший от нас великий бас, являлся лучшим опровержением этой...

Культура 00:11 / 09 Апреля 2021 13100
Уроки выживания в аду

На экраны выходит зрительский, а не артхаусный фильм про Холокост

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Уроки фарси» с сайта kinopoisk.ru

Этот громкий международный проект был задуман в 2013 году. Сценарий Ильи Цофина «Уроки фарси», написанный по мотивам новеллы немецкого писателя Вольфганга Колхааса «Персидский для капо», понравился Тимуру...

Полемические заметки на полях концертных и выставочных программ

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Одна активная гражданка предложила собрать всю «обнаженку» Эрмитажа в один зал. С табличкой «18+». Фото: Eldio Suzano/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Это похоже на дурной сон. Следственный комитет взялся проверять песню «Русская женщина», с которой певица Манижа будет представлять нашу страну на «Евровидении». Инициировало это разбирательство некое АНО «Ветеранские...

Простояв полвека, легендарный памятник после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года

Алекс Зверев
Труд
Фото: Sergey Smirnov, globallookpress.com

Сооруженный в память о великой Сталинградской битве знаменитый монумент на Мамаевом кургане простоял полвека. А после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года. Такая вот примета времени. Сегодня мало...

Похоже, в России имперское сознание с его повышенным вниманием к символам становится главной идеологемой

Сергей Беднов
Труд
12 апреля на Байконуре состоялся грандиозный концерт. Длительностью те самые 108 минут. Фото телеканала «Россия 1»

Празднование Дня космонавтики, и без того помпезное, завершилось совсем уж грандиозным концертом на космодроме Байконур. Он длился 108 минут — ровно столько, сколько и полет Гагарина. Но вот интересно,...

Популярная актриса – о фильме «По колено» и «маленьких людях» с большой душой

Сергей Бирюков, Рената Гарифуллина
Труд
Анастасия прекрасно знает, каково «маленькому человеку», да еще провинциалу завоевать столицу. Фото предоставлены видеосервисом IVI

На видеосервисе IVI стартовал сериал «По колено» — по жанру комедийный, но, как полагается настоящей комедии, имеющий вполне серьезный смысл. Каково тебе в жизни, если ты — маленький человек,...

Исторический музей открыл юбилейный цикл выставок истинно царским вернисажем

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото с

К грядущему 150-летию Исторического музея его старший собрат Государственный Эрмитаж припас поистине царский подарок. В Москву прибыла выставка парадных одеяний из бывшей главной императорской резиденции — Зимнего дворца. Такие...

В «Формуле еды» актриса рассказывает телезрителям, чем интересна наша страна в кулинарном отношении

Александр Славуцкий
Труд
Для Сесиль Плеже, несмотря на ее французское имя, русская еда – родная. Фото предоставлены компанией ВГТРК

В новом сезоне популярной программы «Формула еды», стартовавшем на телеканале «Россия 1», обновился и состав ведущих: к доктору Сергею Агапкину, специалисту по йога-терапии и автору...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?