Главная Культура 00:01 16 Сентября 2022 14311
Антонина Крейн: Люди хотят верить в сказки

Разговор с обладательницей приза «Выбор читателя» на III конкурсе «Русский детектив»

Дина Егорова
Еще недавно Антонина и подумать не могла, что будет соревноваться с кумирами миллионов читателей. Фото предоставлено издательской группой «Эксмо-АСТ»

Молодая, но уже весьма популярная в молодежной среде писательница Антонина Крейн завоевала приз «Выбор читателя» премии «Русский детектив», третий год подряд присуждаемой холдингом «Цифровое телевидение» при поддержке РГБ и «Эксмо-АСТ». Антонине удалось обойти более 130 финалистов лонг-листа, включая таких столпов остросюжетной и детективной прозы, как Александра Маринина и Татьяна Устинова. Возможно, одна из причин ее успеха — в том, что писательница работает в жанре магического детектива и фэнтези, последние десятилетия устойчиво держащемся на пике читательского спроса. Почему психологические проблемы магов и лесных колдуний, раньше интересовавшие в основном публику не старше 10 лет, стали интересны взрослой аудитории? Становится ли человечество более инфантильным? Или все дело в том, что события в придуманном Антониной мистическом городе Шолохе при всей фантастичности порой до боли напоминают наши горячие повседневные сюжеты?

— Антонина, что вы чувствовали, соревнуясь с корифеями детективного жанра Александрой Марининой и Татьяной Устиновой?

— Когда узнала, что нахожусь с ними в шорт-листе, испытала шок. Я читала их с детства, у меня на даче хранится полное собрание серии с участием Каменской. Я, конечно, и подумать не могла, что через какое-то не очень большое время буду соревноваться с кумирами миллионов читателей. В общем, была изумлена и воодушевлена.

— Как удалось совместить детективную фабулу со стилистикой фэнтези-вселенной?

— Жанр фэнтези никак не ограничивает автора по части сюжетосложения, более того, он предоставляет для этого множество возможностей, культивируя внутри себя разные направления: это и сентиментальный роман, и маг-детективы. Я всегда любила Роулинг, Толкиена, Ольгу Громыко, Макса Фрая. И, как Фрай, пишу магические детективы — мне нравится придумывать головоломки и загадки, постепенно складывающиеся в цепь связанных между собой обстоятельств. Мои главные герои, Тинави и маг Полынь — «ловчие», детективы по магическим делам. Однако при всем сказочном антураже им приходится сталкиваться со злом, которое знакомо нам и по реальной жизни. Например, в основе сюжета книги, отмеченной «Русским детективом», лежит киднеппинг. Дети, живущие в приюте, начинают выигрывать гранты в некую загадочную Луговую школу — и исчезают. Но пока исчезают сироты, всем на это в общем-то наплевать, и лишь когда пропадает девочка из «хорошей» семьи, о происшествии узнает общественность и за дело берутся мои детективы.

— Но распространено мнение, будто увлечение фэнтези — признак инфантильности читателя, бессильного справиться с реальностью и ищущего отдушину в выдуманных мирах.

 

— Мне кажется, то, о чем вы сказали, говорит не столько об инфантильности, сколько об эскапизме — стремлении иметь «окошко», куда можно на время сбежать от внешнего мира и там отдохнуть, найти для себя новые возможности. Это не означает страха перед реальностью, тем более отказа от социальной активности.

— Однако близка ли идея социальной активности поколению, которое все больше привыкает к жизни в виртуале?

— Как бы мы ни стремились «не выходить из комнаты, не совершать ошибку», взаимодействие с себе подобными, слава богу, неизбежно. Дочь, сын, мать, отец, муж, жена, коллега, друг — эти социальные роли и в наше время актуальны. Вне взаимодействия с миром мы теряем себя.

— Еще один упрек, который предъявляют фэнтези: оно-де только развлекает, не неся никакой образовательной нагрузки. Не знакомит ни с реальной историей, ни с религиями, ни с мифологиями.

— Ну конечно, это не учебник, но в эклектичности фэнтези, жонглирующего цитатами из различных источников, содержится масса сведений о мифологических и религиозных системах мира. В моих книгах, например, есть элементы фольклора кельтов, удмуртов и коми. Художественная система фэнтези очень широка и позволяет создавать вселенные в самых разных колоритах, эстетике, локации. Например, я всегда любила природу, и потому мои герои живут в волшебном лесу — это очень красивая среда, наподобие диснеевских мультфильмов.

Ловчая Тинави и маг Полынь похожи на героев детских сказок, но сегодня такими персонажами увлекаются и 35-летние любители фэнтези

Мне кажется, присутствует в моих книгах и терапевтический эффект — я интересуюсь психологией, использую некоторые моменты современного психоанализа. И герои мои не только распутывают сюжетные хитросплетения, но и пытаются приблизиться к решению своих психологических проблем — например, преодолевают так называемый синдром самозванца — недостаточной уверенности в собственных силах, разбираются с детскими травмами, проблемами самоидентификации. Об этом и читатели мне пишут, а в рекламных баннерах иногда даже говорится — похвастаюсь! — что «Серия «Шолох» — это книги, после которых хочется жить».

— Но есть в сфере фэнтези и книги, которые культивируют мрак.

— Да, и это значительный пласт, у которого есть свои фанаты. У авторов и издателей в ходу даже специальный термин «стекло» — это те книги, погружаясь в которые, читатель чувствует, что все — тщета. Проза местами мрачная, давящая, хтоническая — читаешь и рыдаешь. Если в ней и случается катарсис, то он не дает ощущения освобождения. Но мне это совсем не близко. Я, конечно, не поклонница дежурных хеппи-эндов, где в конце обязательно будет свадьба с пышным платьем, и тоже временами ставлю своих персонажей в ситуации, когда им несладко, но в финале всех их «отпускает».

— Как относитесь к распространенной сегодня практике, когда на основе придуманной писателем вселенной делается кино, компьютерная игра, туристический квест, линейка брендированных товаров?

— Нечто вроде вселенных «Марвел» или «Ведьмака» Сапковского? Да, я бы хотела создать вселенную «Шолох». Включая игры, в которых геймеры сами создают новые истории. Такое соавторство в эпоху соцсетей — очень важный инструментарий для популяризации книг.

— Ожидать ли нам экранизации ваших книг? И насколько вы сами при этом намерены участвовать в съемочном процессе?

— Да, в последнее время укрепилась тенденция на сближение литературы и кино, авторов все чаще экранизируют. Рассматриваются на этот предмет и мои книги, я уже писала заявки. Насчет съемочного процесса — конечно, мне бы хотелось в нем поучаствовать, но что-то подсказывает, что такого не будет. Обычно ты отдаешь права, и дальше работает уже другая команда. По сценарию еще могут советоваться с автором, но вот подбором актеров или локаций, например, точно занимаются без тебя.

— Разделяете ли вы распространенную тревогу по поводу того, что современная молодежь ничего не читает, а только сидит в соцсетях?

— У меня противоположная точка зрения, и, к счастью, ее подтверждает статистика: молодежь очень много читает — во всяком случае, это относится к моей аудитории, которой, как показывают измерения, от 16 до 35 лет. В последние годы спрос на электронные книги устойчиво и быстро растет. Чтение даже перетягивает пользователей ТВ-платформ и соцсетей. Во многом это происходит, мне кажется, благодаря книжным блогерам, которые работают в разных сегментах — интеллектуальном, популярно-развлекательном: У некоторых из них сотни тысяч просмотров, а когда молодые люди слушают, как интересно им рассказывают про литературу, им тоже хочется читать.

— Вы сказали о тенденции, касающейся электронных изданий. А что с бумажной книгой — она умирает?

— Нет, конечно. Скорее, дорожает, но это вовсе не означает, что ее не будут покупать. Такая книга в интернет-эпоху становится артефактом, предметом художественного коллекционирования, который хочется подержать в руках, рассмотреть, пошелестеть страницами. Сейчас бумажные издательства уделяют большое внимание оформлению, обложке, форзацам, иллюстрациям. Например, в моих книгах всегда присутствуют карты миров, где живут их герои. Многие, читая, размечают книги в своей домашней библиотеке при помощи стикеров-закладок: например, синим выделяют эпизоды, содержащие новое знание; розовым — романтические моменты; желтым — шуточки. Ставишь такую книгу на полочку и всегда сразу можешь открыть полюбившиеся тебе места. Особое ощущение обладания, которое не дает электронный носитель. Ценность важнее цены.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5839
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4620
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4531
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4163
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?