В двух сибирских городах-миллионниках строительством метро займется китайская корпорация China Railway Construction Corporation Limited (CRCC). Генподрядчиком строительства линий является группа компаний «Моспроект-3», а китайские партнеры проложат перегонные тоннели в Челябинске и в Красноярске. Общая сумма контракта — 13,198 млрд рублей.
Естественный вопрос: почему китайцы? Которых наша страна еще в 1950-1960-х учила строить метро. Но с тех пор Поднебесная ушла далеко вперед. И если в России ныне имеется семь действующих метрополитенов, то в Китае их 47. Система пекинского метро насчитывает 428 станций на 24 линиях общей протяженностью 727 км (Московский метрополитен — 645 км). К 2050 году количество линий китайского метро достигнет 300, а общий пробег линий метро на материковой части составит 11 700 км.
К тому же китайцы участвовали в строительстве трех станций Московского метрополитена: «Аминьевская», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского» Большой кольцевой линии. И не просто «копали». Для создания подземных тоннелей китайская корпорация специально изготовила в КНР пять проходческих щитов с диаметром «резцов» от 6 до 10 метров. Один щит-гигант даже пришлось везти через Северный морской путь. То есть они научились у нас тому, чего мы нынче сами не умеем.
Еще причина: других желающих строить сибирские метрополитены не оказалось. На объявленные торги по этому контракту не поступило ни одной заявки, и конкурс объявили снова. После чего партнером согласилась стать китайская корпорация, да еще с опытом работы в подземке Москвы. Третья причина: острый дефицит специалистов-метростроителей. Еще в начале сооружения БКЛ выяснилась потребность в 70 тысячах высококвалифицированных работников, а в Москве имелось лишь 50 тысяч. А в Сибири их нынче днем с огнем не найдешь: в Красноярском крае вакансий больше, чем безработных, в 6,6 раза. Не забудем, что население Китая в 10 раз больше российского, убывающего по полмиллиона в год.
В общем, куда ни кинь — всюду клин. И не только в метростроении. Пять лет назад китайским партнерам был отдан участок автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, которая должна стать частью международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. В правительстве РФ тогда заявили, что на ближайшую перспективу это будет самый масштабный дорожный проект. «Дорожное строительство в Китае по технологиям, а самое главное, по дисциплине труда находится на голову выше, чем в России. Русским будет чему поучиться, если захотят», — говорил тогда глава Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов. Ну и чему мы там научились?
А впереди споры за еще один лакомый кусок — расширение Петербургского метрополитена. И у властей Северной столицы уже давно «в работе» письмо одного из руководителей представительства China Railway Construction Corporation, где говорится о заинтересованности в участии.
Что еще отдадим на подряд работящему соседу? Космос уже отдали. Может быть, отечественную демографию? Они и тут помогут...